Проблема девиантного поведения подростков давно и глубоко исследуется, как теоретически, так и практически в различных науках, но продолжает оставаться в категории наиболее сложных, актуальных и дискуссионных. Актуальность проблемы девиантного поведения обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества школьников, имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о профилактике девиантного поведения подростков − один из ведущих факторов социально-реабилитационного центра. В последнее время, в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
За последние 10 лет в России правонарушения и безнадзорность подростков выросли в огромную проблему, несущую опасность для социальной сферы, правопорядка и здоровья населения. Число детей, родители которых были лишены родительских прав, в 2021 г. составило 32 684, в 2020 г. – 28 746. В 2020 и 2021 гг. наблюдалось снижение числа родителей, чьи родительские права были восстановлены, – их насчитывалось 900 и 950, при этом в 2018 г. восстановлены в правах были 1323 родителя, в 2019 г. – 1151.
В 2021 г. родительских прав были лишены 25 372 человека, в 2020 г. – 22 370. При этом в 2018 и 2019 гг. эти показатели были существенно выше – 28 676 и 28 543 соответственно [7].
Лишение родительских прав может послужить основанием для девиантного проявления у детей, оставшихся без попечения родителей.
В современных условиях частью системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних становятся социально-реабилитационные центры. Центры социальной реабилитации несовершеннолетних в России осуществляют деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации.. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних представляет собой учреждение социального обслуживания семьи и детей, деятельность которого направлена на преодоление социально-педагогических проблем, педагогическую коррекцию и реабилитацию детей. Изучение возможностей таких социальных институтов в развитии современных форм и технологий работы с подростковыми девиациями позволяет разрабатывать и популяризировать действенные проекты в означенной области [6].
ФЗ №120 описывает основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основная задача законодательного акта — защита прав и интересов лиц, не достигших совершеннолетия.
Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных противоречий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблему или решить поставленные задачи [1].
Социальная профилактика (предупреждение) - это деятельность по предупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
Выделяют три уровня социальной профилактики:
1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно - духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.
2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.
3. Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности [1].
Девиантное поведение — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации [2].
По мнению М.В. Воронцовой под данным термином обозначают «поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.)» [3].
С позиции А. Коэна, девиантное поведение – это поведение, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями», а социальные отклонения имеют различные масштабы и могут проявляться на разных уровнях [5, с. 117].
Отечественные авторы, в частности Я.И. Гилинских отмечают, что поведение является девиантным, если поступки и действия индивида не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в социальной общности нормам и правилам [4].
Профилактические мероприятия девиантного поведения должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи. Такую помощь оказывают социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних
В качестве примера рассмотрим социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Алые Паруса" в г. Ульяновске. Социально-реабилитационный центр предназначен для временного проживания и социальной реабилитации подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Ребёнок в социально-реабилитационном центре обычно находится до полугода. За это короткое время не всегда удается преодолеть все негативные последствия его противоестественной жизни. Но есть возможность хотя бы приобщить его к другим формам взаимоотношений между людьми: без угроз, оскорблений, физических расправ. Важнейшая задача работников центра – показать ребенку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того, чтобы он, в свою очередь, принял новую систему социальных отношений, освоился в ней и захотел жить в соответствии с ней.
Целью деятельности СРЦ является реабилитация несовершеннолетних находящихся в социально-опасном положении с различными формами и степенью социальной дезадаптации, обеспечение им социальной помощи и социального патронажа. Важной частью работы является технологическое и методическое обеспечение деятельности специалистов детских специализированных учреждений социального обслуживания населения, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении [8].
Деятельность специалистов Центра направлена на:
- обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи;
- оказание социальной, психологической, педагогической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;
- разработку и реализацию индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
- содержание в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- организацию медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних по существующим образовательным программам, содействие их профессиональной ориентации и получение ими специальности;
- содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (их законных представителей).
Разнообразие имеющихся методик дало возможность проведения диагностики детей всех возрастов, позволило специалистам всесторонне исследовать личности несовершеннолетних и их родителей, определить направления работы по преодолению трудной жизненной ситуации, по восстановлению детско-родительских взаимоотношений.
На основе комплексной диагностики определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановления утраченного или формирование недостающего социального опыта. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, Центр способствует восстановлению социального статуса ребёнка, поддерживает усилия семей, проявляющих готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.
Воспитатели и специалисты ведут коррекционную работу с воспитанниками, включающую в себя: коррекционные и профилактические занятия, упражнения, игры, тренинги, этюды, психологическую гимнастику. Большое внимание уделяется организации досуга и отдыха воспитанников. Проводятся тематические беседы и вечера, театрализованные представления, литературно-музыкальные композиции, конкурсные и игровые программы, физкультурные праздники.
В СРЦН также есть отделение сопровождения семей с детьми. Отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также средствами массовой информации, общественными организациями, занимающимися проблемами семьи и детей, и другими организациями.
Список использованных источников
Бедулина, Г. Ф. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине социально-педагогическая профилактика / Г. Ф. Бедулина. — Текст : электронный // Репозиторий БГПУ : [сайт]. — URL: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/197/1/001620.pdf (дата обращения: 15.01.2023).
Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Москва :Прайм-Еврознак, 2008. – 857 с. : ил. – ISBN 978-5-17-055694-6.
Воронцова, М. В. Теория деструктивности : учебник для вузов / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров, Т. В. Бюндюгова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 330 с.
Губина, Н. В. Социология: норма, девиация, контроль / Н. В. Губина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2012. – 170 с.
Кунц, Е. В. Понятие отклоняющегося поведения несовершеннолетних / Е. В. Кунц // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – №2. – С. 117-122.
Лебедева, И. В. Профилактика девиантного поведения детей в социально-реабилитационном центре / И. В. Лебедева, И. И. Ушаков. — Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. С. 132-135.
На спаде пандемии выросло число родителей, лишенных родительских прав // Ведомости : сайт. – URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/05/31/924551-roditelei-lishennih-prav (дата обращения: 23.01.2023)
Отделение сопровождения семей с детьми. — Текст : электронный // Алые Паруса : [сайт]. — URL: http://alparusa73.ru/uslugi/otdelenie-soprovozhdeniya-semey-s-detmi/ (дата обращения: 15.01.2023).