Взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и копинг-стратегий у водителей с разным стажем вождения - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и копинг-стратегий у водителей с разным стажем вождения

Скворцова М.Б. 1, Бойко А.В. 1
1МГУ им. Невельского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире происходит постоянный рост стрессогенных факторов, которые влияют на психологическое состояние автомобилистов, из-за чего возрастает риск дорожно-транспортных происшествий.

Е.Н. Водопьянова определяет стрессоустойчивость как - «системную динамическую характеристику, определяющую способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности» [1,с.290].
Стрессоустойчивость - динамическая характеристика, которую можно сформировать и развить, активизируя необходимые навыки и умения. Так, она формируется из определенных индивидуальных личностных характеристик, которые определяют реакцию на внешние раздражители. К таким характеристикам, по мнению Е.Н. Водопьяновой, относятся не только эмоциональные, но и волевые, мотивационные, когнитивные и поведенческие составляющие.
Способы преодоления стрессовой ситуации индивидуальны и разнообразны, и меняются за счет внешних обстоятельств и индивидуальных психологических особенностей личности.
Таким образом, стрессоустойчивость – важное качество, которое позволяет человеку преодолевать различные нагрузки на его психику, сохраняя работоспособность и оптимальный уровень показателей психического здоровья при воздействии внешних раздражителей. Стрессоустойчивость один из необходимых компонентов для оптимального существования в обществе и общества в целом.
Копинг-стратегии как виды поведения в стрессовой ситуации необходимы для наиболее эффективного адаптирования личности. Они отражают готовность индивида решать жизненные проблемы индивидуальным способом. Такое поведение направлено на приспособление к ситуации и предполагает наличие сформированного умения использования определенных средств для преодоления эмоционального напряжения. Предполагается, что процесс преодоления жизненных трудностей является процессом мобилизации личностных и средовых ресурсов, их оптимального использования.
Целью исследования стало изучение взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и копинг-стратегий у водителей с разным стажем вождения.
Была сформулирована гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и копинг-стратегиями у водителей с разным стажем вождения.
Методики, которые в большей степени соответствовали реализации поставленной цели:
1. Анкетирование.
2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге.
3. Методика «Способы совладающего поведения», WCQ (Р. Лазарус).
В исследовании добровольно приняли участие водители со стажем вождения до 3 лет (10 человек) и более 10 лет (10 человек). Общее количество испытуемых - 20 человек. Возраст респондентов от 22 лет до 58 лет.
Первоначально респондентам были предоставлены бланки с анкетой, на основании которой респонденты были разделены на две группы по стажу вождения – 1 группа начинающие водители, 2 группа опытные водители. Далее были предоставлены бланки по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге для выяснения их актуального уровня сопротивляемости стрессу.

Рассмотрим итоговые результаты двух групп по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге (см. Табл.1).
Таблица 1 - Итоговые результаты двух групп по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге в двух группах

Шкалы

1 группа – начинающие водители
10 человек

2 группа – опытные водители
10 человек

Большая сопротивляемость стрессу

3 респондента

1 респондент

Высокая сопротивляемость стрессу

3 респондента

2 респондента

Пороговая сопротивляемость стрессу

2 респондента

5 респондентов

Низкая сопротивляемость стрессу (ранимость)

2 респондента

2 респондента

В результате исследования по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге респондентов со стажем до 3 лет включительно (1 группа) мы видим, что шесть респондентов из десяти имеют большую и высокую сопротивляемость стрессу, т.е. для них характерна минимальная степень стрессовой нагрузки и любая деятельность, связанная со стрессом, будет эффективна. Тогда как в группе 2 - пятеро респондентов обладают пороговой сопротивляемостью стрессу, т.е. их стрессоустойчивость может снижаться с увеличением стрессовых ситуаций и, следовательно, им нужно тратить собственные ресурсы на борьбу со стрессом, что может ухудшить их психологическое состояние.
Затем были предоставлены бланки по методике «Способы совладающего поведения», WCQ (Р. Лазарус) для определения копинг-стратегий каждого испытуемого. Рассмотрим итоговые результаты двух групп по методике «Способы совладающего поведения», WCQ (Р. Лазарус) (см.Табл2.).
Таблица 2 - Итоговые результаты двух групп по методике «Способы совладающего поведения», WCQ (Р. Лазарус)

Шкалы копинг-стратегий

Результаты 1 группы – начинающие водители

10 человек

Результаты 2 группы – опытные водители

10 человек

Конфронтация

5 респондентов

2 респондента

Дистанцирование

5 респондентов

3 респондента

Самоконтроль

1 респондент

-

Поиск социальной поддержки

1 респондент

2 респондента

Принятие ответственности

2 респондента

1 респондент

Бегство-избегание

6 респондентов

5 респондентов

Планирование решения

3 респондента

7 респондентов

Положительная переоценка

-

4 респондента


В результате исследования по методике «Способы совладающего поведения», WCQ (Р. Лазарус) мы видим, что в группе 1 преобладают такие копинг-стратегии - бегство-избегание, конфронтация и дистанцирование. Стратегия положительная переоценка не была характерна ни для одного респондента.
Для копинг-стратегии бегство-избегание характерно – преодоление негативных переживаний путем уклонения (бегства), и, следовательно, быстрое снижение эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях.
Копинг-стратегия дистанцирования предполагает снижение значимости негативных переживаний, как способ их преодоления, что помогает человеку избавиться от негативных эмоциональных реакций. Так, в группе 1 преобладают копинг-стратегии направленные на «уход» от стрессовой ситуации.
Тогда как в группе 2 преобладает стратегия – планирования решения, которая предполагает - целенаправленное разрешение проблемной ситуации, выработки стратегии, планирование действий, но может обладать чрезмерной рациональностью. Так, у респондентов группы 2 преобладают копинг-стратегии направленные на решение проблемы.
Для анализа взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости респондентов и наиболее выраженных копинг-стратегий мы использовали коэффициент корреляции Спирмена. При проведении статистического анализа полученных данных по двум методикам, нами не было обнаружено взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и копинг-стратегиями у водителей группы 1 и группы 2.
Таким образом, мы видим, что:
1. В группе 1 – начинающие водители - преобладает большая и высокая сопротивляемость стрессу. Наиболее распространенные копинг-стратегии – бегство-избегание.
2. В группе 2 – опытные водители - преобладает пороговая сопротивляемость стрессу. Но преобладающей копинг-стратегией является – планирование решения проблемы.
3. Наша гипотеза не подтвердилась, что может говорить о том, что отсутствует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и копинг-стратегиями у водителей с разным стажем вождения.

Список литературы
1. Водопьянова Н.В. Психодиагностика стресса / Н.В. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2009. – 337 с.
2. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс / Р. Лазарус под ред. Л. Леви. – 1970. – 178-208 c.
3. Прохоров А.О. Психология состояний. Хрестоматия / Т. Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А. О. Прохоров: Под ред. Прохорова А. О. - СПб.: Речь. - 2004.
4. Романов А.Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Романов. - 2002.
5. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2008. – 474 с.

Просмотров работы: 87