Социальная реабилитация детей-инвалидов: региональный опыт - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Социальная реабилитация детей-инвалидов: региональный опыт

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в мировом сообществе остро встала проблема социализации детей-инвалидов. Число детей с ограниченными возможностями неуклонно растёт. По статистике количество детей со статусом «инвалид» за последние пять лет в России удвоилось. Знаменитые психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Главная проблема детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. В 2020 году в России проживало 11,9 млн человек с инвалидностью, или 8,1% от всего населения страны, из них 688 тыс. человек – дети, или 2,3% от всего детского населения страны. В 2021 году число людей с инвалидностью составило 11,631 тыс. человек, детей-инвалидов – 703.67 тыс. человек.

В Ульяновской области проживает более 137 тысяч граждан с инвалидностью, из них 11510 человек инвалиды первой группы, 63675 человек инвалиды второй группы, 56371 человек инвалиды третьей группы, в том числе - 5673 ребёнка-инвалида [5]. Ежегодно в регионе проводится декада, направленная на социокультурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья. В этом году в каждом муниципальном образовании будут организованы благотворительные акции, посещение инвалидов на дому с вручением подарков, организация кинопоказов, торжественных мероприятий, круглых столов и встреч с членами общественных организаций людей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная реабилитация детей инвалидов – процесс сложный, длительный и многоступенчатый, направленный на восстановление функций организма ребенка, на социальную интеграцию и адаптацию в обществе. Ребенок формируется как член общества, которому он принадлежит. В результате взаимодействия специалистов, семьи, общества и самого ребенка-инвалида достигается адаптированность ребенка-инвалида к конкретной социально-бытовой среде, к условиям жизни и общества.

Реабилитация социальная – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс [6].

Проблема детской инвалидности в нашей стране занимает очень актуальную и острую позицию. Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Особое внимание у государства и общественных организаций занимает реабилитация детей-инвалидов в современном обществе, а также психологическая и материальная помощь семьям, которые столкнулись с этой проблемой. В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью [7].

Государственные структуры, признавая все потребности таких семей, стремятся помочь, предоставляя обеспечение доступа к услугам образования, медицинского обслуживания, доступ к трудовой деятельности, к средствам отдыха и профессиональной подготовки. Благодаря этому достигается максимальное улучшение качества жизни и ее полноценности, независимо от состояния здоровья и духовного состояния. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гласит о необходимости «обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ» [1].

Социальная реабилитация детей-инвалидов немыслима без понимания психологических особенностей развития личности ребенка. Но проблемы, стоящие перед российским обществом XXI в., достаточно острые и сложно за короткий промежуток времени перейти к построению и использованию новой парадигмы социальной помощи инвалидам [4]. В последние годы в России сформировалась социальная политика, направленная на максимально возможную интеграцию инвалидов в общество и реализацию их общественных прав.

Главная проблема реабилитации детей-инвалидов с ограниченными возможностями в условиях современного российского общества, несомненно, связана с реализацией федеральных законов, выражающих их права и обязанности [3].

При обращении в органы социальной защиты и другие организации, призванные заниматься социальной реабилитацией детей-инвалидов, их родственники, а также лица, представляющие интересы инвалидов, должны иметь возможность в полном объеме получить всю необходимую информацию о правах детей-инвалидов, возможностях региона и близлежащих областей в деле оказания необходимой им помощи. Реабилитация ребенка-инвалида не простой путь, часто зависит от наличия или отсутствия спецшкол, специальных реабилитационных центров в регионе где живет ребенок.

Основными целями таких центров являются формирование или восстановление социального статуса, адаптация к условиям жизни в семье и обществе, воспитание мотивации к труду [2]. Социальные работники определяют потенциал ребенка, какую именно помощь необходимо оказать, разрабатывают индивидуальную программу реабилитации, организуют досуг для детей. Одним из таких центров является ОГКУСО РЦ «Восхождение» в с. Большие Ключищи Ульяновской области. Реабилитационный центр «Восхождение» обеспечивают своих подопечных социальной, психологической, медицинской и педагогической помощью, которая позволяет адаптироваться к жизни в социуме.

Для реализации социально-медицинской реабилитации используются различные виды физиотерапии: светолечение, электролечение, электростимуляция, ингаляции   лекарственными травами, масляные ингаляции, магнитотерапия, лазеротерапия.

-         ЛФК

-         Витаминотерапия

-         Медицинская поддерживающая и противорецидивная лекарственная терапия;

-         Программа по закаливанию (оздоровительный гидрокомплекс: бассейн с гидромассажем, сауна, гидромассажная ванна)

-         Диетотерапия

Все медицинские манипуляции проходят под строгим контролем врача и медицинских сестер, которые отслеживают состояние здоровья каждого ребенка в течение всего реабилитационного маршрута.

Социально-психологическая реабилитация: направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы, коррекцию коммуникативной сферы и поведения ребенка, на формирование адекватной самоооценки и позитивного мировосприятия.

В Центре организовано сбалансированное диетическое 6 – разовое питание. В меню ежедневно, кроме соков, фруктов и овощей, кисломолочные продукты и минеральная вода «Волжанка».

В центре ведется большая работа с детьми-инвалидами, предоставляют социально-психологические услуги:

а) проведение психодиагностики, работы по психологической коррекции;

б) оказание психологической помощи и поддержки;

в) социально-психологический патронаж;

г) проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.

социально-педагогические услуги:

а) анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия). Организация и проведение клубной и кружковой работы;

б) проведение обучения и тренировок инвалидов с помощью тренажёрного и спортивного оборудования;

в) создание условий для дошкольного воспитания и образования детей;

г) создание условий для получения общего образования по адаптированным образовательным программам проводятся различные мероприятия:

мастер-классы – изготовление изделий из атласных лент в технике канзаши, бумажное моделирование, техника ручной резки бумажного материала папетроль, рисование в технике Эбру, Паперкрафт, Оригами. Проводили мероприятие брейн-ринг, посвященное финансовой грамотности «Юные финансисты»

Проходят различные беседы, например на темы: «Будь добрее», «Добро пожаловать в Хогвардс», «Самые необычные животные мира», фестиваль толерантности, встречи с писателями. Также дети посещают бассейн, посещают библиотеку и пожарную часть в с. Большие Ключищи, посещают Ульяновский краеведческий музей им. И.А.Гончарова. Ребята в Центре не только отдыхают, учатся и оздоравливаются, но и приобретают много новых друзей со всей нашей области.

Организация социальной реабилитации детей-инвалидов очень актуальна, потому, что в России, как и в целом мире, не прекращается рост детской инвалидности, что требует особых мер в проведении социальной работы, чтобы оказать детям максимальную помощь в дальнейшем развитии личности, способностей, понимания, ответственности, а самое главное адаптации в обществе.

Библиографический список

Федеральный закон № 181 от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. Гл.1. Ст. 3. http://www.consultant.ru/

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

Хомякова, И.А. Индивидуальное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации [Текст] / И.А. Хомякова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С.72-80.

Гарань А. Реабилитация инвалидов - внимание общества // Соц. обеспечение №4, 2019 г. – 106 с.

Инвалидность. Статистика по регионам https://tochno.st/problems/disability

Плохова И.А., Бибикова Н.В. Глоссарий по социальной работе: учебно-методическое пособие / И.А. Плохова, Н.В. Бибикова. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2020. – 25 с.

Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации / Под ред. проф. Е. И. Холостовой, проф. Г. И. Климантовой. — М.: Издательско-торговая

корпорация «Дашков и К°», 2015. — 312 с.

Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.- М.: ИНФРА-М, 2009.-189с.

Официальный сайт реабилитационного центра «Восхождение» http://detstvo73.ucoz.net.

Просмотров работы: 96