Влияние культурно – досуговой деятельности на социализацию подростков - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Влияние культурно – досуговой деятельности на социализацию подростков

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность нашего исследования отражается в официальной социально-культурной политике, нормативно-правовыми документами, а именно Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 N 3612-1 (с изменениями и дополнениями), которые подчеркивают важность воспитания всесторонне развитой гармоничной личности подрастающего поколения, умеющей ориентироваться в современном социуме и качественно его преобразовывать. В связи с этим нами определена тема исследования: «Влияние культурно – досуговой деятельности на социализацию подростков».

Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Прежде всего, следует отметить, что понятие «досуг» – это категория социологическая. В социологии понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы. Так, в Кратком словаре по социологии понятие «досуг» рассматривается как синоним понятия «свободное время». В начальный период развития социологии, когда категория «свободное время» наполнялась значительно более широким содержанием, нежели теперь, а именно, отождествлялась с нерабочим временем в целом, под досугом понималась лишь та часть этого времени, которая оставалась за вычетом из него всех необходимых, непреложных затрат (сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством и т. п.), т.е. оказывалась свободной в строгом собственном смысле этого слова.

Время, которым располагает общество, личность, делится на рабочее и внерабочее. Под рабочим временем понимается время фактической работы на общественном производстве. Внерабочее время – это время суток (месяца, года) за вычетом рабочего времени. Оно подразделяется на следующие части: 1) время, связанное с подготовкой к работе на производстве; 2) затраты времени на удовлетворение физиологических потребностей; 3) время, затрачиваемое на домашний труд и другие бытовые потребности; 4) собственно свободное время.

В педагогических исследованиях значительный вклад в уточнение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование внесли М.Г. Бушканец, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.А. Новикова, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и др. Они рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. В их исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности.

Достаточно интересно понятие «досуг» охарактеризовано в исследованиях Э.В. Соколова. Досуг им рассматривается как «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью». По мнению Э.В. Соколова, «без достаточного отдыха человек быстро истощает силы и оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотонным и плоским.

Анализ позиции С.А. Шмакова в отношении досуга показывает, что он рассматривает это явление комплексно как «время духовного развития школьной молодежи, которое представляет ей возможность свободного выбора общественно значимых ролей и положений, позволяет заниматься деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении; как сферу, в которой полнокровно раскрываются потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении, как особую социальную сферу, где учащиеся удовлетворяют личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного “Я”; как зону активного общения, в которой учащиеся открыты для воздействия и влияния самых различных институтов и организаций».

Так как досуг занимает лишь часть свободного времени и является личной сферой жизни человека, следовательно, он напрямую связан с досуговой деятельностью и досуговым временем.

Раскрывая понятия «свободное время» и «досуг», мы, так или иначе, выходим на предмет определения функций досуга, способов и содержания его заполнения, и тогда, естественно, понятие «досуг» раскроется перед нами другой своей гранью и другой смысловой наполненностью. Ведь в обыденном сознании досуг всегда воспринимается просто как свободное от труда время. Действительно, с одной стороны, это время, необходимое для отдыха и развлечений, но, с другой стороны, это и время, заполненное культурно - ценностным содержанием.

Несмотря на всё богатство теоретических материалов, системных исследований, посвященных рассмотрению культурно-досуговой деятельности, как средства социализации, проблема досуга подростков остаётся недостаточно разработанной и до настоящего времени особо острой не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков, так как большой объём неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им нередко приводит детей к социальным проблемам. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.

Последние исследования показывают, что 54% школьников г. Ульяновска посещают дополнительные кружки и секции, 46% ребят не вовлечены в общественную деятельность школы, в кружки и секции центров детского творчества. Причинами, по которым ребята отказываются посещать учреждения дополнительного образования, являются отсутствие кружков по интересам, отдаленность от места проживания, высокая стоимость занятий. Не смотря на ряд причин, отсутствие кружков и секций, соответствующих запросам современных детей и подростков, остаются главной причиной не включённости ребят в разностороннюю и увлекательную досуговую деятельность.

Развитие современного российского общества и дифференциация различных общеобразовательных учреждений (школы, лицеи, гимназии, центры дополнительного образования) ведёт к модернизации культурно-образовательной системы. Необходимость этого процесса, на наш взгляд определяется рядом обстоятельств: во-первых, в мире усиливается тенденция перехода от техногенной к антропогенной цивилизации; во-вторых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека как на техногенного специалиста уступает место взгляду на личность с позиции гуманистического, культурно-исторического, педагогического развития; в-третьих, культурно-образовательные информационные, досуговые услуги все больше пользуются спросом в социуме.

В результате чего возрастает значение инновационных подходов к организации внеучебного процесса в культурно-досуговой деятельности общеобразовательного учреждения, именно во внеучебной работе создаются предпосылки возникновения экспериментальных площадок по научному поиску новых средств и форм социализации подростков в культурно-досуговой деятельности, основное предназначение которой - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социально-культурные и образовательные потребности личности ребенка, развивать их мотивацию к познавательной и творческой деятельности. «Процесс социализации личности активизируется как на уровне сознания, так и поведения, поэтому правильная организация свободного времени людей, особенно в подростково - молодежный период является важным фактором как интеллектуального, так и физического развития».

Стремление найти свое место в обществе становится главным, порождает у подростка чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям, признания своей самостоятельности, своего равенства. Только в специально организуемой общественно-полезной деятельности создается ситуация, в которой подросток вступает во взаимодействие наравне с взрослыми.

Такой деятельностью является культурно - досуговая, она в меньшей степени, чем другие виды деятельности, ограничена социальными нормами и установками. Потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности и активно влияет на социализацию подростка.

Вышеперечисленные обстоятельства в свою очередь повышают требования как к организации сфер образования и досуга, так и к личности подростка. Появление современных инновационных общеобразовательных учреждений в свою очередь предполагает разработку новых программ образования с использованием современного отечественного и западного опыта.

В связи с этим значительно возрастает социальная значимость деятельности общественных институтов, направленных на создание условий для социализации подростка. Среди них особое место занимают школьные детские организации, учреждения досуга, подростково - молодежные клубы, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. Безусловно, общеобразовательное учреждение не может развиваться вне общества, их учебно-воспитательная система - не автономна. Она взаимодействует со средой, осваивая ее, и по возможности, включая ее в сферу своего влияния.

Резюмируя вышесказанное, можем сделать следующие выводы:

1. Среди многообразных социально-экономических, психологических, педагогических, социально-культурных способов и средств воздействия на процесс социализации личности подростка важнейшее место занимает культурно - досуговая деятельность, которая позволяет корректировать девиантное поведение подростков, способствует усвоению ими современных социально-культурных норм и ценностей.

2. Социализация подростков во многом зависит от эффективности культурно-досуговых форм. Их эффективность обусловлена развитой внутренней структурой деятельности в учреждениях досуга, которая отражает запросы и потребности подростков в современной социально-культурной ситуации;

3. Только в специально организуемой социально-культурной сфере создается ситуация, в которой подросток вступает во взаимодействие с взрослыми, усваивая новый социальный опыт. Такой сферой является досуг, он в меньшей степени, чем другие виды деятельности ограничен социальными нормами и установками.

4. Социализация подрастающего поколения охватывает все уровни общественных отношений, все сферы жизнедеятельности общества, значительную роль в этом процессе играет культурно-досуговая деятельность, в которой происходит потребление и освоение молодым поколением культурных ценностей, включенность в различные социальные отношения в общении, игре, практической деятельности.

5. Культурно - досуговые учреждения, которые отражают запросы и потребности подростков в городе Ульяновске представляются как активно развивающаяся досуговая среда, так и педагогическое пространство, индивидуализирующее воспитание, способствующее гражданско-патриотическому, духовно-нравственному и физическому совершенствованию личности и социализации в целом.

Список используемых источников:

1 Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие. Москва Издательство «Флинта» НОУ ВПО «МПСИ» 2010 г.

2. Методические разработки педагогов дополнительного образования. Составители Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. – Москва, 2007

3. Попова А. С. Сфера досуга молодежи в современном мире / А. С. Попова // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 220-223.

3. Мудрик, А.В. Социализация человека Текст. : учеб. пособие для вузов / А.В. Мудрик. М.: Академия, 2004. - 304 с.

Просмотров работы: 292