ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕКАРЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕКАРЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы среднее профессиональное образование в нашей стране становится все более востребованным. Тем не менее, преподаватели отмечают низкую мотивацию студентов, слабость школьной подготовки, случайность выбора учебного заведения и специальности (около 20-30 процентов - поступают целенаправленно, остальные – не поступили в вуз или поступили куда-нибудь, по совету родителей).

Учет специфики среднего профессионального образования и контингента студентов требует от преподавателей применения методики активного обучения – формирование профессиональной компетенции, инициативного отношения, самостоятельного развития, что предусмотрено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте.

Согласно Закону №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», главной задачей обучения становится создание условий перевода студентов к позиции «субъекта учебной и будущей профессиональной деятельности», предполагающей проявление свободы выбора, творческого подхода и самостоятельности.

Большой энциклопедический словарь трактует термин «субъект», как «носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект» [2, с. 425].

В Философском словаре говорится о субъекте, как об «активнодействующем и познающем, обладающем сознанием и волей индивиде или социальной группе» [4, с. 465].

Таким образом, главным признаком субъекта является его активность, способность самостоятельно творить и преобразовывать мир.

Система субъектного подхода в современном образовании позволяет сформировать активного, мыслящего, компетентного специалиста, способного к профессиональному самосовершенствованию. Библиотеки, как и любой работодатель, хотят принимать на работу специалиста, способного с первого дня работы качественно выполнять свои обязанности без адаптационного периода, знающего все современные технологические подходы, владеющего коммуникационными и организационными навыками, быть менеджером информационного звена.

Каким же образом можно определить характеристики «желаемого» библиотекаря? К этому вопросу регулярно обращается все мировое библиотечное сообщество – кодекс библиотекаря, профессиограмма, должностная инструкция и т.п. Как следствие этого, рассматривается вопрос о необходимости реорганизовать формы и содержание профессионального образования, найти адекватные оценки его качества с точки зрения ожидания работодателя. Взаимодействие с работодателем в современных условиях должно быть не только на уровне согласования учебных планов, тем выпускных квалификационных работ, присутствия работодателя на защите и выпускных экзаменах, но и на уровне организации занятий и производственного обучения. Субъектный подход подразумевает сильную мотивацию, привитие профессиональных навыков, которые наиболее ярко проявляются в рамках индивидуальных проектов, востребованных работодателем. Безусловно, работодатель может предложить практически значимую тему выпускной квалификационной работы или курсового исследования, результаты которой используются в реальной работе библиотеки, но этим роль работодателя в подготовке адаптированного компетентного специалиста не ограничивается. Индивидуальные проекты должны сопровождать студента на протяжении всего периода обучения, активизируя его самостоятельное мышление, актуализируя сформированные навыки и компетенции, поддерживая интерес к будущей профессии.

К сожалению, положение о проведении производственного обучения требует проведения учебной практики только на базе лицензированного учебного заведения. Можно согласиться с тем, что предварительно студента следует научить технологии процесса, а потом уже допускать до работы в реальных условиях, но в системе подготовки библиотекарей с обучающей ролью вполне справляются практические занятия. Роль работодателя в этой ситуации вполне может быть представлена возможностями использования реальной библиотеки под контролем руководителя практики (обслуживание читателей, расстановка фонда, участие в массовых мероприятиях, выставочная деятельность и пр.) для отработки навыков, которые не требуют использования модельной библиотеки и будут выглядеть гораздо эффективнее на базе конкретной отобранной реальной системы.

Конечно, работодателю это доставляет определенные сложности, т.к. студенты требуют постоянного внимания и приходят с четко формированной программой производственной практики. Однако эти труды не исчезнут бесследно, поскольку библиотека может подготовить специалиста «под себя», и после завершения обучения на рабочее место придет «мечта работодателя» – специалист, не требующий адаптации и обучения.

Следует отметить роль дуальной формы обучения при подготовке специалистов-библиотекарей. Как известно, дуальное обучениеэто такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте.

Ульяновский колледж культуры и искусства более 15 лет использует элементы дуальной системы образования при подготовке специалистов-библиотекарей. Колледж имеет долгий и положительный опыт взаимодействия с такими крупными библиотеками города, как ОГБУК «Дворец книги – Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина» и ОГБУК «Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова».

На протяжении несколько лет лекционные и практические занятия по профильным предметам проходят на базе этих библиотек.

Так, изучая учебные дисциплины «Библиотековедение», «Библиографоведение» и др., студенты уже с первого курса обучения погружены в «специальность». Они знакомятся с правильностью составления библиографической записи, библиографического описания, учатся работать в автоматизированных информационно-библиографических системах на рабочих местах библиотекарей-библиографов. Изучая учебную дисциплину «Библиотечные фонды и каталоги», студенты совместно с библиотекарями участвуют в комплектовании и хранении книг, проводят техническую обработку новой поступившей литературы, составляют каталоги.Такая организация учебного процесса создает высокую мотивацию у студентов получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество этих знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах.

Как результат реализации субъектного подхода можно отметить, что наши выпускники оцениваются работодателем, как практически ориентированные и остающиеся работать в библиотеке, а продолжившие свое обучение в ВУЗе, как обладающие хорошими практическими знаниями и навыками самостоятельной работы. Способность к постоянному самосовершенствованию в своей специальности, эффективное применение полученных знаний — это основа успешной подготовки наших выпускников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Беркутова, Л. С. Библиотечный дизайн как составная часть общей информационной культуры современного специалиста / Л. С. Беркутова // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 1. – С. 72–77. – (19-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым-2012»).

2. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: 1991. – Т.2. – 768 с.

3. Панкова, Е.В. Формирование профессиональных компетенций студентов в рамках ФГОС третьего поколения: взаимодействие с работодателем / Е.В. Панкова, Л.С. Беркутова // Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации: Тр. XI междунар. науч.-практич. конф. (АРБИКОН 2013). – СПб.: 2013.

4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: 1987. – 588 с.

5. Беркутова, Л.С. Субъектный подход в системе среднего профессионального образования при подготовке современного библиотекаря /Электронный ресурс //доклад на XII Международной научно-практической конференции и выставке «Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации» – СПб.: 2014. – 12.

Просмотров работы: 36