ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА В БИБЛИОТЕЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА В БИБЛИОТЕЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Кузьмина В.Ф. 1, Мухутдинова М.М. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вхождение человечества в эпоху информационного общества характеризуется созданием качественно новой, информационной среды жизнедеятельности, требующей от личности способности самостоятельно приобретать знания, поддерживать необходимый профессиональный и общекультурный уровень в условиях динамично меняющихся информационно-коммуникационных технологий и резкого роста объемов информации. Следствием этого является потребность в развитии информационной культуры. Значительная роль в формировании информационной культуры принадлежит библиотекам, как социальным институтам, обладающим информационными ресурсами и средствами навигации в них и имеющим опыт информационно-просветительской работы с различными категориями пользователей.

Российское законодательство, в частности, Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. №78-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.) «О библиотечном деле» рассматривает библиотеку как информационное, культурное, образовательное учреждение [2].

Кардинальные изменения в библиотечно-информационной среде, поставили перед библиотекарями качественно новую задачу: перейти от разрозненной, несистематической информационной подготовки к целенаправленному, систематическому обучению навыкам работы с информацией, то есть информационному обучению. Такой переход обусловлен осознанием того факта, что развитие в библиотеках новых видов информационных продуктов и услуг, базирующихся на информационно-коммуникационных технологиях, не имеет смысла без одновременного повышения уровня информационной культуры пользователей. Анализ отечественного и зарубежного опыта свидетельствует, что библиотеки отвечают на социальный заказ общества и пытаются внедрять курсы по информационному обучению. Однако при этом наблюдается противоречие между востребованностью таких курсов и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по реализации их в библиотеке. Соответственно возникает проблема адаптации этих учебных курсов к типу и виду библиотеки, категории пользователей, специфике их информационных запросов. Кроме этого, как показывает анализ опыта работы, организация информационного просвещения на базе библиотек сопряжена сегодня с целым рядом проблем: инициативным (необязательным, факультативным) характером работы; преобладанием монодисциплинарного подхода - обучение либо основам библиотечно-библиографических знаний, либо компьютерной грамотности, либо овладение рациональными приемами работы с книгой. Вся эта деятельность, безусловно, важна, но, имея локальный характер, ни одно из этих направлений не способно сформировать достаточный уровень информационных знаний и умений. В результате, реальное состояние дел в области информационной подготовки различных слоев общества продолжает оставаться неутешительным. Все это является весомым основанием того, что в условиях перехода к информационному обществу и обществу знаний в определяющей мере становится необходимой целенаправленная информационная подготовка.

Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационной культуры личности, являются работы М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, Н.Б. Зиновьевой, И.Г. Моргенштерна. В целом, проблематика информационной культуры раскрывалась также в работах И.М. Андреевой, С.Г. Антоновой, С.П. Бавина, И.Г. Белоглазкиной, Г.Г. Воробьева, Г.С. Галиуллиной, И.К. Горловой, А.А. Гречихина, А.Д. Елякова, Ю.С. Зубова, Л.С. Ильичевой, Е.А. Медведевой, А.И. Каптерева, Е.А. Медведевой, В.А. Минкиной и др.

Процесс формирования информационной культуры школьника затрагивался в работах В.А. Витухновской, Н.И. Колковой, Г.А. Стародубовой.

К настоящему времени сформировалось два подхода к рассмотрению объема понятия «информационная культура личности», направленных на формирование информационной культуры школьника. Первый подход -«информологический», при котором приоритет в понятии отдается концепту «информация». Сторонники этого подхода - Г.Г. Воробьев, А.А. Гречихин, Ю.С. Зубов, В.З. Коган, В.А. Уханов. Второй подход - «культурологический» - смысловое ударение падает на концепт «культура». Представителями его являются И.С. Арнольдов, М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина, И.А. Горлова, Н.Б. Зиновьева, В.А. Фокеев.

Для успешной работы в этом направлении необходимо знать и понимать ключевые дефиниции этой области и причины их трансформации. Рассматривая проблему формирования медийно-информационной грамотности, представляется необходимым обратить внимание на положение, сложившееся в профессиональной литературе. В последние годы широко используются понятия информационной компетенции, информационной грамотности, информационной культуры.

Проблемы культуры чтения, информационной культуры и медийно- информационной грамотности впервые были широко поставлены именно библиотекарями. Одними из первых, кто использовал понятие «информационная культура», были библиографы К.М. Войхановский, Б.А. Смирнова, Э.Л. Шапиро. Среди ведущих авторов, внесших вклад в разработку методологических проблем информационной культуры и культуры чтения М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина, А.А. Гречихин, Н.Е. Добрынина, Н.В. Збаровская, Ю.П. Маркова, М.Д. Смородинская и многие другие [10, с. 11].

Деятельность библиотек по информационной подготовке граждан получила в свое время отражение в таких терминах, как библиотечно- библиографические знания, библиотечно-библиографическая грамотность, библиотечно-библиографическая культура, культура чтения.

Изменение насыщенности информационно потока, стремление библиотек к эффективному использованию накопленных информационных ресурсов, повышению качества библиотечно-библиографического обслуживания привело к расширению данного понятия.

Глобальный характер информатизации, стремительное проникновение ИКТ во все сферы жизни современного человека способствовали появлению новых терминов, отражающие потребность людей в освоении новых видов ИКТ, образованные на основе слов «грамотность», «культура», «компетенции».

Отметим, что в англоязычной литературе в качестве ключевого поня- тия принято использовать понятие «грамотность» (literacy), подразуме- вающее в широком смысле способность эффективно использовать ко- гнитивные, технические и социокультурные инструменты и практики в повседневной жизни. Именно поэтому в последнее время широкое распространение получают термины «интернет-грамотность», «медиа- грамотность», «digital-грамотность» и другие, поскольку они пришли к нам из английского языка.

Основатель и многолетний руководитель секции информационной грамотности Международной ассоциации школьных библиотек (ИФЛА) Х. Лау в своем пособии «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни» оперирует понятием «информационная грамотность», включая в него такие компоненты, как «получение информации, оценивание информации, использование информации» [12].

В «Рекомендациях ИФЛА по медийной и информационной грамотности» отмечается, что «медийная и информационная грамотность состоит из знаний, способностей и совокупностей навыков, необходимых для понимания того, какая требуется информация и когда; где и каким образом получить эту информацию; как ее объективно оценивать и как этично использовать» [12].

В России наиболее активно в качестве термина, интегрирующего всю совокупность сведений в области информационной подготовки граждан, используются термины «информационная культура» и «информационная культура личности», рассматриваемые в тесной связи со становлением информационно общества. Понятие «культура», которое является более широким, имеет множество значений, но кроме всего предполагающее наличие системы ценностей, норм поведения и наличия определенных артефактов. Соответственно, подход российских исследователей является более глубоким.

Мы будем придерживаться определения, которое дает ведущий разработчик этого направления – Кемеровский государственный институт культуры. Итак, информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий [10, с. 43].

Полезны для изучения данного вопроса будут и такие понятия как, компетентность (совокупность компетенций, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области) и компетенция (комплексная характеристика способности и готовности человека демонстрировать и применять полученные знания и навыки в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной и бытовой деятельности). В последнее десятилетие, в связи с модернизацией системы образования, реализацией компетентностного подхода, переходом на новые образовательные стандарты широкое распространение получил еще одно понятие – «информационная компетентность» [7, С. 23].

Пятая информационная революция, связанная с использованием в практике средств цифровой вычислительной техники способствовала переходу к новому электронному этапу информационной истории. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние годы, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Произошел подлинный переворот в информационной сфере общества, что во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей. Информатизация общества сегодня оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. По мнению К.К. Колина, разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации — информационного общества.

С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые. На уровне общества информационная культура анализируется в работах М.Г. Вохрышевой, Э.П. Семенюка, А.П. Суханова и др. Информационная культура выступает в этом случае как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информационной культуры выступают социальные группы и социальные институты [13, с. 75].

С философских позиций (по А.П. Суханову) — информационная культура, как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации». Технологический аспект понимания информационной культуры представлен в работах Э.П. Семенюка, К.К. Колина и др.

Так, Э.П. Семенюк говорит о том, что информационная культура - это «степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, мера совершенства в оперировании любой необходимой информацией» [14].

Проанализировав существующие определения дефиниции «информационная культура», пришли к тому, что наиболее разработанным аспектом при исследовании проблемы информационной культуры является ее рассмотрение на уровне личности.

Объясняется это тем, что культура не существует без человека, т.е. незаменимостью социокультурной роли личности. Современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей т.е. заинтересованных в ней людей или организаций, и выдается в привычной для них форме.

На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. При этом пользователь информации выступает во взаимодействии с информационной средой не как безличный исполнитель некоторой социальной роли, а как личность со своим индивидуальным творческим выбором, способный к активной рефлексии над собственным процессом мышления. Составляющая информационной культуры личности является проблема постоянного и систематического самообразования, то есть «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь», которая также очень актуальна в современном обществе. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет постоянно повышать и совершенствовать человеческие квалификации и обогащать в течение всей жизни знания, вынесенные из образовательных учреждений. Сближению и взаимодействию способствуют формальные и неформальные виды образования, то есть появление универсальных социально-культурных институтов (библиотечные центры, альтернативные школы, инновационные учреждения).

Обобщая современные представления о составе информационной культуры, выделяется:

культура поиска информации (поиск идей, а не рецептов);

умение аналитической переработки информации (создание собственных баз данных);

культура делового общения;

толерантность;

открытость другим культурам, способность к рефлексии; адекватная самооценка, знание этических норм использования информации.

Значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для молодежи, подросткового поколения. Информационная культура — это уверенность в себе, в завтрашнем дне; информированность, более успешная самореализация, развитие способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, быть в центре событий, быть открытым для информации и повышать свой культурный, творческий уровень в целом.

Библиотека традиционно являлась и является одним из основных инструментов формирования информационной культуры общества и личности и важнейшим институтом непрерывного образования.

Миссия библиотек - обеспечение доступности информации и знаний приобретает особую актуальность в условиях современной экономики знаний и все усложняющейся информационной среды.

Библиотеки существуют для реализации конституционного нрава граждан демократических обществ на информацию. В Конституции РФ (ст. 29) это право сформулировано следующим образом: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом... Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» [1].

Кроме того, библиотеки рассматриваются как образовательное пространство - форма внешкольного и вневузовского образования. Обеспечивая бесплатный доступ к ресурсам и навигацию по этим ресурсам, библиотеки открывают возможности для самообразования любого человека независимо от его социального статуса, материальных возможностей, уровня предыдущего образования и проч. - всего того, что зачастую не позволяет этому человеку получить формальное (среднее, высшее, дополнительное) образование. Это особенно актуально в условиях современной информационной экономики, где основным продуктом и средством производства являются знания, идеи, что требует от специалистов постоянного наращивания собственных знаний. В стремлении к постоянному наращиванию знаний и осмыслению профессионального опыта выражается информационная культура. Однако, как будет рассмотрено ниже, доступность информации не гарантирует доступность знаний.

Функции библиотеки как социального института определяются миссией библиотек, которую можно сформулировать как:

формирование информационной культуры общества и содействие непрерывному образованию;

организация информационной среды, стимулирующей познавательную деятельность людей, содействие обращению и развитию человеческого знания путем предоставления свободного доступа к нему;

сохранение знания человечества, представленного в виде документов. 

Исходя из этого, можно выделить следующие функции библиотек:

Информационная функция - обеспечение реализации права гражданина свободно искать, получать, перерабатывать и распространять информацию, что включает информирование пользователя о документах (имеющихся в библиотеке или за ее пределами), создание электронных каталогов и библиографических указателей; организация доступа к полным текстам документов; деятельность по аналитико-синтетической переработке информации и предоставлении на ее основе информационной продукции; консультирование по осуществлению информационного поиска и т.п. Организация библиотечной деятельности осуществляется на основе демократического принципа равенства всех пользователей. Сохранение и передача культурного наследия происходит независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка пользователей и прочих дифференцирующих признаков. Таким образом, библиотека способствует консолидации общества, предоставляет пользователем необходимый объем информации для ориентации и адаптации в обществе, что способствует смягчению социальных конфликтов и способствует гармоничному и всестороннему развитию личности.

Просветительская функция - распространение знаний в обществе без жесткого навязывания пользователю определенных взглядов, но при осуществлении ценностного отбора достоверной, полной, оригинальной информации.

Образовательная функция - содействие непрерывному образованию пользователя. Эта функция реализуется путем организации информационного обеспечения существующих формальных и неформальных программ обучения или собственных программ самообразования пользователя.

Коммуникационная функция - организация общения между пользователями и авторами документов и носителями социально-значимых знаний (как письменного в виде документов, так и устного при организации специальных мероприятий).

Кумулятивная функция - сбор в одном месте разных по форме и содержанию документов, созданных в разное время в разных точках пространства разными авторами.

Функция памяти - сохранение всей существующей в мире информации, закрепленной в документах, где зафиксированы накопленные человечеством знания, для передачи последующим поколениям, т. е. передача знаний во времени. Выполнение этой функции делает библиотеку памятью человечества - в библиотеках в виде документов хранится все знание, созданное человечеством, а также ценности мировой, национальной и региональной культуры.

Очень важно, что при этом библиотека не превращается в архив. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, библиотека организует навигацию в мире культуры и знаний. Кроме того, библиотека является важнейшим компонентном информационной среды, который характеризуется устойчивостью, однозначной идентификацией и обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к документам.

Таким образом, современная библиотека – это многофункциональный социально-культурный институт, который организует доступ к накопленному знанию человечества, которое закреплено в документах, обеспечивает доступ к ним. удовлетворяет информационные потребности личности и общества в целом и обеспечивает устойчивое развитие общества.

Библиотеки используют разнообразные формы и методы работы в

информационной подготовке пользователей.

К словесным (устным) методам обучения относятся лекции, беседы, рассказы, индивидуальные и групповые консультации.

Активные методы, когда библиотекарь и обучающиеся находятся на равных правах: семинары-практикумы, дискуссии, круглые столы, тренинги. Сюда же можно отнести и игровые мероприятия: библиографические игры, ролевые игры, конкурсы, викторины, информины, библиопутешествия, аукционы, бинарные уроки, библиолото, экскурсии с элементами театрализации и т. д. [11, с.30].

К наглядным формам воспитания информационной культуры можно отнести такие как: открытый доступ к книжным фондам, выставки-просмотры литературы, выставки новых поступлений, выставки справочных и библиографических изданий, библиотечные плакаты и стенды, содержащие рекламу библиотеки и ее услуг, оповещения о новинках литературы, схемы-алгоритмы поиска литературы в каталогах и другую информацию.

Библиотеками также издаются памятки, буклеты, закладки, планы чтения, рекомендательные списки литературы, путеводители по библиотеке, инструкции, методические пособия в помощь информационной подготовке пользователей. Зачастую методы работы носят комплексный характер: обзорные экскурсии по библиотеке, библиотечно-библиографические уроки, школы информационной грамотности, Дни информации, Дни библиографии, семинары, мастер-классы, презентации и т.д.

Следует отметить, что большинство из названных форм работы в библиотечной практике используется не «в чистом виде», а «в сочетании с другими», что позволяет добиваться лучших результатов.

Особое место в формировании информационной культуры пользователей занимают сайты библиотек, на страницах которых наряду с уникальным контентом (Электронными библиотеками, электронным каталогом и пр.) размещаются также различные рекламные и методические материалы, виртуальные экскурсии, выставки и викторины, инструкции по пользованию ЭК и базами данных, виртуальные справочные службы («Спроси библиотекаря», «Библиограф онлайн» и др.), полезные ссылки, в т. ч. на собственные странички в социальных сетях.

тематика занятий, способствующих формированию информационной культуры разнообразна:

- лекции, посвященные проблемам информации, информационной культуры и информационных ресурсов общества;

- ознакомление с библиотекой и ее услугами; работа с электронными библиотеками (подписными, собственной генерации и др.);

- методика поиска информации, в том числе с использованием справочно- библиографического аппарата, электронного каталога;

- возможности виртуальных сервисов библиотеки; правила оформления справочного аппарата учебных (научных) работ: списков литературы, библиографического описания документа, ссылок;

- обучение работе на компьютере, поиску информации в Интернет, правилам «безопасного Интернета» и др.

В условиях современных информационных процессов важна целенаправленная работа библиотеки по формированию информационной культуры пользователей. Т.е. предпочтение должно отдаваться систематическим занятиям в виде семинаров, курсов, лекториев, школ.

В процессе организации занятий важно учитывать возрастные, профессиональные, личностные особенности обучаемых, а также уровень информационной подготовки, потребности и т. д.

Организуя работу по информационному воспитанию необходимо устанавливать партнерские связи и контакты с учебными заведениями и другими заинтересованными организациями. Местом проведения мероприятий может быть не только библиотека, но также:

школы,

учебные центры,

культурно-досуговые учреждения,

специально оборудованные библиобусы и т.д.

Опыт работы библиотек по воспитанию информационной грамотности отражен на страницах профессиональных периодических изданий: «Библиография», «Библиотека», «Мир библиографии», «Научные и технические библиотеки», «Новая библиотека», «Школьная библиотека», «Библиотека в школе» (газета) и др.

Большой практический интерес представляет журнал-сборник для педагогов и библиотекарей «Читаем, учимся, играем», публикующий сценарии литературных вечеров, уроков, викторин, праздничных мероприятий.

Неоценимую помощь в работе библиотекаря могут оказать Интернет-ресурсы, располагающие различными материалами по теории и практике информационной грамотности, медиаобразования: портал Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», портал «Информационная грамотность и медиаобразование для всех», сервер Российской библиотечной ассоциации, сайт «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества», Информационный портал школьных библиотек России (Русская Школьная Библиотечная Ассоциация), сайт Российской государственной детской библиотеки и многие другие.

Практика показывает, что эффективность информационной подготовки

пользователей находится в прямой зависимости от уровня информационной культуры самого библиотекаря. Для повышения квалификации должны использоваться как организованные формы обучения (производственная учеба, практикумы, стажировки, курсы повышения квалификации, конференции, семинары, обмен опытом, методические советы), так и самообразование. Организация профессионального обучения библиотечных

работников возлагается на методические службы муниципальных библиотек, районных центров культуры, республиканские методические центры.

Современные технологии позволяют распространять профессиональную информацию по разным каналам: по e-mail, в социальных сетях, на страницах веб-сайтов библиотек под рубриками «Библиотекарям», «Методические материалы», «Профессионалам» и др. С помощью виртуальных справочных служб и электронной почты библиотекарь в оперативном порядке может получит помощь в виде методических консультаций, разъяснений, списков литературы и т. д.

Глобальные изменения, которые происходят в системе отношений «человек-информация, перевод огромного массива документов и прочих ресурсов в цифровую среду, увеличение доли домашних компьютеров, подключенных к Интернет, и, как следствие, отток читателей ставят перед библиотеками совершенно новые задачи.

«Библиотека может выжить, лишь обретя собственное уникальное место в системе цифровых коммуникаций, предоставляя жизненно важные услуги, которые никакая другая организация не в состоянии предоставить в равном объеме и с таким же качеством» [22, с.40].

К таким услугам можно отнести:

участие в реализации комплексных образовательных программ, способствующих формированию медиа- и информационной грамотности;

оказание квалифицированной помощи пользователям при работе с информационными ресурсами. Это касается не только поиска, но и отбора;

качественной информации, умения продуктивно ее использовать;

привитие навыков ответственного и безопасного поведения в Интернет-среде, соблюдения этических норм использования информации;

обеспечение консультационной поддержки при работе с государственными ресурсами и социально значимой информацией.

По мнению профессора МГУКИ В. Степанова «…неотъемлемой чертой современной библиотеки – должны стать инновационность и динамизм. Библиотека обязана находиться в постоянном поиске новых возможностей удовлетворения читательского спроса, оперативно внедрять оправдавшие себя формы обслуживания и отказываться от устаревших» [9, с.23].

Многие библиотекари также считают, что наряду с традиционными технологиями «необходимо осуществлять поиск новых, которые будут способствовать гуманизации информационных отношений в библиотеках, развитию библиотек не только в качестве информационных посредников, но и центров живого человеческого общения».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция РФ. С гимном России. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // М.: Проспект. - 2020. - 32 с.

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (ред. от 11.06.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.10.2021).

Основы государственной культурной политики в РФ: утв. Указом Президента Рос. Федерации от 24 дек. 2014 г. № 808 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. Москва, Кремль 24 дек. 2014 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/420242192 (дата обращения: 15.01.2022).

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29 февр. 2016 г. № 326-р. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/laws/acts/17/515054451088.html (дата обращения: 25.01.2023).

Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2021. - № 92. - С. 36-49. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rba.ru/netcat_files/55/993/rba92.pdf (дата обращения: 14.01.2022).

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 20.11.2022).

Артюшин, О.В. Формирование информационной культуры личности обучающихся / О.В. Артюшкин, Э.Г. Скибицкий; Хакас. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова. – Абакан: Изд-во ХГУ, 2017. – 111 с.

Арутюнов, Г.А. Соотношение понятий информационной грамотности и медиаграмотности / Г.А. Арутюнов // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 8. - С. 223-225.

Барышев, Р.А. Формирование информационной компетентности читателя как образовательная функция современной библиотеки / Р.А. Барышев // Педагогика. – 2018. - С.70-74

Гендина, Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учеб.-метод. пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова ; Кемеров. гос. акад. культуры и искусств. – Кемерово: Изд-во КемГАКИ, 2016. – Ч. 1. – 144 с.

Редькина, Н.С. Современные практики библиотек по обучению информационной грамотности / Н.С. Редькина // Библиосфера. 2019. - № 4. – С. 46-53. [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-4-46-53(дата обращения: 14.01.2023).

Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности / Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества: сайт. – URL: www.mcbs.ru/documents/4/299/ (дата обращения: 17.01.2023).

Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб. - метод. пособие / Н. И. Гендина [и др.]. – 3-е изд., перераб. – М.: Школьная библиотека, 2016. – 287 с.

Формирование информационной культуры личности в условиях образовательных и информационно-библиотечных учреждений: материалы обл. науч.-практ. конф. «Информ. культура в контексте новой парадигмы образования: проблемы, поиски, решения», 26-28 ноября 2012 г. / [под общ. ред. Н.И. Гендиной, Г.А. Стародубовой]. – Кемерово: КОИУУ, 2012. – 150 с.

Просмотров работы: 304