СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Даценко А.В. 1, Богданова М.В. 1
1ГАОУ ВО НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Считается, что физическая активность вносит значительный вклад в здоровье человека. Требования государственного образовательного образца высшего профессионального образования к знаниям и умениям в области физиологической культуры предполагают понимание важности физической культуры в развитии человека и профессиональной подготовке, знание основ физической культуры и здорового образа жизни.

Физическое воспитание особенно важно в сложном механизме развития личности, поскольку закладывает первоначальный фундамент для повышения культуры человека и обеспечивает эффективность преподавания и обучения. Студентам нелегко мотивировать себя на занятия спортом, будучи перегруженными обязательствами. Для этого им нужны высококвалифицированные преподаватели. Прогрессивная концепция образования предъявляет определенные требования к отбору кадров для профессии учителя. А именно, они должны обладать системой ценностей по отношению к дисциплине, которую преподают. Учителя должны обладать внушаемыми личностными характеристиками, которые помогут им развить способность преподавать физическую активность, углубляя уверенность учащихся в необходимости здорового образа жизни. Это перевело задачу физического воспитания в сферу научного обоснования, сформировав новейшие, наиболее чувствительные и гибкие отношения между учащимся и учителем.

Многие студенты отметили, что потеряли интерес к физической культуре и спорту. У студентов нет желания, потребности или мотивации заниматься физической активностью для улучшения и поддержания своего здоровья.

Следует подчеркнуть, что в современных реалиях требования работодателей к физическому состоянию и здоровью выпускников высших учебных заведений значительно возросли. Физическое воспитание функционирует как слой социокультурной практики, ориентированный на врожденные сильные стороны студента и опосредованный его собственными культурными установками в отношении физических способностей. Работодателям нужны квалифицированные специалисты с высшим образованием, которые могут быстро адаптироваться к современным условиям работы и обладают способностями и психоэмоциональной устойчивостью для работы. Статистика показывает, что около 60% выпускников вузов не готовы физически и психологически к работе с максимальной эффективностью, которую требуют современные рыночные отношения. Эти результаты могут быть объяснены как субъективными, так и объективными факторами.

Субъективные факторы включают:

-Личностные качества человека, такие как лень, бездеятельность, пассивность, нежелание заниматься спортом.

-Отсутствие наглядного примера со стороны родителей или традиций здорового образа жизни в доме.

Объективные факторы включают:

-Недостаточность государственного бюджета на развитие физической культуры и спорта (недостаточное количество объектов физической культуры и спорта).

-Плохое здоровье учащихся и наличие многочисленных медицинских противопоказаний для занятий физической культурой.

-Недостаточное содержание занятий, учебная нагрузка, частота занятий, характер преподавателей, методы обучения, отсутствие интереса у студентов и т.д.

-Отношение студентов к спорту только как к университетской дисциплине, отсутствие должной мотивации, непонимание ценности и функции спорта, а также места физической активности в их жизни.

Таким образом, качество высшего образования зависит не только от полученных знаний, но и от хорошего физического и психологического состояния будущего специалиста. Будущие студенты, поступающие в вуз, особенно на первом курсе, сталкиваются с целым рядом проблем, связанных с обучением и адаптацией. Это приводит к снижению физической активности и различным проблемам со здоровьем. Решить эту проблему можно только с помощью физической активности. Однако недостаток знаний у молодых студентов приводит к непониманию преимуществ физической активности. Для того чтобы лучше понять положительные аспекты физического воспитания, необходимо предоставить студентам эти знания.

Мотивация - это процесс побуждения к действию, психофизиологический процесс, который может управлять поведением человека и придавать ему цель, активное участие и волю. Мотивация возникает, когда человек нуждается в удовлетворении своих потребностей. Для физической активности характеристики внешней и внутренней мотивации можно выделить следующим образом.

Когда внутренняя мотивация заменяет внешнюю мотивацию, первая имеет тенденцию к снижению.

Внешняя мотивация обычно увеличивает количество работы, в то время как внутренняя мотивация увеличивает качество работы.

Повышение уверенности в себе и самоэффективности увеличивает внутреннюю мотивацию.

Потребности в физической активности и развитие: укрепление и поддержание здоровья. Все это обеспечивает оптимальный рост и функционирование организма студента. Это психологическая основа для физической активности, как в рамках академической части программы, так и вне ее.

Важно понимать, что у студентов разные причины посещать уроки физкультуры. Студенты, которые удовлетворены физическими упражнениями, посещают занятия для личного развития. С другой стороны, те, кто не удовлетворены, могут приходить только для того, чтобы улучшить свои оценки или они не приходят вообще. Кроме того, цели посещения уроков физкультуры можно разделить на две категории: базовые и частные. К основным относится то, что студенты хотят заниматься практически любым видом физических упражнений и что физкультура для них - это вид отдыха. К частным целям относится желание студента заниматься определенным видом спорта, упражнением, что в свою очередь решает психологический компонент. Приведенная выше система целей может быть решена при правильной организации уроков физкультуры.

Для объективной оценки удовлетворенности студентов занятиями по физической культуре был проведен социологический опрос среди 143 студентов Поволжского национального университета сервиса.

Результаты опроса показывают, что существует несколько типов мотивации студентов к занятиям спортом:

1.Улучшение здоровья.Большинство студентов считают, что это основная цель физической активности.

2.Внешний вид. Для студентов внешний вид является важной частью их социального взаимодействия.

3.Достижение определенных результатов. Около 20% студентов хотят найти свои сильные стороны в определенном виде спорта или физической активности.

4.Получение оценок и зачета. Из всех респондентов 80% назвали получение кредитов основной причиной посещения занятий.

5.Общение. Соревновательные игры (волейбол, футбол, баскетбол, фитнес и легкая атлетика) позволяют студентам взаимодействовать друг с другом.

Проанализировав анкеты студентов на предмет насущных потребностей учебного процесса, мы определили ряд инноваций и улучшений, необходимых для создания устойчивой мотивации к физической культуре:

- Реконструкция существующих спортивных сооружений

- Строительство новых спортивных сооружений

- Приобретение нового спортивного оборудования (мячи для фитнеса, степ-столы и т.д.).

- Сопровождающие занятия.

- Участие студентов в волонтерской деятельности.

Итак, можно сделать вывод, что подобные инициативы способны повысить уровень физического и психологического здоровья студентов и мотивировать их к занятиям спортом. Физическая культура, здоровый и спортивный образ жизни - это надежная защита, которая может помочь студентам адаптироваться к условиям жизни и профессиональной деятельности и на этой основе обеспечить высокую работоспособность, творческую активность, а в будущем и продолжительность трудовой жизни.

Таким образом, мы делаем акцент на важности повышения уровня и содержания уроков физического воспитания. Многие факторы, способствующие качественному физическому воспитанию, включают эффективное и целенаправленное обучение, оптимальную физическую активность, требовательных учеников, индивидуальный подход, заинтересованность учителя в своей работе и доброжелательное отношение к ученикам.

Список литературы:

Беляничева В. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. – 2009. - №2. – С.6.

Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — М. : КНОРУС, 2012. — 240 с.

Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 2007. – С. 42-43.

Просмотров работы: 393