ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Мехоношина К.А. 1
1Пермский национально исследовательский политехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Теме становления и развития дистанционного обучения в России уделяли большое внимание многие ученые и педагоги-практики. Существуют различные определения данного понятия. Е. С. Полат дает следующую трактовку: «Дистанционное обучение – это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом и предусматривает взаимодействие учителя и учениковмеждусобой нарасстоянии посредством ИКТ и интернет-технологий» [1, с. 44]. А. В. Хуторской определяет дистанционноеобучение как «заочное, корреспондентское обучение, экстернат; все эти способы получения образования претендуют на звание дистанционных, поскольку означают обучение нарасстоянии» [2, с. 21].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 16) трактует дистанционные технологии как «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (нарасстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[3]. При этом итоговый контроль приобучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Дистанционное обучение претендует наотдельную форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом) и занимает всё большую роль в модернизации образования.

Обратимся к понятию ДО. По словам М.А. Барзаева и соавт., «ДО – это целенаправленный, специальн оорганизованный процесс взаимодействия студентов с преподавателем, сосредствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и междусобой» [4, с. 463]. Анализ развития феномена ДО, его научного осмысления, интерпретации и применения в период пандемии строго регламентированы социальнымзаказом общества, в частности высшей школы, на возможность проведения промежуточной аттестации обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, модернизация высшей школы с внедрением ДО сталкивается с трудностями, как и анализ проблем, стоящих перед студентами и преподавателями, переведенными на дистанционный формат обучения. Истоки и сущности такого рода проблем связаны с цифровым разрывом в цифровой культуре молодого и старшего поколения преподавателей, с мотивационным аспектом в совершенствовании навыков работы студентов с различными ресурсами современного информационногоо бщества и техническими возможностями вузов. Такое положениедел в вузах вполне объяснимо, поскольку современная система ДО является неотъемлемой частью современного информационного общества, переходящего в стадию общества знания и умения, где особая роль отводится творческим способностям индивида, независимо от его социальной функции в обществе и профессиональных компетенций [5, с. 39].

Поскольку без отсутствия владения знаниями ДОТ невозможно учиться дистанционно, то выбор вузами образовательных ресурсов – вот один из важных аспектов перехода надистант. Например, МАИ осуществляет обучение на платформе Moodleпосредством электронной системы обучения LearningManagementSystem (LMS), LMSпредполагает: вовлечение студентов в активный учебный процесс; создание условий для активного взаимодействия студентов и преподавателей; обучение в активнойсреде взаимодействия всех участниковобразовательногопроцесса в офлайне и онлайне[6, c. 79].

Особую популярность приобретают мультимедийные информационные технологии. Разработка мультимедийных учебно-методических пособий является сложной профессиональной задачей, требующей знания предмета проектирования и наличия навыков разработки мультимедийного программного обеспечения. Мультимедийные учебные пособия могут быть представленына электронном носителе информации или быть доступны через сеть Интернет.

Таким образом, дистанционные технологии в обучении позволяет создать атмосферу, прикоторой в доступнойформе эффективнее усваивается учебный материал, появляются дополнительные возможности для совершенствования системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров для предприятий и организаций малых городов России (на примере Горнозаводского региона Пермского края).

Список литературы

Полат Е. С. Новые педагогические и информационныетехнологии в системе образования: учеб.пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум подистанционномуобучению. – М.: ИОСО РАО, 2009. – 304 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022): [Электронный ресурс] // Официальный интернет-порталправовойинформации. – URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 09.11.2022).

Барзаева М.А., Абдулазизова Э.А. Актуальные проблемыразвития современного образования в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 463-465.

Старчикова, И.Ю. Особенности развития высшегопрофессиональногообразования в со-временную эпоху / И.Ю. Старчикова // Глобальный научныйпотенциал. – ССПб. :ТМБпринт. – 2020. – № 5(110). – С. 39-41.

Фролова, Е.В. Преимущества и рискиперехода надистанционноеобучение в условиях пандемии / Е.В. Фролова, О.В. Рогач, Т.М. Рябова // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 6(48). – С. 78-88.

Шакурова, Е.С. Студенческая речеваякультура: символ vsслова / Е.С. Шакурова // Челове-ческийкапитал. – 2020. – № 12(144). – С. 78-88

Просмотров работы: 12