Современный дизайн костюма: инновационные технологии - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Современный дизайн костюма: инновационные технологии

Щеглова Т.М. 1
1ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования заключается в том, что развитие инновационных технологий является одним из направлений усиления роли дизайна в текстильной и легкой промышленности. Вектор развития в области производства современной одежды направлен на разработку технологий научно-технологического «прорыва» и появления новых рынков высокотехнологичной продукции. Встроенные гаджеты, LED-подсветка, умные ткани – развитие индустрии высокотехнологичной одежды идет полным ходом. Стремительные процессы развития в технико-технологической сфере предъявляют новые требования к текстильным материалам, обладающим уникальными свойствами, обеспечивающими качественную жизнедеятельность человека.

Цель исследования заключалась в изучении влияния инновационных технологий на современный дизайн. Задачи исследования заключались в определении степени значимости инновационных технологий в современном дизайне костюма; изучении творчества современных дизайнеров, использующих инновационные технологии; выявлении направлений прогресса технологических инноваций в области дизайна.

Для достижения поставленной цели и решения задач в ходе исследования использовались теоретические и практические методы.

Результаты исследования показали, что в современном мире увеличивается область использования «умного» текстиля: от специализированных областей (медицина, космос, военная промышленность и др.) до повседневной одежды с повышенными защитными, эстетическими и IT функциями. Рынок текстильных материалов в дизайне одежды на сегодняшний день более чем в 12 отраслях производства ориентирован на использование «умных» тканей, изделия из которых находят свое применение в «…в космической и авиационной технике, вооружениях и обмундировании армии, в спортивной одежде и спортивных снарядах, медицинском и домашнем текстиле, современных средствах связи, автомобилестроении и многом другом. Нанотехнология – технология производства материалов путем контролируемого манипулирования атомами, молекулами и частицами сверхмалого размера и получения материалов с фундаментально новыми свойствами. Примером реализации нанотехнологий в производстве умного текстиля является биоремень, закрепляемый на грудной клетке, который оснащен встроенными интеллектуальными датчиками, способными хранить и передавать информацию» [1].

«Умная одежда» рассматривается как «среда, обеспечивающая функционирование и перемещение на теле человека устройств носимой электроники» (А. Самарин) [5]. Исследователь считает, что к «умной одежде» относятся различные «тканные аксессуары, которые за счет своей конструкции и специфических свойств материалов создают дополнительные потребительские функции» [5]. Для обозначения данного феномена в научном дискурсе могут использоваться и другие термины: Smarttextile, Smart Smirt, Smart Clothihg.

Дизайн как динамичный фактор развития экономики, отражающий и вбирающий в себя все инновации, порой определяющий ее стратегию, направлен на перспективное развитие новых технологий, методов, приемов, стилей, концептуальных направлений в дизайне костюма. Большинство дизайнеров уделяют большое значение использованию инновационных технологий в своих проектах, с особой выразительностью это прослеживается в дизайне одежды.

Постоянное развитие инновационных технологий побуждает дизайнеров создавать инновационные формы, применять новые методы при моделировании и проектировании коллекций, своевременно создавать новую продукцию, пользующуюся наибольшим спросом. Инновационные методы моделирования и проектирования, нетрадиционные материалы: оптоволокно, силикон, полимеры, – и в целом удивительная фантазия дизайнеров предоставляют неограниченные стилистические возможности для широкой деятельности, вследствие чего активно используются ведущими дизайнерами: Ирис Ван Херпен, Сьюзан Лии, Мари Катранзой, Хуссейн Чалаян и др.

Анализ научной литературы показал, что в научных работах Э.Ю. Амосовой, А.М. Андриевского, Т.С. Васильевой, М.В. Жоговой, М.В. Морозовой, И.Н. Савельевой, Е.В. Устинченкой и др. рассматривается значение инновационных технологий в развитии дизайна костюма, появление феномена «tech-couture» (или «техномода»), который заключается в комбинаторике различных модификаций системы: человек – техника – среда. Данной проблеме посвящены зарубежные исследования: Бредли Куинн «Ткани будущего: мода, дизайн и технология» (Textile Futures: Fashion, Design and Technology), «Техно-мода» (Techno Fashion), Хлое Колчестер «Текстиль сегодня: глобальное исследование тенденций и традиций» («Textiles Today: A Global Survey of Trends and Traditions») и др.

Использование инноваций в дизайне костюма позволяет обеспечить принципиально новые свойства материалов, тем самым открывая новые возможности для развития индустрии моды. Сегодня одежда становится гаджетом, выполняющим самые разные функции – от контроля состояния организма до мониторинга окружающей среды. В ближайшем будущем одежда будет трансформироваться в зависимости от помещения, погодных условий и дресс-кода через прикреплённое к ней мобильное приложение в разных условиях жизнедеятельности. Ежегодно модные дома представляют большое количество коллекций одежды, в которых используются современные технологии, покоряющие модные подиумы – это одежда с металлическим напылением, ткань с перфорацией в виде геометрических фигур, бесшовный трикотаж, 3D-принты, наноткани с полиамидными волокнами, одежда со светодиодами и др.

Анализ многочисленных научных источников показал, что развитие инновационных технологий, внедрение материалов на основе нанотехнологий все более прочно укореняется в мире дизайна. Появление биомиметики (биоинженерии) позволяет включать нанотехнологии в разработки текстильной и легкой промышленности. Это изменение природы материалов на молекулярном уровне, придание им свойств таких природных материалов, как натуральный шелк, который в пять раз прочнее стали, или лепесток лотоса, который отталкивает воду и любые жиры и т.д. Швейцарская компания Schoeller недавно представила ткань под названием 3XDRY, на которой не образуются пятна от пота, которая способна охлаждать зоны повышенного потоотделения и отталкивать почти любую грязь – все это благодаря технологии NanoSphere. Аналогичный материал уже давно поставляет на рынок их американский конкурент NanoTex: уникальную ткань покупают многие знаменитые марки – от Perry Ellis и Brooks Brothers до Hugo Boss и Adidas [6].

Одежда, которая способна позаботиться о своем владельце, согревая его, когда холодно, освежая в жару, защищая от вирусов и бактерий – что может быть полезнее? Такими «умными» ткани чаще всего становятся благодаря методу микроинкапсуляции, то есть вживления в волокна ткани капсул с полезными веществами, например увлажняющими или антибактериальными компонентами.

Компания Outlast Technologie разработала ткань с герметичными микрошариками парафина. Когда температура окружающей среды становится ниже 10ºС, парафин начинает выделять тепло. Теоретически, эта разработка поможет решить вечную проблему объемной зимней одежды – и об огромных бесформенных пуховиках можно будет забыть. Как и о невыносимой летней жаре – одежда от австралийцев Arctic Heat наполнена специальным гелем, способным удерживать холод на протяжении нескольких часов. И даже мелкие дырки на одежде, портящие весь вид, уйдут в прошлое – американские ученые создали материал, способный самостоятельно заделывать повреждения под лучом ультрафиолета.

Одежда, использующая энергию солнца – отличный вариант, чтобы не думать о кончающейся зарядке гаджета и наслаждаться отдыхом. Футуристические жилеты со встроенными солнечными батареями от дизайнера Паулин ван Донген за ясный день соберут достаточно энергии, чтобы подзарядить телефон.

Нужное изобретение, которое будет полезным для спортсменов и людей, следящих за здоровьем – одежда, реагирующая на частоту пульса, измеряющая давление и объем допустимой нагрузки.

Результаты исследования показали, что одежда, обладая не только и не столько эстетическими и функциональными свойствами, превращается на сегодняшний день в средство комфортного существования человека в различных средах, будь то экстремальные или обычные условия жизнедеятельности, превращаясь в комфортную мини-среду, технологическое приспособление, прочно вошедшее в нашу жизнь. «Умная одежда» является результатом взаимодействия множества экономико-технологических, культурных сфер:

- в сфере промышленного производства: создание и интеллектуальное оснащение производства текстильных материалов, обладающих уникальным набором свойств, расширяющих области их применения [1];

- в сфере легкой промышленности: создание «умных» тканей, используемых в производстве одежды, гарантирует принципиально более высокий уровень комфорта и свободы, производство специальной высокофункциональной одежды с использованием «встроенного» спецоборудования (микрочипов, проводов и т.п.), создание необходимой для этого изоляции, облегчение веса, изменение конструкции и пакета материалов изделия; повышение безусадочных свойств, огнестойкости, экологичности, прочности, износоустойчивости изделий, использование нановолокона и др. Также выпуск одежды, улучшающей физическое состояние и самочувствие человека. Например, нижнее бельё швейцарской фирмы ETH Zurich, отличающееся герметичностью, прочностью, водостойкостью за счет использования тонкоплёночных микросхем и микрочипов, встраиваемых в структуру ткани [2];

- в сфере дизайна костюма: современный дизайн, с одной стороны, предлагает сегодня одежду, обувь и аксессуары, наделенные свойствами, расширяющими функциональность, технические характеристики и экологическую составляющую изделий, с другой стороны, стимулирует рост и развитие самих инноваций, как включая в сферу своих интересов использование уже существующих технологий, так и экспериментируя с уже известными;

- в сфере медицины: внедрение инновационных технологий, позволяющих создавать хирургические имплантаты, искусственную кожу и нетканые материалы для перевязки ожоговых ран, наноткани с полиамидными волокнами, проводящими электричество для сохранения тепла тела, ткани, способные контролировать сердцебиение, и ряд других;

- в сфере проектирования костюма: роль художника-проектировщика имеет большое значение в социокультурной системе (Е.В. Овчинникова, А.А. Лебедева, Т.В. Козлова и др.), т.к. художник выступает и как «природное» существо, и как социальная единица. Учеными рассматриваются идентичные циклы восприятия создателя костюма и его потребителя на основе общих психофизиологических корней интуитивного предпочтения оптимальных форм костюма, которые связаны с особенностями механизма работы мозга. «В период творческой активности, т.е. оптимальной работы мозга, функционируют те его зоны, которые формируют восприятие по закону золотого сечения» [3]. Это значит, что сложная система «мода – костюм» функционирует в соответствии с законами биохимической энергии живого вещества и закона сохранения энергии (В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев). Поэтому использование нанотехнологий в проектировании костюма должно опираться на научные основания рассмотрения этого феномена;

- в сфере культуры: поскольку дизайн является активным и порой агрессивным следствием развития инженерии, медицины, авиастроения, некоторых секторов промышленности, в целом – био-нано-информационных технологий, то встает вопрос о перерастании дизайна в глобальную проблему создания «техногенного» человека, целиком и полностью зависящего от научно-технического развития человечества. Поэтому проблема гуманизации дизайна, нахождения достаточных оснований для определения роли дизайна как категории нравственной, его перспективы развития является актуальной задачей [4].

Мир вокруг нас стремительно меняется, технологии развиваются очень быстро и то, что самые смелые писатели-фантасты не могли и представить в своих мечтах, становится реальностью. Применение цифровых технологий и их бурное развитие ускоряет все этапы производства одежды от идеи дизайнера до готового изделия [7].

Развитие технологий искусственного интеллекта в индустрии одежды может существенно изменить саму концепцию высокой моды. По мнению fashion экспертов, применение цифровых технологий постепенно сделает более эффективным производство одежды по индивидуальному заказу или выпуск моделей небольшими партиями. Персонализация, поставки точно в срок и сокращение производственных циклов становится новой нормой. Интерес к Haute Couture как лаборатории поиска новых эстетических типов костюма усиливает феномен дизайна. Работа дизайнера костюма с потребителем разворачивается в пространстве психо- и биоэнергетических воздействий, поскольку в этом поле взаимодействия находятся «эстетически и экологически чистые» формы и материалы, не оторванные от естественной природы существования личности.

Таким образом, современный мир дизайна представляющий собой сложный и многогранный продукт культурной деятельности и охватывающий практически все сферы жизнедеятельности человека, развивается на основе конвергентных технологий на базе новых научных знаний (био-нано-информационных технологий), являясь одновременно единым универсальным коммуникативным и экспрессивным средством. Этот дуализм дизайна отражает его сущность как феномена антропологического, феноменологического, определяющего во многом нравственный вектор развития человечества.

Список литературы

1. Амосова Э.Ю. Влияние инновационных технологий и материалов на формирование модных тенденций в развитии костюма: дис. ... канд. техн. наук. М., 2010.

2. Васильева Т.С. Влияние новых технологий на формообразование в дизайне одежды (на примере светодизайна костюма): дис. ... канд. искусствоведения. М., 2011.

3. Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования: учебник для вузов. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005. 380 с.

4. Мелая, Т. Г. Инновационные технологии в современном дизайне костюма / Т. Г. Мелая // Фундамен-тальные исследования. 2015. № 2. С. 393-393.

5. Самарин А. Электроника, встроенная в одежду – технологии и перспективы [Электронный ресурс]. URL: https://www.kit-e.ru/articles/elcomp/2007_4_221.php (дата обращения: 30.01.2023г.).

6. Ткани будущего: фантастика, ставшая реальностью [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fashiontime.ru/ fashion/reviews/6820.html (дата обращения: 29.01.2023г.).

7. Цифровые технологии в индустрии моды. Часть 1: Перспективы и тенденции [Электронный ресурс]. URL: http://www.progd.ru/digital-technologies-in-fashion (дата обращения: 29.01.2023г.).

Просмотров работы: 5096