Развитие маркетинга в образовании - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Развитие маркетинга в образовании

Изибаева В.В. 1
1Московский государственный гуманитарно-экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Маркетинг представляет собой организационную функцию и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации.

Маркетинг в образовании - вид деятельности образовательного учреждения, направленный на удовлетворение потребностей социального заказа общества на подготовку специалиста с конкретно заданными личностными и профессиональными качествами.

Целью маркетинга в образовании является формирование условий развития системы образования, которая обеспечит удовлетворение образовательных потребностей личности и общества в целом с учетом потребностей регионального рынка труда; сохранение и развитие системы образования в условиях рынка.

Главной задачей маркетинга образования является удовлетворение потребностей как отдельно взятой личности, так и общества в целом

Предмет маркетинга в образовании - это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка. На развитых рынках в проблемное содержание маркетинга образования входят: функции, ассортимент и качество услуг, ценообразование, коммуникации (реклама, пабликрилейшнз, выставочная и ярмарочная деятельность), сбыт и продажи, проблемы персонала. [1, С.245].

Субъектами маркетинговых отношений в сфере образования являются:

1. Образовательные заведения (школы, университеты, институты, колледжи, центры дополнительного образования).

2. Потребители образовательных услуг (физические и юридические лица).

3. Внешние посредники и в структуре системы образования (первые: службы занятости, биржи труда, финансовые учреждения в целях кредитования образовательной деятельности, вторые: органы управления образованием на всех уровнях, органы аккредитации и лицензирования).

4. Общественные организации, принимающие участие в продвижении образовательных услуг (политические партии, различные объединения и другие некоммерческие организации).

Основные потребители образовательных услуг и продуктов – это учащиеся образовательных учреждений. Они не просто получают определенную услугу, но и формируют отношение и мнение о качестве и особенностях образовательного продукта [2, С.98].

Каждое образовательное учреждение осуществляет маркетинг своим способом. В развитии образовательного маркетинга можно выделить три этапа:

1. Этап развития маркетинга, ориентированного на производство образовательных услуг, учебной продукции (внутренний мониторинг);

2. Этап развития маркетинга, ориентированного на сбыт (мониторинг рынка сбыта образовательных услуг);

3. Этап развития маркетинга, ориентированного на спрос.

В наше время маркетинг образовательных услуг очень важен. Он помогает формировать и развивать спрос на образовательные услуги, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии поведения участников маркетинговых отношений. В условиях современной рыночной экономики маркетинг не может развернуться в полную силу, а его осуществление связано со значительными проблемами, тем не менее, именно он помогает существенно ускорить переход на новый этап развития.

Сейчас ситуация на рынке образования стала совершенно другой. Уже не стоит вопрос, необходим ли маркетинг образования. Сегодня речь идет о том, как организовать эффективный образовательный маркетинг [3, С.24].

Маркетинг может разрешить противоречия между высокими темпами изменений в экономике и низкими темпами развития системы образования, а так же противоречия между спросом на услуги в сфере образования и предложением со стороны образовательных учреждений.

Использование маркетинга в данной сфере актуально, так как, он способствует привлечению потребителей через предоставление образовательных услуг, а так же профессиональному росту педагогов.

В современных условиях потребность в маркетинге в сфере образовательных услуг возникала именно тогда, когда было понятно, что она развивается недостаточно прогрессивно. Во всём мире образование занимает преимущественные позиции и является приоритетным направлением государственной политики. [4, С.15].

Сейчас образование становится одной из многообещающих областей экономики. Согласно анализу экспертов, во всем мире объемы спроса и предложения на услуги в сфере образования увеличиваются весьма стремительно, особенно в высшем и последипломном образовании, а в наиболее активно развивающихся странах скорость увеличения ежегодного достигает 10-15%. [5].

Основой для окончательного формирования маркетинговых отношений в образовании является совершенствование его инфраструктуры, положительная динамика образовательных потребностей и широкая дифференциация спроса.

СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Ванькина И.В. Маркетинг образования: учебное пособие для вузов / И. В. Ванькина, А. П. Егоршин, В. И. Курченко. - М. : Логос, 2019. - 336 с.

Ладонкина, Н. А. Маркетинг в деятельности образовательного учреждения среднего и начального профессионального образования. 2020. – 137 с.

Маркетинг в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д.Бухарова, Л.Д.Старикова. — М. : Издательский центр «Академия», 2018 - 208 с.

Плужникова И.И. Маркетинг образовательных услуг: учебное пособие / И.И. Плужникова, С.А.Изюмникова. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020 - 71 с.

Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».

Просмотров работы: 71