ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основным приоритетом стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года является формирование компетентных и уверенных личностей, способных жить и работать в условиях быстро меняющейся информационной эпохи. Это включает в себя развитие креативности, интеллектуальных и медиа-компетенций, умения критически мыслить и работать в команде.

Кроме того, стратегия также направлена на улучшение качества воспитания, интеграцию современных технологий в образовательный процесс, развитие международного сотрудничества в области воспитания. В целом, стратегия нацелена на создание гибкой и эффективной образовательной системы, которая отвечает потребностям и вызовам современного мира.

Классические университеты во все времена неотделимы от социального развития. Инфраструктура фундаментального знания и программа действий двадцать первого века определяется опережающими действиями университетских сообществ. Стратегия университетского образования нацелена на подготовку человека к жизни и приобретает новую форму. Педагогику и общество волнует вопрос, как необходимо обучать молодое поколение на этапе современного развития, чтобы завтра мы с уверенностью могли положиться на плоды нашего образования.

Мир становится сложнее и многограннее, наша новая реальность основывается на новом восприятии себя, на своём отношении к себе, на развитии умений и компетенций, которые помогут быть более успешными в интердепендентной и неопределенной среде. Это включает в себя развитие коммуникационных навыков, креативности, умения работать в команде и принимать решения.

Таким образом, самое главное в современном мире – это впускать в свою жизнь новые умения и осваивать новые компетенции.

Рассматривая социальную компетентность в образовательном процессе, как реализованную возможность личности в обновлении и развитии общества в целом и себя в этом обществе, в частности, как творческого и заинтересованного соучастника этого процесса, можно прийти к выводу, что образовательная поддержка может изменять характер осмысления личностного потенциала субъектов образования, делать этот процесс осознанным и давать возможность приобретать субъектный опыт. Это положение становится значимым фактором в развитии социальных компетенций студентов средствами образовательной поддержки, которая создает систему образовательного взаимодействия. «В таком взаимодействии пространством образования становится сообщество, ресурсом – исследовательские проекты, которые имеют продолжение в виде бизнес-продукта» [3].

Психологи и эксперты по цифровой культуре, характеризуют подрастающее цифровое поколение как "нативных цифровых пользователей". Они отмечают, что это поколение рождено и выросло в цифровую эпоху, и поэтому имеют навыки и умения в работе с технологиями, которые сильно влияют на их социальную и коммуникативную жизнь, и их поведение и мышление.

Таким образом, цифровое поколение обладает уникальными навыками в обработке информации, такими как способность к многозадачности и эффективной организации информации. Однако психологи опасаются, что их зависимость от технологий может привести к проблемам, таким как ухудшение внимания и способности к критическому мышлению.

Именно педагогика – как наука о передаче человеческого опыта поможет всему обществу «вписаться» в новое качество жизни. Поэтому необходимо традиционную педагогику интегрировать в виртуальную среду, потому как инновации строятся только на традициях.

В целом цифровое поколение, которое тратит около десяти часов онлайн каждый день, представляет собой уникальный и сложный контекст, требующий особого подхода и понимания. Для них важно чувствовать связь не только с друзьями, но и с остальным миром через социальные сети. А самоактуализация для них имеет первостепенное значение.

Самоактуализация в учебной деятельности это самый доступный и естественный путь решения проблем личностного роста еще во время обучения. Учебную деятельность, насыщенную процессами самоактуализации, необходимо реализовывать уже с учетом качеств, необходимых для применения после обучения. Без реализации определенных технологий, обучающийся лишается возможности изучать социальный опыт, который может ему пригодится в разные периоды жизни и поможет формировать навыки и умения по принципу самостоятельного выбора. Стремление к самоактуализации развивает потребность в познании, активизирует развивающееся мировоззрение, способствует формированию жизненных планов.

Процесс самоактуализации в виртуальной среде может включать следующие шаги:

– определение личных ценностей и целей;

– исследование и взаимодействие с виртуальными средами, которые соответствуют этим ценностям и целям;

– взаимодействие с другими лицами внутри виртуальной среды;

– рефлексия над опытами и корректировка действий внутри виртуальной среды, чтобы постоянно соответствовать личным ценностям и целям.

Самоактуализация в виртуальной образовательной среде будет способствовать «становлению личности, как творческого и заинтересованного соучастника обновления и развития общества, а не стороннего наблюдателя этого процесса. Это принципиально иной способ осуществлять образовательную деятельность, превращать её в совместную деловую активность, обмен ценностями и услугами, делая информацию столь же действенной и ценной, как деньги. В таком взаимодействии пространством образования становится сообщество, ресурсом – исследовательские проекты, которые имеют продолжение в виде бизнес-продукта. Система образования видит свою задачу – изучать сообщество и влиять на его изменения, ощущая себя его частью. А значит, у подрастающего поколения появляется возможность не только «тусоваться» в социальных сетях ставя «абстрактные» лайки, но и создавать там блокчейн стартапы, исследовательские проекты, действующие предприятия, для совместных дел. Овладение проектной деятельностью и современными компьютерными технологиями позволяет увязать учебную деятельность и реальный бизнес, ведь важен не только процесс обучения, но и заработок на этом» [3].

Таким образом, необходима педагогизация культурной и социальной стихий виртуальной реальности, способной трансформировать сферу ценностных отношений. Оценивание выступает первичным видом отношения к миру. Выступая творческим процессом, оценивание, наполняет объекты субъективными внутренними значениями и смыслами, результатом которых оказывается преобразование действительности. С оценивания начинается достижение цели. С оценивания начинается и процесс познания. Множественность ценностных интерпретаций смыслов и значений выступают ключевым императивом современности.

Литература:

1. Кирьякова, А. В. Педагогическая интерпретация психологического понятия "самоактуализация" как ориентир для построения жизненных перспектив [Электронный ресурс] / А. В. Кирьякова, В. М. Иванова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием), 26-27 янв. 2022 г., Оренбург / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Оренбург. гос. ун-т" ; ред. А. В. Пыхтин. - Электрон. дан. - Оренбург : ОГУ,2022. - . - С. 74-82.

2. Скворцова О.В. ОБРАЗ ПЕДАГОГА. НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018025227

3. Иванов Д.М. Блокчейн образование // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018006352

Просмотров работы: 69