ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ ПО ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ ПО ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ

Иевлева С.Я. 1, Белецкая Е.В. 1
1САФУ им. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Несмотря на существующую популярность стрельбы, как вида спорта, секция стрельбы не имеет большого признания, как вид внеурочной деятельности. Дорогостоящее оборудование для стрельбы, как и во многих видах спорта, ставит вопрос создания программ занятий под сомнение. Но вопрос грамотного, всеобщего развития подростков стоит на лидирующей позиции.

Цель работы – обзор современных литературных источников и поиск информации по теме «Психофизиологические особенности школьников, занимающихся в спортивной секции по пулевой стрельбе».

Стрельба, как статический вид спорта станет отличным способом формирования здорового образа жизни у школьников. При помощи инновационных технологий, применение пулевой стрельбы благоприятно скажется на становлении ребенка. Психофизиологические особенности в подростковом возрасте имеют значительное отличие, в сравнении с другими периодами жизни человека. Состояние ребенка во многом зависит от окружающей его среды, родителей и друзей. На данном этапе важно поддержать подростка. Его поведение зачастую вызвано кризисами нервной системы, что приводит к разногласиям с внешним и внутренним миром, а стрельба в рамках секции поможет на пути к спокойствию, сдержанности и самодисциплине [1].

Подростковый возраст – самый интересный и уникальный, но довольной трудный период развития и становления человека. Начинается у каждого гендера в разное время, девочки идут на пару лет с опережением развития мальчиков. В литературе данный возраст определяют от 11-13 до 14-16 лет.

Характеризуется подростковый возраст большим количеством физиологических перестроек, половым созреванием, спорами внутреннего и внешнего мира человека. Возраст для занятия в секции стрельбы, в среднем, начинается с 12-13 лет, в этот непростой промежуток жизни, ребенок начинает стремительно расти и крепнуть физически, что в следствии позволит ему удерживать оружие. Увеличение размера тела в год может достигать от 4 до 7 см, его масса прибавляется на 3-6 кг. Так как вес пневматической винтовки и стрелкового костюма в сумме составляет 6-8 кг, особенно важно в данный период контролировать рост позвоночного столба, быстрый рост трубчатых костей организма вызывает рост позвонков, что в свою очередь делает уязвимым межпозвоночные пространства, диски. В 11-12 лет девочки опережают мальчиков, в 13-15 лет наоборот, мальчики опережают девочек, поэтому тренеру в данный период важно делать разграничение в тренировочном подходе, чтобы за счет различий гендера, положительно влиять на результаты [2].

Рисунок 1 – Положение тела спортсмена в момент прицеливания

Но рост организма не единственное, к чему необходимо особое внимание, довольно часто в этот период у детей ухудшается система зрения, чаще всего оно падает до -1 - (-1,5), но при своевременной консультации специалиста, соблюдении правил и выполнения гимнастики для глаз, зрение можно скорректировать или восстановить. Конечно, если у ребенка есть проблемы со зрением с самого раннего возраста, младенчества, это не станет препятствием для занятий в секции стрельбы, для таких детей разработаны специальный стрелковые очки, а также линзы на прицел оружия.

Растущий организм стремительно развивается во всех сферах, но его неокрепшая и нестабильная нервная система вызывает кризисы. Пришедшие из начальной школы дети, сразу попадают в зону стресса, большое количество новых предметов, возможна смена коллектива класса, увеличенная нагрузка и свобода действий, самостоятельность. Именно в этот период важно направить ребёнка в нужное русло. Помочь ему с определением целей и задач. Роль тренера особенно важна, умение слушать и поддержать ребёнка располагает, увеличивает доверие к себе [5].

В занятиях пулевой стрельбой, для молодого организма, есть большое количество преимуществ. Особенностями проявления психофизиологических функции являются способность к высокой степени сосредоточенности, концентрации внимания, спокойствие спортсмена, как на рубеже, так и в обычной жизни, достаточно высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, а также стрельба развивает точную координацию движений, что является самым главным качеством в любом виде спорта [3].

Формирование устойчивых мотивов к занятиям спортом начинается в младшем школьном возрасте и во многом зависит от окружения ребенка, родителей. Необходимость развития чувства ответственности за результат возникает в этом возрастном периоде, но понимания зарождается в подростковом возрасте. Радости победы и горесть поражения порождают у ребенка понимание действий, которые могли бы способствовать положительному результату. Мотивы к активной деятельности не перерастают в стойкое осознание интереса к спортивным занятиям стрельбой. Эмоциональный фактор все еще является ведущим для приобщения, но привычки, которые регламентируют систематичность занятий стрельбой, могут быть устойчивыми. Для подросткового возраста характерно эмоциональная неустойчивость, что часто приводит к снижению соревновательной результативности. В таких ситуациях тренер должен усилить ориентацию спортсмена на задачу или создать эго-вовлеченную установку. Ориентация спортсмена достигается настроем на усиленную работу и конкретные личностные достижения, путем разбора ошибок, являющиеся частью учебного процесса. Эго-вовлеченная установка возникает, когда спортсмен сосредотачивается на том, что он должен превзойти своих соперников, что он не имеет право на ошибку. Таким образом мы формируем мотивацию к занятиям [4].

Спокойствие – самое важное качества стрелка, за счет его приобретения, умения совладать с самим собой, спортсмены достигают результатов. Так же, за пределами стрелковых арен, в условиях обычной жизни, ребенок становится более стабильным, подростковый период проходит в менее выраженной форме. Стрелки не импульсивные, умиротворенные люди, четкость и самоконтроль их главные качества. Стрельба отлично сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка, держит его в рамках, помогает определить интересы, формирует важнейшие качества личности.

Заключение:

Пулевая стрельба один из самых необычных видов спорта, он не является динамичным, все движения плавны, постепенны, стремящиеся к строгому порядку. Его популярность признана в обществе благодаря развитию личности с другой, новой стороны. Стрельба вид спорта, который скажется и на жизни ребенка вне стрелкового полигона, умение концентрироваться в нужный момент поможет ему и в учебе, и в дальнейшей жизни. Не имея строгих ограничений и противопоказаний, секция стрельбы безусловно дает возможность каждому ребенку испытать свои силы в пулевой стрельбе, так мы формируем еще одно важное качество – умение гармонично сосуществовать в социуме.

Список литературы:

1. Ореховская, Е. В. Основы стрельбы из винтовки. Базовый курс: [Электронный ресурс]: электронное учебно-метод. пособие / Е. В. Ореховская. - Кемерово: КемГУ, 2019. - 71 с.

2. Бароненко, Валентина Александровна. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие / В. А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - 2-е изд., перераб. - Москва: Альфа - М: ИНФРА-М, 2018. - 335 с.

3. Караулова, Л. К. Физиология физкультурно-оздоровительной деятельности: учебник / Л. К. Караулова. - 1. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2017. - 336 с.

4. Каткова, А. М. Физическая культура и спорт: учебное пособие / А.М. Каткова. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2018. - 64 с.

5. Юрьев. А.А. Пулевая спортивная стрельба. Изд. ДОСААФ. 2006.

Просмотров работы: 74