МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Устинова М.В. 1, Голышев Н.И. 1
1ОГБПОУ Ульяновский колледж культуры и искусства
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образовательный процесс подвержен изменениям не менее чем другие сферы жизни и деятельности человека. Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, она не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Сегодня инновационная деятельность в педагогическом процессе неразрывно связана с мультимедиа-технологиями. Мультимедийные технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Современные мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

Одним из типов мультимедийных продуктов, получивших наиболее широкое применение в образовательном процессе, является компьютерная презентация.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельно приобретать новые знания и умения, приобщает студентов к современным методам работы с информацией, даёт возможность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебных задач, профессионального и личностного развития.

В виду того, что в настоящее время преподавание специальных дисциплин предусматривает большое количество метапредметных связей и включает в себя демонстрации практически всего окружающего мира, то иллюстративного материала часто бывает недостаточно, поэтому созданные цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень своего учебного материала. В сложившейся ситуации преподавание любых дисциплин, в том числе и творческих, невозможно себе представить без использования компьютера. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает педагогу повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность. Принцип наглядности – это главное организующее положение всего целостного процесса педагогического воздействия и обучения. Значение принципа наглядности бесспорно и особенно важно в преподавании изобразительных дисциплин. Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, т. е. если че­ловек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых дан­ных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприя­тии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.

Одним из методов обучения, основанным на принципе наглядности и предполагающим использование компьютерных технологий, является создание и применение мультимедийной презентации. Компьютерная презентация, созданная в программной среде PowerPoint, представляет собой последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты (музыку, мультипликацию и видеофрагменты). Переход между слайдами осуществляется с помощью управляющих объектов (кнопок) или гиперссылок.

Каждая электронная презентация, подготовленная к уроку, с одной стороны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой — отвечать некоторым общим стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в ней исходных данных (формат рисунков, дизайн таблиц и т.п.). Это обеспечит возможность, при необходимости, связать презентации в единую обучающую систему, ориентированную, например, на изучение целого раздела (в идеале – дисциплины).

Эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых электронных материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

При создании мультимедийной презентации следует руководствоваться следующими принципами:

прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать;

в презентации не должно быть ничего лишнего: каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею электронного продукта;

презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной;

продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут;

презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии, а не дублировать материал урока; идеальным вариантом является такое сочетание текста и презентации, когда слушатель, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и наоборот, увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал.

Кроме того существуют определенные требования к объёму и расположению информации на слайде презентации:

не стоит перегружать слайды слишком большим объёмом информации (человек может единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений);

наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде;

поле экрана целесообразно заполнять зрительной информацией не более чем на 75%;

следует отдавать предпочтение горизонтальному расположению информации;

наиболее важную информацию рекомендуется размещать в центре слайда;

если на слайде располагается рисунок (картинка), надпись должна находиться под ним;

лучше не располагать на одном слайде более 2 – 3 рисунков, иначе внимание слушателей будет рассеиваться.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что сегодня, эффективность применения информационных технологий на учебных занятиях не подлежит сомнению и использование мультимедийной презентации в учебном процессе позволяет повысить качество обучения, сформировать профессионально-значимые компетенции будущего специалиста, сохранить время, затрачиваемое на методическую деятельность педагога.

Список источников:

Губина, Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой ученый. - 2012. - №3. - С. 345-347. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/38/4465/

Толстых Л.А. Мультимедийная презентация учебного назначения: рекомендации по разработке и применению/Л.А. Толстых//учебно-методическое издание. – Ульяновск, ОГБПОУ УПК, 2017. – 24 с.

Устинова, М.В. Использование инновационных мультимедийных презентаций для повышения эффективности преподавания специальных дисциплин/М.В. Устинова// сборник методических рекомендаций IV Всероссийской научно-практической конференции «Культура, искусство, образование: история и современность». 2020. С. 234-235.

Просмотров работы: 44