Маркетинг в социальных сетях в условиях санкций - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Маркетинг в социальных сетях в условиях санкций

Ильясова Я.Н. 1
1ФГБОУИ ВО «МГГЭУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

После введения санкций и блокировки рекламных каналов 24 февраля 2022 года рекламодатели испытывают большие трудности. Несколько основных маркетинговых инструментов на территории Российской Федерации теперь запрещены.

Многие компании были вынуждены останавливать рекламные кампании, вместе с тем магазины, салоны красоты, медицинские клиники и блогеры лишились аккаунтов в социальных сетях, которые зачастую были единственным источником клиентов и дохода в целом.

Но есть альтернативные варианты продвижения в интернете, о которых расскажем в данной работе – и которые будут эффективно работать, привлекать новых клиентов в бизнес и обеспечивать продажи.

Маркетинг в социальных сетях — это комплексная работа по достижению некоторых целей бизнеса с помощью инструментов социальных медиа. Задачи, которые он помогает решить:

Повышение узнаваемости бренда;

Привлечение и расширение целевой аудитории;

Налаживание и поддержка коммуникации с целевой аудиторией;

Создание особого имиджа бренда и формирование лояльного сообщества вокруг него;

Увеличение продаж и конверсии.

Сейчас люди живут в состоянии неопределенности, переживают за родных и будущее. В такой ситуации любой неосторожный пост может вызвать негативную реакцию. Контент на каждый день должен успокаивать, вселять уверенность, помогать с бытовыми задачами или просто развлекать. Важно понимать, что в потоке тревожных новостей социальные сети брендов могут стать уютным местом, где все по-старому, знакомо и понятно [1].

В данное время брендам нужно сконцентрировать усилия на трех типах контента:

Прагматический контент поможет узнать что-то новое в текущих реалиях и подскажет, как поступить. Тинькофф-журнал продолжает рассказывать, «что делать с деньгами».

Социальный контент поможет людям почувствовать, что они не одни и у них есть сообщество, где можно поговорить о чём-то отвлечённом. Например, в кулинарных видеоблогах на YouTube люди обсуждают нарезку салата.

Комфортный контент поможет отвлечься, почувствовать себя в безопасной среде и банально порадоваться. Хороший пример такого контента — комиксы Martadello или Duran.

Ввод новых санкций от 4 марта 2022 года привел к отключению рекламных кабинетов в Google AdWords, YouTube и TikTok. В TikTok же, возможность публиковать контент и размещать рекламу была приостановлена 6 марта на неопределенное время.

Вокруг этой темы ходит много обсуждений. Многие растерялись и не понимают, как им рекламировать свои товары или услуги в новой реальности, где нет возможности использовать в этих целях уже привычные социальные сети.

На какие социальные сети стоит обратить внимание бизнесу в данное время:

Российская социальная сеть ВКонтакте с момента создания показывала стабильный рост, а в последнее время бьет все свои рекорды активности и посещаемости. Вместе с пользователями приходит и бизнес: более 300 тысяч предпринимателей начали развивать свое дело во ВКонтакте.

ВКонтакте (VK) снова может стать социальной сетью №1 в России. На площадке собраны все нужные инструменты для работы блогеров и рекламы. Есть VK Клипы, которые могут заменить TikTok. Есть Видео — их можно использовать как альтернативу YouTube. Старые инструменты вроде сообществ и таргетированной рекламы также никуда не делись.

Сейчас VK привлекает авторов контента, запуская конкурсы на несколько миллионов рублей. За авторами последует их аудитория, а также с высокой вероятностью сюда придут пользователи со всех остальных площадок. На это намекает резкий рост активности посетителей VK в последнее время. В VK для бизнеса найдётся как старая, так и новая аудитория. Если раньше бренд не работал на площадке, то самое время создать своё официальное сообщество. Сообщества в VK существуют давно и имеют широкую функциональность — как по настройке и визуальному оформлению, так и по форматам публикуемого контента.

Социальная сеть позволяет создавать карточки товаров с корзинами, ценами и описанием как на сайте; оплачивать, не выходя из ВКонтакте; оформлять доставку.

Также есть VK Pay – собственная платежная система ВКонтакте помогает быстро и безопасно оплачивать покупки в экосистеме площадки. Дополнительное преимущество — за пополнение баланса и перевод средств не взимается комиссия.

С помощью специального виджета можно собирать базу подписчиков и отправлять им рассылки: уведомлять о новых записях, акциях, бонусах и напоминать о себе аудитории.

Социальная сеть предлагает множество способов монетизации сообщества: поддержка авторов, партнерская программа для сообществ, VK Donat, маркет-платформа — зарабатывать можно не только на продаже товаров и услуг, но и на своем контенте.

На площадке есть несколько видов рекламы: таргетированная, динамический ретаргетинг и реклама в пабликах. Настройки рекламы обширные и позволяют максимально четко выбрать целевую аудиторию [2].

В марте 2022 года Telegram стал самым популярным мессенджером и источником информационного контента. Помимо этого, Telegram неплохо подходит для продвижения проектов с помощью каналов. Telegram-канал — это аналог сообщества или страницы в любой другой социальной сети, но оформленный в виде чата.

В 2021 году было проведено исследование аудитории площадки: преобладает мужская аудитория — 61% и лидируют пользователи в возрасте 25—34 года, основная сфера деятельности которых — информационные технологии. Также есть занятые в области производства, здравоохранении, маркетинге и сфере услуг. Каждый пятый пользователь Telegram зарабатывает больше 90 000 руб., поэтому площадка перспективна для продаж товаров и услуг.

Но мгновенного роста прибыли не будет. В Telegram нет привычных инструментов: умной ленты, баннеров, карточек товаров и других, поэтому площадку используют для вовлечения и удержания клиентов. Telegram работает над функциональностью и регулярно выпускает обновления, так что возможности площадки будут увеличиваться.

Чтобы привлечь новую и не потерять старую аудиторию, нужно тщательно готовить контент — пользователи подписываются только на то, что им действительно интересно, так как уведомления в Telegram отвлекают.

На этой площадке красивые изображения менее важны, по сравнению с другими, визуальными социальными сетями, поэтому публиковать нужно хорошо проработанный текст. Задача бренда — стать интересным и полезным собеседником, на которого пользователю будет не жалко потратить свое время.

С помощью голосовых и видеосообщений (кружочков) бренды могут создать ощущение личного общения с пользователем и преодолеть баннерную слепоту. Кажется, что Telegram идеально подходит для формирования небольших, но активных и лояльных бренду сообществ. Новые пользователи приходят в Telegram в поисках полезной информации. Наибольшую популярность здесь имеют новостные каналы или каналы, лицом которых является конкретная личность. В нише новостей очень высокая конкуренция. Чтобы выделиться, брендам нужны эксперты или герои, которым будут доверять люди.

Одноклассники также показали рост аудитории на площадке. Площадка предлагает не меньше возможностей для бизнеса, чем ВКонтакте. В 2018 году социальная сеть запустила обучающий портал «ОК.Бизнес», где можно найти полезную информацию по созданию сообщества и запуску рекламы, познакомиться с кейсами других компаний и пройти бесплатный курс по продвижению в Одноклассниках.

Но у этой площадки есть своя специфика, поэтому продвижение там подойдет не каждому. Основная аудитория Одноклассников, согласно внутренним данным — платежеспособные пользователи 30—45 лет. В первую очередь они используют площадку как средство связи с друзьями и родственниками, об этом говорится в исследовании Одноклассников 2021 года. Завоевать внимание пользователей трудно, но есть ниши, в которых это сделать проще: строительная тематика, бизнес, связанный с растениеводством, сообщество с полезными лайфхаками. 37% опрошенных отметили, что любят полезные аккаунты.

У остальных тоже есть шансы на успех, важно только адаптировать контент под запросы и интересы аудитории, а не дублировать его из других социальных сетей.

Яндекс.Дзен — это блог-платформа с персонализированной лентой статей и видео. Площадка ориентируется на интересы пользователя, соответственно, любая публикация может получить бесплатные просмотры.

Ежемесячная аудитория Дзена в начале 2022 года составила 53,5 млн. человек. Пользователь в среднем проводит 6,5 часов в Дзене. Во ВКонтакте, для сравнения — на 2,5 часа меньше, по данным за 2021 год.

Площадка предлагает несколько форматов контента: текст, видео, короткие ролики и трансляции — можно выбрать то, что ближе автору канала. Яндекс выводит контент с Дзена в поисковую выдачу и помогает увеличить трафик на блоги.

На платформе нельзя запускать рекламу товаров и услуг, но можно рекламировать статьи и видео. Чтобы начать работу с рекламным кабинетом, нужно опубликовать как минимум три статьи в своем блоге и внести минимальную сумму платежа в размере 75 000 руб. Чтобы снизить порог до 20 000 руб., необходимо пройти экспресс-курс по рекламе для новичков.

Выше шансы получить отдачу от этой площадки у тех, чья целевая аудитория там преобладает. Популярные темы среди пользователей Дзена — строительство и ремонт, одежда, еда, путешествия и образование.

Pinterest — тоже является эффективным инструментом продвижения бизнеса в России. По данным на начало 2022 года, площадку используют 1,79 млн. россиян. Эта отметка стала пиковой и говорит о росте и популярности Pinterest.

Продвижение на этой площадке будет отличаться от привычных нам социальных сетей. В первую очередь, Pinterest — это красивые картинки, которые цепляют взгляд с первой секунды. Пользователь приходит за вдохновением, а может найти товар или услугу. Например, он ищет идеи для ремонта ванной, смотрит их в Pinterest, заходит на карточку, вариант дизайна которой ему понравился, и в итоге переходит на страницу дизайнера и заказывает услугу.

Далеко не каждому бизнесу подойдет продвижение на площадке. Приоритет ей должны отдать те, у кого целевая аудитория находится по всей России и за рубежом, а сам продукт массового потребления можно красиво представить. Также, важно учитывать, что Pinterest, как и любая другая иностранная сеть, может оказаться в группе риска и уйти с российского рынка [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные сети настолько прочно закрепились в нашей жизни, что без них уже представить ее невозможно. Поэтому на смену старому, нерабочему и заблокированному всегда будет приходить что-то новое. Если привычные каналы больше недоступны, то нужно проработать альтернативные варианты.

Бизнесу не следует делать ставку только на одну площадку, лучше присутствовать минимум на двух, хотя бы одна из которых хорошо себя зарекомендовала и стабильно работает.

Библиографический список:

Маркетинг в социальных сетях во время кризиса и санкций – Русская школа управления. [Электронный ресурс]. URL: https://uprav.ru/blog/marketing-v-sotsialnykh-setyakh/

Маркетинг в социальных сетях (SMM) - Ardma.net. [Электронный ресурс]. URL: https://ardma.net/marketing/internet-marketing/social-media-marketing/

Маркетинг в социальных сетях в условиях санкций, блокировок и кризиса - Adindex. . [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/publication/opinion/ digital/2022/03/21/303370.phtml

Просмотров работы: 67