Современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзивного обучения детей в ДОО – процесса общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Дети с особыми образовательными потребностями, так же как и дети с нормальным развитием, должны иметь возможность получения уровня образования, соответствующего их возможностям. Для этого необходимо разработать индивидуальные образовательные маршруты с учетом всех возможностей и потребностей каждого ребенка.
Наша эмпирическая работа проходила на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №25 г.о. Кинешма Ивановской области, в котором имеются три группы компенсирующей направленности с общей численностью 44 ребенка.
В нашем исследовании участвовали 14 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Данные дети осваивают АООП фрагментарно, с большим количеством повторений одних и тех же образовательных тем. Кроме задержки психического развития (F–83 – смешанные специфические расстройства развития) половина из них имеют инвалидность и все имеют дополнительные диагнозы.
Диагностика проводилась на основе разработки Л.Г. Руденко и Н.Н. Павловой, в которой представлены классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы ребёнка. Материалы структурированы по возрастам детей, в комплект входит методическое пособие, в котором подробно описаны процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также есть необходимые для проведения диагностики материалы.
Для проведения диагностики дети были разделены на подгруппы: 5-6 лет и 6-7 лет.
Для диагностики детей 5-6 лет использовались следующие методики:
Субтест 1. «Лесенка». Цель: выявление самооценки ребенка.
Субтест 2. «Нелепицы». Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.
Субтест 3. «Времена года». Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.
Субтест 4. «Найди такую же картинку». Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Субтест 5. «10 предметов». Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.
Субтест 6. «Найди семью». Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.
Субтест 7. «Рыбка». Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.
Субтест 8. «Рисунок человека». Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.
Субтест 9. «Последовательные картинки». Цель: выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.
Субтест 10. «Разрезные картинки». Цель: выявление уровня развития восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета.
Субтест 11. «На что это похоже?». Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Критерии оценки (оценка результатов):
Высокий уровень – 16-20 баллов.
Средний уровень – 10-15 баллов.
Низкий уровень – 0-9 баллов.
Для диагностики детей 6-7 лет использовались следующие методики:
Субтест 1. «Лесенка». Цель: изучение самооценки ребенка.
Субтест 2. «Вырежи круг». Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.
Субтест 3. «Домик». Цель: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания; пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.
Субтест 4. «10 слов». Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
Субтест 5. «Закончи предложе6ние». Цель: оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.
Субтест 6. «4-й лишний». Цель: определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.
Субтест 7. «Последовательные картинки». Цель: выявление уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.
Субтест 8. «Найди недостающий». Цель: диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.
Субтест 9. «Рисунок человека». Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребёнка в целом, о его личностных особенностях.
Субтест 10. «Разрезные картинки». Цель: выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности воссоздания целого на основе зрительного соотнесения частей.
Субтест 11. «На что это похоже?». Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Субтест 12. «Запрещенные слова». Цель: выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».
Субтест 13. «Графический диктант». Цель: оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Критерии оценки (оценка результатов):
Высокий уровень – 20-24 баллов.
Средний уровень – 12-19 баллов.
Низкий уровень – 0-11 баллов.
В качестве мотивационного момента детям было предложено путешествие по сказкам с разными персонажами. В итоге – каждый пункт диагностики, дети выполняли как задание от персонажа, тем самым было максимально снижено волнение каждого ребенка при выполнении задания (каждый ребенок проходил диагностику отдельно).
Рассмотрим полученные результаты. В целом исследование показало, что многие дети не способны выполнить задания, которые должны выполнять в своем возрасте.
Дети в подгруппе 6-7 лет лучше всего справились с заданием «Разрезные картинки», указывающим на уровень развития восприятия. Это единственный аспект, в котором подгруппа показала средний уровень развития восприятия. Все остальные показатели оказались ниже единицы. Высокого уровня развития подгруппа не показала ни в одном исследуемом аспекте.
Дети в подгруппе 5-6 лет лучше всего справились с заданиями «Нелепицы», «Времена года» - уровень развития общей осведомленности, «10 предметов» - уровень развития памяти, «Найди семью», «Рыбка» - уровень развития мышления, «Разрезные картинки» - уровень развития восприятия. В данных аспектах подгруппа показала средний уровень развития. Уровень развития внимания, мышления и речи показал низкий результат. Воображение – самый низкий показатель – 0 баллов в подгруппе.
Итак, мы видим, что подгруппа 6-7 лет имеет более низкие результаты развития. Считаем необходимым отметить, что в данной подгруппе четверо из шести детей пришли в группу компенсирующей направленности только в 2022 году, двое из них до этого момента не посещали ДОУ. В подгруппе детей 5-6 лет четверо детей посещают группу компенсирующей направленности 2 года, трое детей перешли в данную группу из групп общеразвивающей направленности, один ребенок пришел из дома, но ранее посещал Службу ранней помощи.
Таким образом, анализ результатов проведенного исследования показал, что дети, получающие психолого-педагогическую помощь с раннего возраста, имеют больший потенциал интеллектуального развития к началу школьного возраста, а те дети, которые пришли в группу компенсирующей направленности уже в старшем дошкольном возрасте имеют меньший потенциал.
Важно отметить, что большинство родителей (законных представителей) очень тяжело принимают ситуацию рождения в семье ребенка с особыми образовательными потребностями, а это значит, что просветительскую работу и оказание консультативной помощи необходимо начинать как можно раньше. Чем раньше родители примут ситуацию, начнут принимать правильные меры по развитию и воспитанию ребенка, тем выше будет уровень развития ребенка к школьному возрасту.
По результатам диагностики разработаны индивидуальные рекомендации для всех участников образовательного процесса, взаимодействующих с каждым конкретным ребенком. Для грамотного построения программы развития и обучения и организации взаимодействия с детьми основными пунктами в индивидуальном образовательном маршруте для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития должны стать:
- развитие невербальных компонентов коммуникации;
- развитие импрессивной речи;
- развитие экспрессивной речи;
- развитие слухового восприятия (в том числе развитие понимания обращенной речи);
- моторное развитие;
- развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосовых функций, просодики.
Через развитие указанных выше пунктов, начнется развитие высших психических функций, развитие личности ребенка, а также основных компонентов психологической готовности к школе.