Введение.
История России ведет свое исчисление с давних времен. Отечественная культура также имеет глубокие корни. Обладая яркими самобытными чертами, она содержит в себе элементы интернациональности, что позволяет говорить о поликультурной составляющей.
В разные временные периоды государство подвергалось влиянию той или иной страны. В конце XVII века Петр I привносит моду на европейские направления. Это проявляется во многих сферах жизни общества, в том числев музыке.
С 1730-х годов ощущается итальянское влияние, что напрямую связано с приездом оперной труппы под руководством Ф.Арайи. В XIX столетии заметно воздействие немецкой композиторской и исполнительской школ. Таким образом, культурные пласты различных эпох наслаивались друг на друга и взаимодействовали между собой, создавая нечто новое.
Вместе с тем, специфика отечественной культуры заключается в ее внутренней полярности. Важным фактором здесь является соперничество двух столиц: Москвы и Петербурга.
Музыкальная жизнь России до XVIII века была тесно связана исключительно с духовной культурой. Ситуация начинает меняться при Петре I. В 1703 году разворачивается строительство Санкт-Петербурга — города, который с самого начала своего существования позиционирует себя как светская столица. Культурная среда Петербурга напрямую была зависима от жизни двора и стремления к сближению с Европой. Москва же являлась хранительницей традиционных ценностей.
Позже, в отношении культурного становления, Москва будет ориентироваться на Петербург и Европу. Древняя столица начинает постепенно идентифицировать себя как европейский город. Это является важным фактором развития Москвы, начиная с XVIII столетия до ее возвращения к статусу столицы. Однако этот процесс начнется лишь к рубежу XVIII—XIX веков.
Появление культурной составляющей в петербургском обществе выявляется вскоре после основания города. Музыка присутствует буквально всюду: на торжествах при дворе, променадах, различных гуляниях. Пышные празднества и различного рода увеселения обретали резонанс и задавали тон всем событиям города.
Одной из форм придворного быта являлась музыка на воде. Петровская определяет данный вид досуга как «специфический способ общения музыкальными звуками и шумами» [1, с.215]. Изначально это был сигнальный способ общения между судами. На Неве приветствовали друг друга фанфарами и выстрелами из ружей. Такого рода звуки имели не только оповестительный и сигнальный характер. К музицированию на воде можно отнести и музыкантов, сопровождавших речные прогулки царской семьи, их приближенных. На борт судна мог помещаться камерный оркестр, исполнявший произведения различных музыкальных жанров.
При Петре I также появилась музыка на пленэре. Данный вид досуга был привезен им после посещения из Европы. Интересен поход к такому развлечению: во время приема Екатерины II в доме Л.А. Нарышкина музыканты и певчие были «спрятаны» по разным местам за зелеными декорациями [2, с. 243—244].
В середине XVIII столетия у петербургской знати появляются необычные формы времяпровождения. К примеру, прямо на Дворцовой площади устраивались «карусели». Данное понятие подразумевает не просто какой-либо аттракцион в нашем привычном видении, а целое действо, представляющее собой состязание и берущее за основу рыцарские турниры. На главной площади города сооружался амфитеатр, где зрители наблюдали за четырьмя кадрилями, т.е. отрядами конных всадников. Участники соревновались между собой в гонках на повозках, а также в метании дротиков. После окончания мероприятия, публика перемещалась в Зимний дворец, где зрителям представлялась опера [2, с. 215]. Интернет источники сообщают, что карусели также проходили в 1784, 1803 и 1811 годах — но проводились уже в Москве.
Примером усвоения и переработки элементов западной музыкальной культуры стала роговая музыка. «Роговой хор», не имевший аналогов в других странах, появился в 1751 году. Создателем его является Ян Мареш, лично изготовивший 37 однотонных рогов разной длины. Со временем диапазон инструментов и их количество были расширены. Первыми исполнителями были крепостные, а игра на роговых инструментах не требовала столь тщательной подготовки. Особую популярность данный вид музицирования получил при Екатерине II. К тому времени оркестры уже имели, помимо Нарышкиных, графы Орловы, Разумовские, Строгановы [3, с. 104].
Подобные оркестры принимали участие в разнообразных празднествах, звучали во время балов и торжественных приемов, в качестве «столовой музыки», на охоте, а также во время военных парадов. Для роговых хоров делались обработки танцев, маршей, народных песен, капельмейстерами сочинялись отдельные произведения.
Придворный роговой оркестр просуществовал до 1820-х годов. Приблизительно с 1915 в роговой музыке наступает затишье, которое длилось до ее возрождения в 2002 год. В третий раз роговая музыка возродилась в Петербурге, когда музыкантом С. Н. Песчанским был создан концертный коллектив «Русская роговая капелла».
Еще одним явлением культурной жизни можно назвать музыкальные вечера на вокзалах. Вокзалами называли увеселительные сады и парки с павильонами для проведения различных мероприятий. Самым известным являлся Павловский вокзал, открытый уже в 1838 году. Одной из задач таких концертных площадок было привлечение публики к новому для России железнодорожному транспорту.
Важной частью данных вечеров была хоровая и оркестровая музыка, звучавшая как внутри здания, так и снаружи. С 1839 года постоянным дирижером на Павловском вокзале был Йозеф Герман – ученик И. Штрауса-старшего.
XVIII век отражал идеи Просвещения, как в Европе, так и в России. Это проявлялось, прежде всего, в науке. Появляются Императорский Московский университет, Академия наук, Шляхетский корпус. Развитие светских форм культуры приводит к модернизации различных видов искусства.
В XVIII веке клавирная музыка входит в придворный быт в качестве любительского и профессионального музицирования. Рубеж XVIII—XIX столетий знаменуется развитием фортепианной педагогики, однако, о широком музыкальном образовании речи пока быть не могло. Желающие обучаться музыке могли сделать это в немногочисленных учебных заведениях, в которых существовали музыкальные классы, или в рамках частных уроков.
Отечественная музыка этого периода решала сложные задачи: за короткий срок было необходимо освоить традиции музыкальной культуры Европы и сохранить при этом национальные ценности. Данная проблема подразумевала наличие профессиональных музыкантов. В начале XVIII столетия в сфере светской музыки таковых не существовало. Формирование отечественной композиторской школы началось лишь в последней трети XVIII века. Этот процесс получил сдвиг с появлением иностранных музыкальных деятелей.
Выступления приезжих музыкантов способствовали развитию искусства и распространению фортепианной музыки на русской почве. Иностранцы становятся и первыми педагогами. В 1730-е годы в Петербурге работают крупнейшие мастера своего времени — Ф. Арайя и Л. Мадонис.
Находясь в России, Франческо Арайя написал множество произведений. Особый интерес представляет опера «Цефал и Прокрис», заслужившая большую популярность у публики. Примечательно произведение и тем, что это первая опера, написанная на русский текст и исполненная отечественными певцами.
Луиджи Мадонис являлся учеников Вивальди. Композитор известен своими аранжировками на русские народные песни. Среди его произведений значатся русская сюита и две симфонии на народные темы. Наиболее известные сочинения Мадониса связаны с воцарением в России императрицы Елизаветы.
В 1758 году в Петербург приезжает композитор Винченцо Манфредини. С 1761 года он становится придворным капельмейстером при дворе Петра III. Первым императорским заказом композитору стало написание реквиема по усопшей императрице Елизавете. По случаю коронации Екатерины II им была написана опера «Олимпиада». Позже Манфредини стал педагогом сына императрицы — Павла Петровича.
В этот же период в качестве ассистента Манфредини на службу заступил композиторГенрих Фридрих Раупах. В России им была сочинена опера «Альцеста». С 1768 года Раупах занимает пост второго капельмейстера и «композитора балетной музыки» Придворного оркестра.Учениками музыканта были русские композиторы П. Скоков и Е. Фомин.
В 1765 году ко двору Екатерины II был приглашен известный итальянский композитор и клавесинистБальдассареГалуппи. Он вёл деятельность капельмейстера, солиста в еженедельных камерных концертах при дворе. Учеником композитора стал юный Д. Бортнянский, который опубликовал духовные концерты педагога. Клавирной музыкой Галуппи занялся, по всей видимости, лишь после своего возвращения в Венецию.
О его преемнике известно достаточно немного. Томмазо Траэтта работал в Санкт-Петербурге с 1769 по 1775 год.Творчество композитора ограничивается оперным жанром, а также некоторыми духовными сочинениями.
Следующим выдающимся итальянским мастером, возглавлявшим музыкальную жизнь столицы Российской империи, стал Джованни Паизиелло. Композитор был приглашен в Петербург в 1776 году. Он оставался придворным композитором вплоть до 1784 года. Паизиелло давал уроки музыки княгине Марии, для которой сочинял клавирные пьесы и инструментальные ансамбли. В 1782 году опубликовал учебное пособие «Правила хорошей игры партимента, или фундаментального баса, на клавесине».
Позже, в 1784 году, место придворного капельмейстера занял Джузеппе Сарти. В этом качестве им было написано и поставлено несколько опер. Однако затем отношения между некоторыми звёздами его оперной труппы вынудили композитора подать в отставку. В связи с этим Сарти перешёл на службу к Григорию Потёмкину, где работал в течение последующих трёх лет. В этот период он создает музыку для проекта Екатерины II «Начальное управление Олега» (отчасти на тексты самой императрицы).В 1793 году Сарти вернулся на пост придворного капельмейстера уже под началом Павла I. В российский период творчества композитором было сочинено на заказ много духовной музыки.Сарти занимался также преподавательской деятельностью. Его учениками были некоторые российские композиторы — в частности, С. Дегтярёв, С. Давыдов, Д. Кашин и Л. Гурилёв.
С 1784 года в Санкт-Петербургском театральном училище на должности клавикордного мастера работал Иоганн Готфрид (или же Иван) Прач. Известными его трудами являются «Полная школа для фортепиано», «Собрание русских народных песен с их голосами, положенных на музыку».
Совсем недолго должность придворного капельмейстера занимал Доменико Чимароза. Он прибыл в Россию в 1789 году и пробыл лишь до 1792. О нахождении композитора в России осталось достаточно мало сведений. В России Чимароза обрёл популярность как автор оперы «Тайный брак». Помимо оперного жанра в его творчестве большое место занимают камерные сочинения.
В 1792 году должность органиста при дворе Великого князя Александра Павловича получает немецИоганн Вильгельм Гесслер. Одним из первых стал сочинять вариации на русские темы. Композитор приезжал в Москву, где давал концерты и вёл педагогическую деятельность, обучая игре на клавире, генерал-басу. Там он пишет пьесы инструктивного характера, в том числе «Дидактические методы», многие из которых, к сожалению, не сохранились. Одним из его учеников был композитор И. Геништа.
Еще один немецкий и датский композитор, работавший в России — Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау. Примечательно, что в немецких источниках музыкант упоминается как «русский пианист». Довольно много обращался к жанру вариаций и писал на темы русских песен.
В 1803 году в Россию приезжает ученик Клемети, ирландец — Джон Фильд. Большую часть жизни он провёл в России. Практически всё наследие композитора посвящено фортепианным произведениям. Мировую славу Фильду принес жанр ноктюрна, основоположником которого его и считают. Он пользовался авторитетом как выдающийся исполнитель и педагог. Среди его учеников — М. Глинка, А. Верстовский, И. Ласковский, А. Дюбюк и многие другие.
Увлечение музыкой уже в XVIII веке получило самое широкое распространение в помещичьем быту, где к музицированию привлекались и талантливые музыканты из крепостных. К таковым относятся Д.Кашин, Л.Гурилев. В их творчестве присутствуют переложения популярных песен. Целью композиторов являлось желание сделать доступными для домашнего музицирования излюбленные произведения концертного репертуара.
Одним из первых русских композиторов, писавших для фортепиано, можно считать Василия Семеновича Караулова. Как композитор Караулов известен по одному-единственному изданию 1787 года Барятинского, где опубликованы три его вариационных цикла: «Во лесочке комарочков», «Ты, детинушка, сиротинушка», «Ах, как тошно мне».
У истоков профессионального музицирования стоял Василий Фёдорович Трутовский. Он прославился не только как композитор и клавесинист, но и как придворный гусляр. Клавесинные вариации Трутовского можно рассматривать как образцы перенесения на клавишный инструмент техники игры на гуслях.
Историческую ценность представляет «Собрание русских простых песен с нотами» в четырёх томах. Это большой труд, в который Трутовский включил и русские народные песни, и некоторые образцы композиторского творчества русских композиторов, и несколько украинских песен.
Значимой фигурой в музыке рубежа XVIII—XIX веков можно назвать Ивана Евстафьевича Хандошкина. Он известен как скрипач и композитор. Сохранились воспоминания о его виртуозной игре на гитаре и балалайке [1, с. 52]. Сочинял преимущественно для скрипки, однако, известны примеры и его фортепианных сочинений, среди которых вариации на народные песни.
Большой славой в Петербурге пользовался Осип (Юзеф) Антонович Козловский. Популярность композитору принёс праздничный полонез «Гром победы, раздавайся» и произведения, написанные в жанре «Российских песен». Произведения для фортепиано не занимали центрального места в его творчестве, но некоторые из оркестровых полонезов перекладывались для фортепиано, а также были написаны специально для этого инструмента.
Отдельную нишу композиторов-пианистов составляют любители. К ним можно отнести А. Грибоедова, Д. Венивитинова, П. Долгорукова, А. Лизогуба, С. Зыбину.
Литература
Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801– 1917: Энциклопедический словарь-исследование. Т. 10.: Российский ин-т истории искусств.– СПб.: Композитор, 2006. — 573 с.
Пыляев М. И. Старый Петербург: Рассказы из былой жизни столицы — Репринт. воспроизведение с изд. А. С. Суворина. — М.: СП «ИКПА», 1990. — 497 с.
Финдейзен Н. Ф. Музыкальная старина: Сб. ст. и материалов для истории музыки в России. – Вып. 1. – СПб: Т-во худож. печати, 1903– 1911. – 161 с.