НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ В ФОРТЕПИАННОМ ЦИКЛЕ «УТЕШЕНИЯ» Ф. ЛИСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЧЕСКОЙ ГАРМОНИИ В ФОРТЕПИАННОМ ЦИКЛЕ «УТЕШЕНИЯ» Ф. ЛИСТА

Захарян В.С. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Фортепианный цикл «Утешения» Ф. Листа – одно из наиболее востребованных сочинений в практике исполнителей, отличающееся богатством, красочностью и выразительностью применяемых композитором гармонических средств, выработанных в эпоху романтизма. Вместе с тем вплоть до настоящего времени данное сочинение не привлекало пристального внимания музыковедов. Анализ «Утешений» позволит вписать данный цикл в ряд романтических произведений Листа, ярче представить особенности стиля композитора, будет полезен музыкантам-исполнителям в процессе подготовки к выступлению.

Ф. Лист – композитор, в творчестве которого рождается новый жанр, названный им «Утешения». Обновление жанровой палитры, тесно связанное с воплощением в музыкальных произведениях новых образов и эмоциональных состояний – характерная черта творчества композиторов-романтиков: например, Ф. Мендельсон является родоначальником жанра песен без слов, Ф. Лист – рапсодий, более того во многих произведениях претворяются интересные жанровые взаимодействия.

Романтические черты произведений Листа обнаруживаются в организации музыкального произведения на различных уровнях, но наиболее ярко они проявляются в гармонии: в области тональной функциональности, структуре аккордов, тональном развитии.

Различные образы и настроения возникают в сочинениях композитора благодаря синтезу определенных средств выразительности. В фортепианном цикле «Утешения» Листу удалось передать мягкий, умиротворенный характер, являющийся основой жанра. Это проявилось в медленном, спокойном темпе, в ритмических структурах, в которых отсутствуют синкопы и пунктирный ритм, в выборе светлых, наделенных определённой семантикой тональностях, в фактуре, в основе которой находятся хоральный склад или гармоническая фигурация, характерные для жанров «успокоения», таких как колыбельная, ноктюрн и др., в напевной мелодии в диапазоне человеческого голоса. В этом ряду находится и гармония.

Музыкальная форма – основа строения любого музыкального произведения, структура целого и его частей. Она создается в единстве с содержанием и образуется путем оформления отдельных разделов, а также взаимодействия гармонических и интонационных оборотов. В процессе формообразования активное участие принимают такие средства выразительности, как мелодия, гармония и ритм. Структура представляет собой осуществленный композиционный план произведения, который диктуется художественным замыслом композитора.

Процесс развития всего музыкального произведения проходит поэтапно. Формообразование действует на уровне отдельных разделов: экспозиционного, развивающего и завершающего. Для экспозиционного раздела характерны структурная уравновешенность и устойчивость, пребывание в основной тональности, четкие каденции. Середина развивающего типа, напротив, требует неустойчивости, превышения уровня напряжения, а также постепенную направленность движения к кульминации. На первый план выдвигается зона неустойчивости, в частности преобладание аккордов доминантовой функции на сильных долях, отклонений, секвенций. Завершающий раздел музыкальной формы аналогичен экспозиционному, однако, преобладающим здесь является уклон в субдоминантовую сферу. Ему свойственно завершение всякого движения, как гармонического, так и тематического.

Для музыкальных форм эпохи классицизма характерна стереотипность. Если в этот период композитор, как правило, воплощал обобщенные идеи, то искусство эпохи романтизма выдвигает на первый план конкретного человека, его индивидуальность и своеобразие. Это оказывает большое влияние, прежде всего, на музыкальную форму. Напор чувств, эмоциональность романтиков нередко нарушают логическую четкость классических форм. Поэтому однозначно определить романтические формы бывает нелегко. Для романтиков чрезвычайно характерно взаимодействие в одном произведении нескольких типов форм. Наиболее важную форму Л. А. Мазель называет основным типом, вторую – формой второго плана. Прежде всего происходит соединение вокальных и инструментальных форм, причем в большей мере это связано с влиянием вокальной музыки на инструментальную, вследствие чего возникают индивидуализированные, новые формы.

В фортепианном цикле «Утешения» Ф. Листа значительную роль в процессе формообразования играют вокальные формы, ведь именно вокальным жанрам в большей степени свойственен характер «утешения», успокоения, умиротворения, что идет от природы человеческого голоса – самого совершенного музыкального инструмента. Вокальное начало здесь проявляется как в отдельных интонационных оборотах и в строении мелодии, так и в целом в форме. Наряду с традиционными инструментальными формами здесь явно обнаруживаются черты вокальных. В цикле «Утешения» частым явлением оказывается слияние двух простых форм внутри одной миниатюры.

Так, Утешение № 1 (E-dur) написано в типичной для романтиков форме. С одной стороны, это форма периода, состоящая из четырех предложений. Здесь повторяется один и тот же материал, присутствуют каденции в основной тональности, каждое предложение начинается повторным строением. Но вместе с тем есть и закономерности формы второго плана – простой трехчастной формы, где первое предложение – первая часть; второе, развивающееся, модуляционное, в три раза больше, чем все остальные. Здесь происходят отклонения в тональности gis-moll, G-dur, возвращение в E-dur. Третье предложение представляет собой динамизированную репризу, начало которой совпадает с продолжением звучания доминантового органного пункта, что чрезвычайно характерно для репризы романтиков; и четвертое предложение явно выполняет функцию коды, с характерным для кодовых разделов отклонением в тональность субдоминанты. Тем самым данное строение подтверждает заключение о том, что основной тип формы – период, форма второго плана – простая трехчастная.

Также ярко принципы взаимодействия различных жанров и форм проявляются и в других «Утешениях». Например, основной тип формы в Утешении № 2 – песенная куплетная форма, а форма второго плана – период. Пьеса состоит из четырех предложений (куплетов), каждое из которых путем варьирования фактуры и изменения ритмических фигураций звучит выразительнее предыдущего. Необычным здесь является небольшой переход-связка, который проходит в тональности cis-moll и является контрастирующим разделом между вторым и третьим предложениями. В Утешении №3 опять же заметна индивидуализация формы, которая берет начало от песенной мелодии. Утешение делится на три раздела: первый раздел – период; второй раздел – более интенсивный по развитию, в котором присутствуют отклонения в далекие тональности, кульминация; идея третьего раздела – успокоение, угасание.

Форма Утешения №5 – трехпятичастная, в основе которой лежит простая трехчастная форма.

Таким образом, можно выделить два аспекта, которые характерны для становления и развития музыкальной формы романтиков, в частности Ф. Листа:

1. Влияние вокальной музыки на инструментальную. Здесь это проявляется в связи с самим жанром «Утешения».

2. Взаимодействие двух типов форм в одном произведении.

Тональность – одно из важных средств музыкальной выразительности. Она имеет большое значение для установления стилевой системы композитора. Тональность представляет собой глубинную логическую структуру, связанную с художественно-образным началом произведения. Поскольку выбор тональности в большой мере обусловливается причинами содержательного порядка, композитор тщательно избирает их, отталкиваясь от замысла того или иного произведения.

Весь цикл построен на соотношении двух тональностей E-dur и Des-dur, причем Des-dur оказывается центральным в Утешениях № 3 и № 4. По краям, в Утешениях №1, №2, №5 и №6 представлена основная тональность E-dur, являясь обрамлением цикла. Тональность Des-dur часто используется композиторами в произведениях, связанных с чистой, любовной темой.

Лист в своих произведениях обращается к расширенной тональности мажоро-минорного лада, используя все выразительные возможности подобной тональной структуры.

Для Листа в фортепианном цикле «Утешения» не характерно применение разных видов состояний тональности на протяжении всего произведения. В процессе развития появляются неустойчивые разделы с преобладанием аккордов доминантовой функции. Например, в Утешении №2 в контрастном переходе от первой части ко второй Лист использует парящую тональность с признаками инверсионной. В этом восьмитакте оттеняющая тональность cis-moll не показана тоническим трезвучием, преобладающей здесь являются доминантовая функция. Такое состояние тональности придает неустойчивость изложению. Вместе с тем преобладание доминантовой функции создает напряженность данному разделу. Этот небольшой переход Лист использует для фактурного контраста с предыдущим и последующим проведениями темы

Логика тонального плана в «Утешении №1» (E-dur) строится на терцовом соотношении тональностей E-durgis-moll, G-durE-dur и на однотерцовом соотношении далеких тональностей gis-moll и G-dur. В модуляции из E-dur в gis-moll общим диссонирующим аккордом является двойной доминанты вводный терцквартаккорд в основной тональности, который равен терцквартаккорду второй ступени в тональности gis-moll. Из gis-moll в G-dur происходит модуляция через малый мажорный септаккорд: доминантовый септаккорд равен двойному доминантовому терцквартаккорду с повышенной примой и пониженной квинтой. Последняя модуляция из G-dur с возвращением в основную тональность происходит через квинтсекстаккорд второй ступени с повышенной примой, который равен двойному доминантовому терцквартаккорду с повышенной примой и пониженной квинтой, что является типичным для романтической гармонии. Таким образом, в «Утешении №1» все модуляции происходят через диссонирующие аккорды, закрепляя каждую кадансовым оборотом.

В основе Утешения №3 (Des-dur) находится большетерцовый восходящий ряд тональностей (Des-dur, f-moll, F-dur, a-moll, A-dur), в котором используются средства одноименного миноро-мажора, что характерно для стиля Ф. Листа. Тональное развитие в Утешении №4 (Des-dur) построено на восходящем малотерцовом соотношении тональностей с кульминацией в тональности тритонанты. В Утешении №5 (E-dur) интересно развитие среднего раздела произведения, в котором благодаря секвенции представлены следующие тональности нисходящего терцового ряда: G-dur, e-moll, C-dur, A-dur, fis-moll, D-dur.

Композиторы-романтики в своих произведениях уделяли большое внимание тональному развитию как одному из важных средств музыкальной выразительности. Для Листа, как отмечено выше, в цикле «Утешения» характерно выстраивание логики тонального развития по терцовым рядам – большетерцовым, малотерцовым или смешанным, закмкнутым или разомкнутым, что придает миниатюрам особую красочность и выразительность.

Основные тенденции в развитии гармонии эпохи романтизма, отразившиеся в структуре аккордов, нашли претворение в аккордике листовских «Утешений». Наиболее часто композитор использует трезвучия с внедряющими и заменными побочными тонами, альтерированные, многотерцовые и бифункциональные аккорды. Велика роль неаккордовых звуков: наиболее часто встречаются проходящие и вспомогательные звуки, взятые или брошенные скачком.

Например, уже в 3–4 тактах «Утешения №1» Лист использует и диссонирующее тоническое трезвучие с внедряющейся секстой, и многотерцовый аккорд с приготовленным задержанием, и аккорд доминантовой функции с заменным побочным тоном. Все это придает мелодии красоту и насыщенность уже с самого начала произведения. Далее на протяжении всего «Утешения» Лист использует аккорды с секстой, в которых секста выполняет разные функции: в ряде случаев она применяется как задержание к квинте (как неаккордовый звук), в других случаях – как внедряющийся или заменный аккордовый тон.

Анализ фортепианного цикла «Утешения» Ф. Листа показал особенности претворения композитором романтической гармонии, что нашло отражение в тональном развитии, опирающемся на терцовые ряды тональностей, гармонических оборотах, структуре созвучий, обилии неаккордовых звуков.

Просмотров работы: 366