Введение.
Детство – это начало жизненного пути каждого человека, пора мечтаний и беззаботности. Михаил Юрьевич Лермонтов писал:
Ребенка милого рожденье
Приветствует мой запоздалый стих.
Да будет с ним благословенье
Всех ангелов небесных и земных!
Проблема отражения детства в различных видах искусства — очень интересная. Так, образы детства, воплощенные в музыке, позволяют судить о чувствах ребенка, проследить как меняется его восприятие на разных этапах развития и, в целом, погрузиться в атмосферу детского бытия. Детская тематика все чаще находится в кругу интересов современных ученых.
Детская музыка в творчестве многих композиторов во все времена имела особое значение. Она отражала воспоминания, связанные с самой прекрасной порой в жизни каждого человека – детством.
Возможно, одно их первых обращений композиторов непосредственно к детям состоялось в начале XVIII в. в творчестве И. С. Баха («Любимому малышу»). Но настоящий интерес к теме детства и детской музыке возник лишь в XIX столетии. Мир детства для романтиков значил очень много – это чудесный, наивный, чистый и глубокий мир. Романтический художник тоскует по этой прекрасной поре, поэтому он стремится взглянуть на мир глазами ребенка. Первые «детские» сборники в истории музыкальной культуры принадлежат Р. Шуману: «Детские сцены» (ор. 15, 1838 г.) и «Альбом для юношества» (ор. 64, 1848 г.). Следует подчеркнуть, что именно в сборнике «Детские сцены» впервые в истории музыки появляются образы, интересные для самого ребенка, хотя этот сборник предназначен для взрослых. Многие композиторы, например, М. П. Мусоргский и П. И. Чайковский стремились к показу психологии ребенка и его развития.
Но только в ХХ столетии в полном своем виде сформировались типичные для детской музыки образно-содержательные идеи, жанровая система и музыкальная поэтика. С. С. Прокофьев, также сочиняющий и для детей, и о детях, в большой степени акцентирует внимание на сфере игры и обращается к современному детству ХХ века. При этом он сохраняет ощущение детства на протяжении жизни, что также проявляется в его творчестве.
В современном мире XXI века сложно охарактеризовать чувства и настроения ребенка, так как стремительное развитие сегодня имеет огромное влияние на детство. Мир взрослых и мир детей сблизился. Ребенку стало доступно все то, что ранее находилось под запретом: он имеет почти неограниченный доступ к информации, намного быстрее приобщается к взрослой жизни, нежели несколько лет назад. Поэтому думается, что современным композиторам сложнее воспринимать и отображать данную тему в музыке.
Владимиру Феодосиевичу Красноскулову удалось не только прочувствовать индивидуальный, мало кому доступный детский язык, но еще и сохранить его особенности и воплотить их в музыке.
В. Ф. Красноскулов – музыкант, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РФ, профессор и эксзаведующий кафедрой теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова.
Вот как отзывается Владимир Гуревич о его творчестве: «Его творчество являет пример гармонии, распределяющейся на все сущее – той самой harmonia mundi, которой всегда поклонялись истинные, отмеченные печатью Провидения, мастера. Нет вокруг ничего мелкого и второстепенного, того, что не могло бы стать поводом для художественного осмысления. Только воплощать свои ощущения, чувства, мысли следует лишь тогда, когда нет никакой внутренней возможности противиться взывающему из глубин подсознания творческому духу. Не иначе» [1, с. 49].
С чего же началась яркая творческая судьба донского композитора? Родился Владимир Феодосиевич на болгарской земле 21 марта 1943 г. Мать была музыкальна и образованна, знала пять языков. Музыка с раннего детства занимала в жизни композитора важное место. В теплое время года по всей улице разносился его высокий голос. Как ни странно, соседи не возражали против пения мальчика. Это были, в основном, советские и болгарские песни, которые часто звучали по радио.С детства он был лучшим из хористов детского хора «Бодро смяна», участвовал в постановках опер в Софийском театре («Пиковая дама», «Кармен», «Борис Годунов»). Хоровая культура и 7 классов консерваторской школы стали базисом для будущего композиторского творчества.
Круг творческих интересов В. Ф. Красноскулова достаточно широк. Особую область его творчества составляет мир детства, наполненный чистотой, светом, радостью ежедневных открытий, бескорыстием мыслей и желаний.
Любовь к детям, работа с ними пополнила детский репертуар В. Красноскулова. В центре его внимания – произведения для юных исполнителей: кантата «Нужна весна», «Юношеский» концерт, «Мишкина тетрадь» для фортепиано, которую композитор посвятил своему внуку Михаилу, тем самым продолжив традиции русских композиторов, а также множество песен и хоров.
У композитора не столь уж много произведений о детях и для детей, но те, что есть, написаны с превосходным пониманием детского восприятия: от самых маленьких до старших школьников. Такие «микрошедевры», как «Куда девался паровоз?», «Перед сном», для детей постарше – «Джонатан Билл», «Объявление» мог создать только очень добрый и не потерявший в глубине души «детскости» мастер. В репертуар многих школьных хоров донского края вошла кантата «Мы рисуем мир» (1985, слова О. Лебедушкиной и Н. Скребова), две тетради миниатюр для детского хора на стихи отечественных поэтов – «Детская комната» (1969-1975) и «Сказочки» (1990).
Судя по названию одного из детских сочинений В. Красноскулова на его творчество оказало влияние любовь к любимому внуку. Это программный фортепианный цикл «Мишкина тетрадь». В самом начале сборника автор помещает ремарку: «Посвящаю моему любимому внуку Мишеньке Красноскулову» (Здесь и далее в подобных случаях указываются комментарии композитора, помещённые в текст цикла). В самом цикле 11 небольших по масштабу разнохарактерных, разных по технической сложности фортепианных пьес. Судя по их названиям, можно предположить, что в цикле представлены разного рода приключения ребенка на прогулке, без которых не обходится практически ни один теплый летний день. Можно вообразить, что это прогулка в кругу друзей, которая, как всегда, не обошлась без веселых познавательных приключений.
В названиях пьес отражено содержание этих событий: самый яркий пример так и называется – «Прогулка с приключениями» (пьеса №5).
Вторая пьеса имеет название «Вприпрыжку». Она насквозь пропитана диссонантными созвучиями и скачками. Первый раздел пьесы представляет собой скачкообразные и гаммообразные движения в левой руке на стаккато и остинатное повторение аккордов в правой руке, что можно трактовать как собственно бег вприпрыжку ребенка. Во втором разделе пьесы пульс учащается, восьмые длительности сменяются шестнадцатыми. В левой руке продолжаются преимущественно гаммообразные и реже скачковые движения. Подобная смена ритма создает ощущение ускорения темпа, будто вприпрыжку воображаемый ребенок стал двигаться быстрее. Этот раздел приводит движение к кульминационной точке, разделенной со вторым разделом паузой. Сам кульминационный аккорд достаточно продолжителен, это нонаккорд на динамическом нюансе sf. Предположим, что ребенок остановился передохнуть, чтобы снова продолжить скакать вприпрыжку, как это происходит в третьем разделе, который представляет собой динамизированную репризу. Два раздела развиты и динамически: в первом разделе от mf движение приходит на ff, во втором разделе от mp к sf.
Некоторые пьесы, такие как: «Крутим педали» (пьеса №6), «Играем в футбол» (пьеса №8), «Чехарда» (пьеса №10) – рисуют уличные детские игры, предполагающие наличие компании друзей. Рассмотрим некоторые из них
«Крутим педали» – это оживленная шутливая пьеса, более продолжительная по сравнению с предыдущими. В ней постоянно повторяется одна и та же интонационная фигура, изображающая вращение колес. Восходящие и нисходящие движения имитируют движения велосипеда, поднимающегося то вверх в гору, то съезжая с нее вниз. Затем велосипедист начинает взбираться на довольно высокую возвышенность: в нотах есть ремарка автора «с трудом взбираемся в гору». Это проявляется не только в изменении темпа (Lento), но и в изменении длительностей: подъем вверх начинается с восьмых длительностей, а заканчивается более крупными, завершая движение остановкой на двух целых залигованных нотах на sf, изображая остановку велосипеда на вершине горы.
Затем следом за эпизодом подъема в гору, велосипедист с нее съезжает. Темп постепенно ускоряется, педали крутятся все быстрее, четверти сменяются восьмыми в сопровождении ремарки автора: «с горки – поехали!». Затем движение начинает замедляться (poco rit.), словно велосипед начал тормозить. Дыхание нормализуется, пульс восстанавливается, и на смену poco meno возвращается изначальный темп.
Еще одна всеми известная детская игра – «Чехарда». Специально для этой пьесы автор описал принцип этой игры и технику ее исполнения на инструменте: «Это веселая игра, участники которой поочередно перепрыгивают через спины друг друга. В основу данной пьесы положен принцип попеременной переброски рук. Ноты со штилем вниз играются, в основном, левой рукой, штилем вверх правой». В основе первого раздела лежит принцип регистрового сопоставления в умеренно быстром темпе allegretto. Определенные фрагменты текста повторяются через октаву, словно это «перескакивание через спины». В основу положен начальный фрагмент, представляющий собой поочередное соотношение терций и секунд, который варьируется и развивается на протяжении всей пьесы. Контрастным является небольшой, как бы оттеняющий крайние части, второй раздел пьесы. Это касается смены темпа (Leggiero – легко, грациозно), смены динамики (p), смены фактуры (плавное арпеджирование по звукам аккордов). Но после diminuendo возвращается с акцентами в новом размере (9/8) первый раздел, представляющий собой динамизированную репризу. В заключение появляются два уже знакомых элемента – нисходящее арпеджированное движение и восходящий стаккатный элемент, завершающий движение на pp.
Другая группа пьес – «Две бабочки» (пьеса №3), «Воробушки» (пьеса №4), «Зайчишка и Медведь (лесная история)» (пьеса №7) – вызывает ассоциации с возможными новыми открытиями, возникающими перед маленьким человеком, изучающим мир. Не стоит забывать, что в детстве ребенок полностью открыт миру, впитывает все увиденное и услышанное, выходя на улицу, он не спешит на работу, поэтому больше обращает внимание на то, что его окружает, и познает природу с ее обитателями.
Интонационную основу пьесы «Воробушки» составляет секундовый комплекс. Здесь его можно трактовать как чириканье воробушка. На выдержанном басу мелодия, состоящая из сцепления секунд, появляется в правой руке, затем переносится в левую, постепенно заполняя все пространство музыкальной ткани. Композитор в начале пьесы применяет нюанс пиано, но в процессе развития «щебет» воробьев становится все громче, приходя к определенной динамической вершине первого фрагмента («ля» третьей октавы), триоли шестнадцатых взмывают в правой руке и нисходят в левой, замирая в полиаккорде. В следующем фрагменте «секундовое щебетание» воробьев также приходит к динамической вершине. Затем мелодия-щебет начинает излагаться сначала в приму, следом превращаясь в секунды, а еще дальше в соноры-кластеры, что можно объяснить как постепенно усиливающееся щебетание птиц. Это происходит не только с помощью динамических средств, но и усложнения аккордов. Заключительные такты пьесы отмечены резкой сменой динамических оттенков: от f к subito p, затем от sf к pp. И в заключении, как точка в рассказе, в басу на pp звучит «ми» контроктавы на стаккато. Воробушки разлетелись. Пьеса закончена.
Следующее знакомство ребенка с животными представителями леса связано с зайчиком и медведем. В пьесе «Зайчишка и медведь (лесная история)» зайчик и медведь представлены двумя контрастными сферами. Зайчишку характеризуют следующие элементы музыкальной выразительности: быстрый, оживленный темп (vivo), стаккато и скачки, словно передающие ловкие прыжки ушастого друга, а также средний и высокий регистры. Появление медведя во втором разделе пьесы после ферматы сложно не заметить. На это указывает ряд элементов: ремарка самого автора с указанием темпа «вдвое медленнее, грузно» и обозначения pesante и marcato. Мелодия перемещается в басовый ключ, т.е. нижний регистр большой октавы, изменяется динамика (mf), появляются соответствующий образу пунктирный ритм, акценты, часто встречаются удвоения и т.д. – все это, безусловно, музыкальное отображение образа медведя. Так автор знакомит нашего героя с лесной историей зайчишки и медведя.
Нужно заметить, что в цикле преимущественно представлены веселые, жизнерадостные, полные позитива пьесы в достаточно быстром темпе, что свойственно их содержательным названиям. Но есть исключения – своего рода небольшие лирические отступления, где показательным является само название. Это два номера: первый – «Перед сном» и девятый – «Светло и чуть грустно».
Открывает фортепианный цикл пьеса «Перед сном» – малыш готовится ко сну, позади сложный, но очень интересный, наполненный новыми впечатлениями день. Сам того не осознавая, он уже готов к новым открытиям, приключениям, который приготовил ему завтрашний день. Данная пьеса имеет черты жанра колыбельной песни благодаря спокойному умеренному темпу moderato с указанием cantabile, что буквально означает «певуче», несмотря на то, что это инструментальная пьеса. Покачивающееся движение, вызывающее ассоциацию с интонацией, сопутствующей слогам «баю-баю», а также преобладающий консонантный характер звучания приближает пьесу к жанру колыбельной.
В основе пьесы находится тихая динамика: начинается колыбельная на mp, к середине перетекает на p и в конце, когда ребенок засыпает и колыбельная матери подходит к концу, происходит плавное затихание на pp и замедление темпа на ritenuto.
«Светло и чуть грустно» – лирическая пьеса, мелодия которой в правой руке преимущественно звучит в довольно высоком регистре, что придает просветленный и возвышенный характер произведению. Секундовые созвучия в левой руке, множество встречных знаков, триольное движение создают ощущение неустойчивости, некоторого беспокойства, а лежащая в основе всего произведения квинта – опустошенности, грусти. Но при всем этом в пьесе сохранен ясный, светлый характер благодаря тональности C dur, выдержанной тихой динамике и высокому регистру.
Таким образом, в фортепианном цикле «Мишкина тетрадь» В. Ф. Красноскулов представляет пьесы для детей и немного о них, с одной стороны, развивая технические навыки игры на инструменте юных исполнителей, с другой – создает особое эстетическое воздействие на слушателя, погружая в атмосферу детского бытия. Композитор, продолжая традиции освещения мира ребенка, привносит новые грани, способствующие более полному раскрытию этого сложного, но чрезвычайно необычного, разнообразного и увлекательного мира детства.
Литература
Гуревич В. А. Гармония мира: творчество Владимира Красноскулова // Композиторы Ростова-на-Дону. – М.: Композитор, 2007. – С. 49-84.