Введение.
Роль филармонии в музыкальном просветительстве Ростова-на-Дону и области трудно переоценить. Вся многообразная деятельность коллектива направлена на различные возрастные группы слушателей, на людей, с разными приоритетами в области музыкальной культуры. Программы, разрабатываемые и представляемые коллективом, могут удовлетворить разнообразные запросы. История филармонии содержит многочисленные факты, подтверждающие неугасаемый интерес к деятельности ее талантливых, выдающихся представителей.
В Ростове филармоническое просветительство связано с открытием музыкально-литературного лектория в 1945 году. Это был большой коллектив, объединивший многих талантливых людей: вокалистов, инструменталистов, чтецов–мастеров художественного слова и музыковедов. Особенность данного коллектива заключалась в том, что некоторые исполнители выступали в нескольких амплуа. Например, Эмма Агопова и Нина Недорослева сначала выступали в дуэте, а затем обе в разное время возглавляли музыкально-литературный лекторий.
Большое значение в рамках лектория имела просветительская работа Анны Соколовой. Помимо активной деятельности в стенах филармонии она часто гастролировала с концертами не только по Ростовской области, но и по другим городам страны. Вместе с тем А. Соколова была прекрасным педагогом, членом Ростовской композиторской организации, ведущей различных пленумов, авторских вечеров, концертов фестиваля «Донская музыкальная весна». Как об очень талантливой ведущей и концертмейстере вспоминает о ней музыковед Наталья Мещерякова: «Историческое образование удачно соединилось с литературным даром. И в практике музыканта-просветителя закрепился жанр литературно-исторической повести, преподносимой в устной форме в сочетании с музыкой. Программа лекций-концертов создавалась как новый художественный текст» [2, с. 207]. И дальше, описывая происходящее на сцене, Наталья Алексеевна продолжает: «Но как тут не вспомнить еще об одном участнике музыкально-литературного действа Анны Соколовой? Это рояль, ее рояль, который именно она смогла озвучить тембрами оркестра и этим помочь человеческому голосу» [2, с. 208].
Важное место в процессе филармонического просветительства занимает деятельность Ларисы Кольвах и Марии Шорниковой. Их силами было организовано множество различных проектов, программ, концертов и абонементов. Л. Кольвах создала детскую филармонию и до сих пор функционирующий в Музее изобразительных искусств музыкальный клуб. М. Шорниковой принадлежит идея и организация циклов концертов для юных слушателей и для взрослой аудитории.
Яркой личностью, сыгравшей весьма значительную роль в музыкальном просветительстве, был Евгений Уринсон, чья деятельность в этой области началась еще задолго до переезда в Ростов-на-Дону – во Владивостоке, где он читал лекции, выступал на радио, преподавал историю музыки и анализ музыкальных произведений. В те же годы (1960-е) он стал членом Союза композиторов. Вот как характеризует его музыковед Татьяна Франтова: «Евгений Григорьевич был активным деятелем, правильнее сказать – активным деятелем культурной жизни, ее творцом. Музыкальную жизнь Ростова 70–80-х, первой половины 90-х годов невозможно представить без Уринсона, его трудов и его личности. Он – везде, и везде – незаменим, его влияние сказывается и на событиях, и на людях, его окружающих» [4]. Уринсон вел активную публицистическую, просветительскую, научную деятельность – выступал на радио и телевидении, печатался в газетах, журналах, участвовал в организации различных фестивалей, во многих мероприятиях ростовской организации Союза композиторов, Молодежного музыкального клуба Анатолия Цукера, городского клуба филофонистов. Кроме того, он проводил музыкально-просветительскую работу в филармонии. «Евгений Григорьевич был непревзойденным мастером устного жанра. Его выступления перед концертами симфонического оркестра можно назвать эталоном вступительного слова; здесь соединялось все: увлекательное содержание и великолепно отточенная форма, артистизм, абсолютная естественность поведения на сцене и благородная сдержанность манер, внешняя привлекательность, приятный бархатистый голос и высокая культура речи…» – вспоминает Татьяна Франтова [4].
Таким образом, в рамках музыкально-литературного лектория сформировались основные направления и формы системной работы музыковедов-просветителей с ростовской публикой. Важно отметить разнообразие локаций: это был не только Большой зал филармонии, но и Музей изобразительных искусств, множество сцен и площадок в пределах и за пределами области. Системная абонементная работа велась не только со взрослой, но и с детской аудиторией. В качестве основных форм филармонического просветительства утвердились лекции-концерты и вступительное слово перед выступлениями артистов. Это стало прочной основой для их дальнейшего развития и появления новых.
Яркой страницей в истории филармонического музыкального просветительства является деятельность Камерного ансамбля «Камерата», созданного Г. Тараевой и В. Хлебниковым в 1986 году. Коллектив проводил 10 концертов в месяц в различных концертных залах Ростовской области – не только в Ростове, но и в Батайске, Новочеркасске, Таганроге, Азове. Репертуар «Камераты» состоял из произведений Ж. Рамо, Ф. Куперена, К. Глюка, Г. Генделя, И. Баха, А. Вивальди, Г. Телемана, Д. Бортнянского, А. Сальери, Г. Перселла. В одном концерте могли сочетаться произведения перечисленных композиторов с музыкой Г. Свиридова, А. Петрова, Д. Гарнера и П. Маккартни.
Кроме перечисленных имен, в абонементах ансамбля фигурировали сочинения В. А. Моцарта, камерная музыка Италии, Испании, Англии, Франции XVII–XVIII веков, танцы и песни XIV–XVI столетий, камерная музыка анонимных авторов XVI–XVIII веков, музыка при дворе Фридриха Великого и многое другое.
Все выступления «Камераты» вела Г. Тараева. Она составляла сценарии концертов, включающие подробные композиционные планы. Интересной была также и работа с аудиторией: после каждого выступления составлялись списки слушателей с домашними адресами. Это делалось для того, чтобы впоследствии отправить каждому приглашение на следующий концерт. Такую огромную работу полностью осуществляла Г. Тараева, но результат оправдывал все издержки. Аудитория была самая разная и всегда принимала «Камерату» с воодушевлением и любовью. Об этом свидетельствуют многочисленные заметки и рецензии в прессе.
Камерный ансамбль «Камерата» выступал на протяжении двадцати лет. После 2006 года артисты ансамбля стали уходить из жизни, и это явилось объективной причиной постепенного прекращения творчества.
Деятельность ансамбля оставалась в рамках уже известных форм музыкального просветительства, но отличительные особенности все же имела. Перечислим их:
оповещение аудитории перед каждым концертом;
скрупулезная режиссура музыковедом практически каждого действия, происходящего на сцене;
сочетание в комментарии ведущего исторических фактов, поэзии, фргментов из прозы.
Заложенные традиции сохранились и на современном этапе деятельности филармонии. В числе коллективов, активно выступающих, гастролирующих, представляющих множество различных программ слушателю, следующие: Ростовский академический симфонический оркестр, Джазовый оркестр им. К. Назаретова, Творческое объединение «Классик-концерт», Концертный оркестр духовых инструментов им. В. Еждика, Оркестр русских народных инструментов «Дон», Ансамбль песни и пляски «Казачий круг», Ансамбль русских народных инструментов «Донцы», Ансамбль песни и танца «Легенда».
Биг-бэнд был создан К. Назаретовым в Ростове-на-Дону в 1963 году. Коллектив успешно выступал на различных площадках города, страны, за рубежом на протяжении многих лет. Филармонический джазовый оркестр является одним из прямых наследников бэнда Назаретова. По словам Петра Кимовича Назаретова, «последние годы жизни К. Назаретов потратил на образование джазового центра, который располагался в здании кинотеатра “Россия”. Пока был жив отец, существовал оркестр Кима Назаретова, а после его смерти джазовый центр объединили с джазовой школой, и музыканты разделились: кто-то хотел, чтобы оркестр был на базе школы, а кто-то – нет. Так появились два джазовых оркестра»1.
Сразу же после своего образования коллектив «сделал» себе имя не только благодаря множеству концертных выступлений, но и завоеванием лауреатства в различных конкурсах и фестивалях СССР, ближнего и дальнего зарубежья (Москва, Ленинград, Тбилиси, Ереван, Одесса, Донецк, Куйбышев, Ярославль, Саратов, Воронеж, Волгоград, Сочи, Кривой Рог, Ставрополь, Пермь; Шотландия, Польша, Германия, Греция). За несколько лет после своего основания оркестр показал себя как один из лучших джазовых коллективов мира, о чем могут свидетельствовать слова А. Баташева: «Я был потрясен выступлением его оркестра. Это был живой джаз. Всю свою энергию Ким передавал музыкантам. Он буквально взрывал своим темпераментом оркестр. Это был живой драйв, живой свинг. Биг-бэнд Кима Назаретова стал “оркестровым университетом” для музыкантов» [1].
В 1993 году, после смерти Кима Аведиковича, у оркестра появился новый художественный руководитель – профессор П. Назаретов. А в 2008 году коллектив вошел в состав Ростовской филармонии, снова сменив художественного руководителя, которым теперь стал А. Олейников.
Репертуар биг-бэнда состоит из музыки различных стилей и жанров: от всевозможных джазовых композиций начала XX века, свинга, представленных пьесами Г. Миллера, Б. Гудмена, К. Бейси, Д. Эллингтона и других, до обработок музыки группы The Beatles, С. Уандера, Э. Ллойда-Уэббера, сочинений в стиле джаз-рок и произведений современных российских композиторов.
Повторим, что джазовая аудитория города – самая массовая, большее число в ней занимает молодежь.
С 1990 года в филармонии существует профессиональный концертный оркестр духовых инструментов (КОДИ). В 2000 году ему было присвоено имя его основателя – профессора В. Еждика. За годы творческой деятельности оркестр сотрудничал с множеством выдающихся российских и зарубежных музыкантов, таких как Л. Коркин, А. Тростянский, А. Зуев, С. Мид (эуфониум), дирижеры С. Шеннет, Д. Фишер, Х. Миккер, Р. Бобо. Кроме концертных выступлений в зале филармонии КОДИ является участником различных фестивалей, конкурсов, парадов духовых оркестров в разных городах России и за рубежом: «Золотая труба» (Югославия, 1995), «Середина Европы» (Австрия, 2003), «Мир Кавказу» (Майкоп, Краснодар, Домбай, Астрахань, Нальчик, 2000–2013), «Дни культуры Ростовской области» (Италия, Украина, Москва). В 2018 году оркестр выступал в Прохоровке, Белгороде, Ивне, Строителе, Дубовом, Короче, Ракитном, Старом Осколе, Губкине, Бобровых дворах, детских оздоровительных лагерях «Сосновый бор», «Сокол», «Юность».
Репертуар коллектива включает не только произведения, написанные строго для духового состава, но и сочинения композиторов от эпохи барокко до современности, музыку к кинофильмам, любимые публикой песни различных авторов, которые в разное время исполняли М. Магомаев, В. Ободзинский, Ф. Синатра, Ш. Азнавур, А. Пугачева. Это связано с тем, что оркестр позиционирует себя как «многожанровый универсальный коллектив, способный решать творческие задачи, лежащие в границах самых разных эпох и стилей, от серьезной академической музыки до эстрадно-джазовой музыки и рока»2.
Такая многоплановость репертуара позволяет воплощать абонементные концерты с программами, интересными практически любому слою населения. Например, в сезоне 2021–2022 оркестр провел четыре абонемента. Два из них – «Праздник с оркестром» и «Легенды советской эстрады» интересны большому количеству людей, так как в них звучит всем известная, любимая музыка. Первый абонемент включает в себя три концерта – к Новому году, 8 марта и 30-летию коллектива. Интересно, что в одной из программ звучали мелодии, выбранные по итогам интернет-голосования. Концерты второго абонемента разделены по темам: в первом из них звучит музыка Тухманова и Таривердиева, во втором – Пугачевой, в третьем – лучшие мелодии трех десятилетий (1960-х, 70-х, 80-х годов). Два других абонемента – «Меломания» и «Мировая музыка» – рассчитаны на более узкий круг слушателей, так как концерты первого из них раскрывают историю музыкального наследия Вены, историю создания и жизни жанра вальса и историю саксофона. Концерты второго знакомят слушателя с музыкой немецких, австрийских, американских и русских классиков: И. Баха, Г. Генделя, А. Брукнера, Дж. Гершвина, Л. Бернстайна, А. Копланда, П. Чайковского, С. Прокофьева, Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, Д. Шостаковича, И. Стравинского.
Важно отметить, что некоторые концертные программы оркестра сопровождаются общением со зрителями и театрализацией. Например, программа концерта «Музыканты шутят» включала в себя разные розыгрыши и сюрпризы. Так, во время звучания музыки на сцену вышли люди в форме строителей и спорили с дирижером о том, что умение играть на трубе не требует окончания консерватории, после чего «доказали» этот тезис, стуча по пластиковым водопроводным трубам. Этот концерт закончился тем, что все музыканты оркестра сбежали со сцены (очевидно, это отсылка к «Прощальной симфонии» Й. Гайдна), а после того, как дирижер попросил у зала помощи, они вернулись и доиграли программу.
Общение с аудиторией практикует также дирижер другого крупного филармонического коллектива – Академического симфонического оркестра. В абонементной системе филармонии РАСО занимает по количеству концертов первое место – за один сезон оркестр реализует 10 абонементов с множеством различных программ, в том числе, для детей.
Оркестр – ровесник филармонии: он был сформирован в 1935 году одновременно с ее открытием. За 87 лет существования с оркестром успели поработать такие выдающиеся дирижеры, как Б. Берман, Н. Аносов, М. Паверман, Л. Кац, С. Коган, Р. Мартынов, П. Трибанов, Ю. Ткаченко, В. Вилинов, А. Поляничко, В. Урюпин, А. Шабуров. Кроме того, среди приглашенных дирижеров можно найти имена Б. Хайкина, К. Кондрашина, К. Пендерецкого и других. Коллектив в разное время становился участником крупных фестивалей и конкурсов: Всероссийский конкурс симфонических оркестров (1984, лауреат), Международный конкурс им. П. И. Чайковского (1990), III Фестиваль симфонических оркестров мира (Москва, 2008), III Симфонический форум России (2014, Екатеринбург), «Ростовские премьеры», «Донская музыкальная весна», «Рахманиновские дни в Ростове», «Певчие третьего тысячелетия», «Путь к мастерству», «На перекрестке культур», музыкальные фестивали им. И. Штрауса в Испании, В. Лютославского в Польше, В. Сафонова в Кисловодске. Концертная деятельность оркестра охватывает множество российских и зарубежных залов: Большой зал Московской консерватории, Концертный зал им. П. И. Чайковского, залы Польши, Италии, Южной Кореи, Испании, Китая.
Обширная география гастролей подразумевает большой охват аудитории. Если только в рамках одного ростовского фестиваля «МОСТ», проведенного филармонией в 2017 году, концерты оркестра посетили более 6000 человек, то нетрудно представить, какое количество публики собирают все выступления коллектива.
Успех у зрителей, разумеется, зависит не только и не столько от качества исполнения, сколько от привлекательности программы. Не зря у оркестра существуют абонементы на любой вкус и возраст. Так, в сезоне 2021–2022 гг. оркестр реализовал 35 концертов в рамках десяти абонементов, среди которых один абонемент – детский («Сказки волшебницы музыки»), а другой – с участием юных музыкантов из ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского и ССМШ при РГК им. С. В. Рахманинова («Всей семьей в концертный зал»). Очевидно, что привлечение детей к исполнению Концерта для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона или М. Бруха, Концерта для фортепиано с оркестром Ф. Шопена или С. Рахманинова не только способствует росту профессионального уровня маленьких музыкантов, заставляя их совершенствоваться в исполнительском мастерстве, но и притягивает публику разного возраста в концертный зал, способствует формированию у детской аудитории желания знакомиться с академической музыкой из принципа «Я тоже так хочу».
Другой абонемент, рассчитанный на дошкольников и младших школьников, – «Сказки волшебницы музыки» – включает в себя три концертные программы: «Волшебник изумрудного города», «Синяя птица», «Али-Баба и сорок разбойников». Каждую из сказок читают разные артисты Ростовского академического драматического театра в сопровождении оркестра. Необходимо уточнить, что практика такого исполнения не нова – большим успехом также пользуются подобные концерты и Академического оркестра Московской филармонии. У детей, как и у взрослых, данный вид концерта вызывает интерес и восторг: у детей – из-за погружения в волшебную атмосферу сказки с живыми звуками оркестра, у взрослых к этой причине добавляется еще и ностальгия по беззаботному, счастливому детскому времени.
Кроме музыки из детских абонементов в репертуар РАСО входят произведения всей мировой музыкальной культуры разных стран и эпох, и они подразделяются еще на несколько абонементов. Это: «Стану меломаном», охватывающий всю музыку по эпохам: первый концерт цикла – «Волшебный мир барокко», куда входят сочинения Баха, Вивальди, Генделя, Альбинони, Корелли; во втором концерте – «Нескучная классика» – звучат 40-я симфония и «Маленькая ночная серенада» Моцарта, части симфоний «Сюрприз», «Прощальная», «Медведь» Гайдна, первая часть Пятой симфонии Бетховена; а третий концерт – «Время, вперед!» – знакомит слушателя с шедеврами Хачатуряна, Прокофьева, Свиридова, Шостаковича и Дунаевского. Программы концертов данного и еще нескольких абонементов («Час барокко», «Шостакович+», «Абсолютные шедевры») включают всю мировую музыкальную классику – на первый взгляд, «серьезную, скучную» музыку, которая не способна заинтересовать большинство современных людей ввиду их воспитания на примерах из абсолютно другой культуры, не базирующейся на тех культурных кодах, которые содержатся в образцах «высокой» музыки. Но очевидным для профессионала и совсем непонятным для обывателя становится тот факт, что на самом деле вся современная музыкальная культура основана на достижениях композиторов предыдущих столетий, поэтому произведения, звучащие в данных программах, способны буквально с первых аккордов заинтересовать слушателя, вдохновить его на посещение и других концертов, «зажечь» стремление к познанию как таковому, что является главной просветительской миссией.
Пожалуй, одним из интереснейших направлений в просветительской деятельности РАСО можно назвать «дирижерские» абонементы. Каждый из них с разных сторон знакомит зрителя с работой разных дирижеров страны. Концерты абонемента «Главный рассказывает» интересны тем, что о звучащей программе говорит сам дирижер. Это способствует созданию более доверительной, камерной, «теплой» атмосферы между оркестром, дирижером и слушателями. Особенностью другого абонемента – «Вечера с главным дирижером» – можно назвать выступления с оркестром выдающихся солистов страны, например, в прошлом сезоне это Заслуженный артист России, скрипач Н. Борисоглебский, победитель Международного конкурса Королевы Елизаветы, скрипач А. Баранов, солистка Ростовского музыкального театра, сопрано Н. Дмитриевская, баянист П. Масюк и виолончелист Н. Шугаев. И третий абонемент – «Дирижеры. Высшая лига» – знакомит аудиторию с выдающимися дирижерами современности. В сезоне 2021–2022 в концертах оркестра принимали участие Заслуженный артист России А. Левин, Лауреат премии Президента РФ Д. Ботинис и Народный артист России А. Чернушенко. В нынешнем сезоне посетители данного и нового абонемента «Слово дирижера» смогут услышать Д. Юровского, А. Шабурова, А. Левина.
Программы «дирижерских абонементов» включают в себя произведения С. Прокофьева, У. Уолтона, Э. Элгара, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, И. и Р. Штраусов, К. Сен-Санса, М. Равеля, Д. Шостаковича, Г. Малера, М. Мусоргского, Г. Берлиоза и других.
Большинство абонементов РАСО сохранились и на следующий сезон, что свидетельствует об их популярности у слушателей. Единственным новым абонементом, заменившим программу «Наша гордость – солисты РАСО», станет «Neформат Weekend», включающий 3 концерта, в которых будет звучать музыка советского и зарубежного кино, мюзиклов «Увольнение в город», «Вестсайдская история», «Кошки», «Кабаре», рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда».
Конечно, основным местом проведения концертов РАСО является большой зал филармонии, и у филармонии есть своя публика. Но, кроме этого, важным фактором в привлечении новой аудитории, в расширении просветительских границ и форм явился организованный филармонией в 2018 году крупный фестиваль «МОСТ», который проходит в Ростове и в настоящее время. Площадки, на которых проводились концерты, перформансы, лекции, экскурсии, встречи с артистами, автограф-сессии, мастер-классы, оупен-эйры, – это залы филармонии, крыша галереи «Астор», конгресс-отель «Дон-Плаза», колледж искусств, Шолохов-центр, художественная галерея «Ростов», арт-галерея «Ростов», парк Революции и фонтан перед Публичной библиотекой.
Разнообразнейшая программа фестиваля включала в себя произведения композиторов эпохи барокко, струнные квартеты классиков, сочинения Ф. Шуберта, Г. Малера, К. Штокхаузена, премьерное в Ростове исполнение симфонии О. Мессиана «Турангалила», «Тиля Уленшпигеля» Р. Штрауса, «Петрушку» И. Стравинского, джазовую музыку. Новаторским шагом художественного руководителя фестиваля В. Урюпина является то, что музыка не просто звучит в концертном зале под полную тишину, царящую в аудитории, а сопровождается различными художественными перформансами: видеопроекциями, светоцветовыми шоу, театральными, танцевальными, пластическими элементами. Кроме того, важную роль играл и выбор места проведения концерта – более свободно и естественно публика, особенно молодежная, чувствует себя не в концертном зале филармонии, а, например, на крыше «Астора» или у Публичной библиотеки. Это позволяет лучше почувствовать музыку, заинтересоваться ею и полюбить.
В программах «МОСТа» принимали участие выдающиеся музыканты современности: в 2018 году это были скрипачка А. Баева, первый трубач оркестра Мариинского театра Т. Мартынов, пианисты А. Бубнин, Д. Шишкин, меццо-сопрано А. Ковалевич, юный пианист-виртуоз С. Давыдченко и джазовая певица О. Ференчук. В 2021 году список пополнился: пианисты Б. Березовский, Н. Луганский, для исполнения «Турангалилы» из Парижа приехал исполнитель на волнах Мартено С. Лартиго. Каждый день работал фестивальный клуб во главе с музыковедом Л. Кандауровой, в котором обсуждались разные вопросы, касающиеся программы фестиваля.
Деятельность РАСО, безусловно, занимает одно из главнейших мест в музыкально-просветительской жизни Ростова-на-Дону. Из года в год оркестр не только реализует интересные абонементы, которые продлеваются на следующий сезон ввиду популярности у публики, но и является участником и хедлайнером крупного, ультрасовременного, выдающегося фестиваля «МОСТ», форма проведения которого (программы, площадки, приглашенные музыканты, перформансы) позволяет пробудить у обывателя интерес к музыке академической традиции, привести его в зал филармонии, который раньше мог казаться ему пугающим местом, в котором «нельзя двигаться». Важно, что большое количество новой аудитории составляют молодые люди 20-30 лет. Кроме джазового оркестра, ни одно просветительское музыкальное мероприятие из обозреваемых в данной работе не собирает столько молодежи, сколько привлекает «МОСТ».
С 1946 года в филармонии функционирует музыкально-литературный лекторий (ныне – творческое объединение «Классик-концерт»). Просветительские основы, заложенные выдающимися музыковедами, работающими со дня основания отдела – Э. Агоповой, А. Соколовой, Н. Недорослевой, П. Капирулиным, Л. Кольвах, Г. Джаникян, А. Цукером, А. Селицким, М. Шорниковой продолжают развиваться и сейчас В. Чувилкиным, М. Гриневой. Под «просветительскими основами» автор понимает, в первую очередь, абонементную систему проведения различных программ, их разнообразие, сотрудничество с коллективами, отдельными выдающимися музыкантами и мастерами художественного слова, множество площадок, на которых реализуются концертные программы.
Например, созданный более тридцати лет назад абонемент «Музыка-живопись» продолжает собирать слушателей в залах Ростовского музея изобразительных искусств с различными программами. Так, в сезоне 2022–2023 концерты абонемента посвящены юбилейным датам композиторов и художников В. Сурикова, В. Васнецова, М. Балакирева, И. Шишкина, С. Дягилева, И. Стравинского, К. Дебюсси.
Другая традиция – детские абонементы. В сезоне 2021–2022 гг. это абонемент «Открытые уроки музыки». В него вошли пять концертных программ, в рамках которых музыковед вместе с исполнительским коллективом знакомит аудиторию с творчеством композитора, имя которого носят ДМШ и ДШИ Ростова-на-Дону. Так, дети и их родители узнают о «Композиторе-сказочнике» Н. Римском-Корсакове, «Сокровищнице мелодий стеклянного мальчика» П. Чайковского, «Музыки прекрасных звуках» М. Ипполитова-Иванова, о «Солнечном композиторе» С. Прокофьеве и о «Магии музыкальных звуков» Д. Шостаковича. Концерты прошлогоднего одноименного абонемента знакомили зрителей с танцами разных народов мира – с их происхождением и развитием, с «мистером Джазом» – его корнями, исполнителями, музыкой, и завершало абонементный цикл звучание «Музыкальных красок Диснея».
Программы «Классик-концерта» рассчитаны в основном на Малый зал филармонии. Так, для камерной сцены в сезоне 2021–2022 были разработаны четыре абонемента из семи: «Юбилейные вечера в кругу великих имен», «Музыка и слово», «Музыкальные перекрестки. Камерные вечера» и «Голос души моей. Кумиры прошлых лет». Первый абонемент из перечисленных включал в себя три концерта, посвященных юбилеям А. Дворжака, Б. Бартока, Й. Гайдна, А. Скрябина и С. Танеева. Концерты абонемента «Музыка и слово» рассказывают о литературной жизни разных эпох: биографии, воспоминания, письма, проза и поэзия М. Цветаевой, поэтов и писателей XVIII века, М. Твена, поэтов «Серебряного века». «Музыкальные перекрестки» останавливают зрителя на творчестве шести композиторов, связанных чем-то общим: первый концерт был посвящен музыке К. Дебюсси и М. Равеля, второй – Б. Сметаны и А. Дворжака, а завершила цикл квартетная музыка Ф. Шуберта и Р. Шумана. Концерты последнего камерного абонемента «Голос души моей» связаны с юбилеями разных выдающихся певцов – Ф. Шаляпина, А. Неждановой, В. Козина и М. Максаковой.
Абсолютно все абонементы «Классик-концерта», не считая детских, рассчитаны на аудиторию средних лет – молодых людей такие программы не привлекут, как бы интересно они ни были преподнесены. Но, очевидно, такая задача перед авторами концертов не стоит, хотя из интервью с одним из музыковедов лектория В. Чувилкиным выяснилось, что некоторые программы «включают премьеры и “необычные” опусы с расчетом на молодежь (студентов консерватории, в первую очередь)». Однако, на вопрос, ходит ли молодежь на «необычные» опусы, ответ был получен отрицательный.
Кроме постоянных площадок, задействованных «Классик-концертом» (среди них залы Филармонии и Музея изобразительных искусств), есть также залы Публичной библиотеки, Дома культуры и школы различных городов и сел области. Да, география выступлений небольшая, но и не скудная, однако, аудитория везде преимущественно возрастная. Это связано с тем, что, по словам В. Чувилкина, программы лектория «вызывают ностальгию».
Кроме крупных коллективов в филармонии есть три камерных состава – ансамбль песни и пляски «Казачий круг» под руководством Заслуженной артистки России, профессора Л. Мельниченко, ансамбль песни и танца «Легенда», созданный на базе Луганской областной филармонии, и ансамбль русских народных инструментов «Донцы» под управлением выпускника РГМПИ А. Колонтаева. Данные коллективы не ведут абонементной работы, но в музыкально-просветительской деятельности города, области и зарубежья участвуют активно.
Концертная география коллективов включает следующие страны и области: Россия, Украина, Беларусь, Польша, Италия, Франция, Швейцария, Эстония, Германия, Испания, Шотландия, ОАЭ, Китай, Казахстан, Адыгея, Краснодарский край, Астраханская область и многие другие.
Особенностью каждого из ансамблей является обращение к фольклору – обработкам народных песен юга России, Украины, Беларуси, сочинениям советских и зарубежных композиторов, народно-песенному творчеству, популярной эстраде. Несмотря на то, что каждый коллектив опирается на определенные формы исполнения – приоритет «Казачьего круга» и «Легенды» – в исполнении танцевальных, театрализованных номеров, а «Донцы» обращаются преимущественно к инструментальным обработкам, творчество каждого из них носит синтезированный характер: выступления не обходятся без танцев и вокала.
Опора на фольклор имеет неоспоримую ценность в возрождении и дальнейшей пропаганде народного творчества среди различных социальных слоев населения России и зарубежья, поэтому деятельность данных коллективов занимает особое место в музыкальном просветительстве.
Литература
Ким Назаретов (1936–1993). Рыцарь биг-бэнда, первопроходец джазового образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/jazz/kim-nazaretov-19361993-rycar-bigbenda-pervoprohodec-djazovogo-obrazovaniia-5b8039067f1c5200aaa3630d. (Дата обращения – 12.03.2022).
Мещерякова, Н. А. Анна Соколова: путь просветителя, тернистый и прекрасный // Музыка в провинции: традиции бытования и перспективы художественного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Курск, 2013. – С. 206–210.
Ростовская государственная филармония [Электронный ресурс] : Сайт. – Режим доступа: https://rostovfilarm.ru (дата обращения – 15.08.2022).
Франтова, Т. В. Смотрите, кто ушел… [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://musalm.ru/assets/almanac/2006/10/frantova.pdf. (Дата обращения – 10. 03. 2022)
1 Из интервью с П. Назаретовым 12.05.2022.
2 Информация с сайта филармонии [3].