ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Улецкая Н.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Ростовский государственный музыкально-педагогический институт, ныне Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова, был открыт в 1967 году. В 2022-2023 г. данное учебное заведение отмечает свое 55-летие. Традиционно круглые и юбилейные даты сопровождаются подведением итогов и осмыслением перспектив. Одним из важнейших направлений деятельности вуза является просветительство.

Музыкальный вуз Ростова-на-Дону ведет активную музыкально-просветительскую деятельность с даты своего основания. Первый концерт был проведен в стенах учебного заведения уже 1 декабря – через 3 месяца после начала первого учебного семестра. Выступал Дипломант Всесоюзного конкурса, старший преподаватель Валерий Горбунов, аккомпанировала ему Наталия Симонова. Программа концерта состояла из двух отделений и включала в себя произведения Г. Генделя, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева. С этого момента консерваторские концерты стали регулярной практикой студенческо-преподавательского состава.

Были сформированы большие исполнительские коллективы: симфонический и камерный оркестры, смешанный хор, оркестр народных инструментов.

Первый концерт студенческого симфонического оркестра состоялся через четыре месяца после открытия Ростовского государственного музыкально-педагогического института. Ростовский государственный музыкально-педагогический институт (РГМПИ) – ныне Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова (РГК им. С. В. Рахманинова).

В числе исполняемых произведений, помимо Кончерто гроссо А. Корелли, Паваны и Чаконы Г. Перселла звучали Симфония №40 g-moll В. Моцарта и Концерт для двух скрипок с оркестром И. С. Баха. Такая программа может служить доказательством качественной подготовки исполнителей уже в первые месяцы работы института.

Через год оркестр исполнял произведения композиторов XIX века: симфонию d-moll С. Франка, Четвертую симфонию И. Брамса, Пятую симфония А. Дворжака, симфонические поэмы Ф. Листа и Я. Сибелиуса, скрипичные концерты Л. Бетховена и П. Чайковского. Выступления оркестра получили отклик в прессе. Приведем выдержки из рецензии Анатолия Цукера по поводу этого творческого коллектива: «Студенческий симфонический оркестр Ростовского государственного музыкально-педагогического института, руководимый заслуженным артистом КАССР Соломоном Борисовичем Куцовским, существует только полтора года. Возраст небольшой, но за это время оркестр уже успел зарекомендовать себя как жизнеспособный, творчески активный коллектив. Оркестр трижды выступал с большими программами в залах филармонии, Дома офицеров, участвовал в отчетном концерте института, посвященном 50-летию ВЛКСМ <…> Ясно прослеживается и определенная эволюция в репертуарной линии. С. Куцовский вполне справедливо выбрал для первого года работы произведения композиторов XVIIXVIII веков <…> В нынешнем году наметился определенный поворот в сторону музыки XIX столетия» [1].

Другой крупный коллектив музыкально-педагогического института – большой хор, возглавляемый В. Шипулиным и В. Афанасьевым, также проводил регулярные концерты, программы которых состояли из произведений композиторов русской и зарубежной классики, музыки советских композиторов. Хор вместе с симфоническим оркестром исполнил такие крупные и сложные произведения, как «Магнификат» А. Вивальди и «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича.

В первые годы работы РГМПИ симфонический оркестр и хор выступали не только в здании самого института, но и на различных концертных площадках города, о чем могут свидетельствовать многочисленные афиши. Естественно, это способствовало привлечению самой разной аудитории, приобщению широкого круга слушателей южной столицы к академической музыкальной культуре.

Спустя несколько лет, когда студенческий состав стал полным, у обоих коллективов появились камерные составы, расширилась география выступлений, а значит, и аудитория. Творческого подъема деятельность камерного оркестра достигла в 1980-е и последующие годы. В это время коллектив успел выступить в Москве и различных городах Северного Кавказа с репертуаром, который включал в себя произведения английских композиторов XVIIXVIII веков, итальянских композиторов различных эпох, concerti grossi Г. Генделя, симфонии В. Моцарта, Ф. Мендельсона и другие сочинения.

В 1970 году под руководством Юрия Васильева в институте появился камерный хор. Этот коллектив вел активную концертную деятельность на обширной территории всего СССР, что позволило ему спустя 11 лет после своего образования стать лауреатом второй премии престижного Международного конкурса имени А. Сегицци в Италии.

Таким образом, студенты и преподаватели совсем еще молодого вуза уже в первые годы его существования развернули активную музыкально-просветительскую деятельность не только в Ростове-на-Дону и области, но и за их пределами. Выступления хора и оркестра на самых разных площадках различных Союзных городов позволяли расширять аудиторию, знакомить широкого слушателя с академическим искусством.

Кроме хора, симфонического оркестра и их камерных составов немаловажную роль в музыкальном просветительстве города сыграла и оперная студия института под руководством М. Ожиговой. Первые постановки студии состоялись на рубеже 1960–70х годов в зале Дома офицеров. Это были «Каменный гость» А. Даргомыжского и «Золотой ключик» В. Ходоша.

Важным фактором в привлечении публики стали различные статьи и рецензии, рекламирующие выступления оперной студии. Например, в статье Е. Шевлякова «Оперный спектакль студентов», опубликованная в газете «Молот» по поводу постановки «Каменного гостя», сообщается, что «по просьбе слушателей опера будет вновь показана ростовчанам» [1].

На протяжении двух лет, с 1984 по 1986 годы в консерватории существовал просветительский проект педагогов, работающих на кафедре теории музыки и композиции, Г. Тараевой и Н. Диденко. Он напоминал театрализованные представления, но без костюмов и декораций. Единственной «живой» декорацией можно назвать зал, в котором проходили творческие встречи. Это гостиная Союза композиторов, в которой благодаря активному содействию Г. Тараевой удавалось проводить концерты. Непосредственные участники описываемых мероприятий вспоминают об этом зале так: «Это был прекрасный зал с великолепным роялем, красивые кресла, стулья, диваны… Эта гостиная давала повод почувствовать себя немного по-другому, будто в девятнадцатом веке» (Из беседы с кандидатом искусствоведения, доцентом В. Г. Коваленко, состоявшейся 23.04.2022). Композиция концерта складывалась не линейно, согласно времени происходящих событий, а блоками – студенты читали стихи, декламировали отрывки из прозы того времени, о котором шла речь, играли музыкальные произведения, пели. Так воплощалась идея музыкальной гостиной – включить студентов и аудиторию в атмосферу времени через музыку, стихи, монологи, рассказы.

Сценариев было несколько: «Мне дорог Бах», «Романтизм. Страницы любви», третий сценарий повествовал об импрессионизме. Каждая из тем была повторена несколько раз. Аудиторию составляли не только музыканты, но и люди, мало связанные с музыкой – физики, химики, студенты и специалисты других профессий. В основном, это были знакомые и друзья участников представлений.

Опыт музыкальной гостиной, не столь распространенный в то время, был единственным в своем роде проектом. Позднее подобный опыт появится у Н. Мещеряковой и А. Селицкого.

Значительную роль в музыкальном просветительстве сыграл ансамбль аутентичного исполнения фольклора. Он был создан в 1984 году Т. Рудиченко. На основе различных полевых материалов, собранных в самых разных местах страны исследователями (в том числе, самой Рудиченко), благодаря личному общению с носителями песенного и инструментального фольклора, студенты разных факультетов, объединенные в ансамбле, знакомили слушателей с народной культурой не только в Советском Союзе, но и за его пределами (Германия, Франция, Испания, Великобритания и другие). Кроме выступлений на сцене, ансамбль принимал участие в съемках документальных и художественных фильмов, что тоже является важным фактором в распространении народной музыкальной культуры и позволяет охватить большое число слушателей.

Начиная с 1989 года институт становится организатором Всесоюзных, Всероссийских, а затем и Международных фестивалей («Музыкальная культура христианского мира», «Рахманиновские дни», «Певчие третьего тысячелетия», «Ростовские премьеры», «Одна восьмая»), на сценах ростовских театров каждый год осуществляются постановки опер с участием оркестра, декорациями и костюмами. Например, в рамках одного из фестивалей «Рахманиновских дней» в зале Ростовского музея краеведения состоялось премьерное в России исполнение оперы С. Рахманинова «Монна Ванна».

Таким образом, с самого начала работы РГМПИ формируются несколько направлений музыкально-просветительской работы. Перечислим их:

Выступления крупных коллективов на разных площадках города: симфонический, народный, джазовый оркестры и их камерные составы, студенческий и камерный хоры института, оперная студия.

«Камерные» музыкально-просветительские проекты: «Музыкальная гостиная» Г. Тараевой и Н. Диденко, ансамбль аутентичного исполнения фольклора Т. Рудиченко.

Организация крупных музыкальных фестивалей.

Отметим также, что просветительская работа велась по трем направлениям: исполнялись произведения академической традиции композиторов разных стран и эпох, духовная музыка и фольклор. Данные направления сохраняются и в настоящее время, но «обрастают» новыми формами подачи материала.

Музыкальное просветительство осуществлялось в форме сольных выступлений исполнителей различных специальностей, отчетных концертов кафедр, на которые мог приходить любой желающий. Эта форма выступлений совершенно естественна для любого музыкального вуза, она существует и сегодня.

Использованные источники:

Ростовская государственная консерватория [Электронный ресурс] : Сайт. – Режим доступа: https://rostcons.ru (дата обращения – 13.09.2022).

Просмотров работы: 4