ЛЕНИНГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА: НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА: НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Дымская М.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Бурное развитие массовой музыкальной культуры в 30-е годы XX столетия предъявляло требование к композиторам создания высокохудожественных произведений с современной тематикой. Главным и наиболее востребованным жанром советской страны стала массовая песня. Музыкальное искусство советской России в этот период пополнялось большим количеством прекрасных произведений, представлявших собой образцы патриотической лирики, на которых происходило воспитание молодое поколение.

Расцвет советского музыкального искусства основывался на тесных творческих связях между отдельными коллективами, исполнителями и композиторами. Благодаря таким творческим союзам происходило развитие советской массовой песни, расширение ее стилистических и жанровых границ. Помимо массовой песни создавались и крупные произведения для хора и солистов с сопровождением симфонического оркестра. Например, Ленинградской государственной академической капеллой (в советское время Придворная певческая капелла получала разные названия: Петроградская государственная академическая капелла (с 1922 года), Ленинградская государственная академическая капелла (1924), Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки (1954), в постсоветский период – Певческая капелла Санкт-Петербурга (1991), Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (1992). В данной статье по отношению к капелле употребляется название Ленинградская государственная академическая капелла, поскольку описывается деятельность коллектива в тот период, когда она носила именно это имя) исполнялось скоморошье действо (сочинение представляло сатиру на царский строй) А. Ф. Пащенко «Царь Максимилиан» для хора, солиста и оркестра, написанное в тесном содружестве композитора и коллектива.

Активная работа капеллы по подготовке новых программ, большое количество выездных концертов хора, проводимых на площадках домов культуры и различных клубов, внесло значительный вклад в концертную жизнь страны. Так, к 100-летию со дня рождения С. И. Танеева в Москве совместно с Государственным симфоническим оркестром под руководством К. А. Симеонова была представлена премьера кантаты Танеева «По прочтении псалма».

Репертуар Академической капеллы составляли величайшие образцы мировой классики отечественных и зарубежных композиторов, а также лучшие песенные и кантатно-ораториальные сочинения советских авторов, имевшие большую идейно-нравственную ценность и занявшие главное место в концертных программах хора. Среди них: хоры Давиденко, «По прочтении псалма» и «Орестея» Танеева, «Свадебка», «Царь Эдип» Стравинского, «Антигона», «Царь Давид» и «Крики мира» Онеггера, Месса h-moll, «Страсти по Матфею» Баха, «Всенощное бдение» Рахманинова, Литургия Чайковского, оратория «Вавилонское столпотворение» Рубинштейна, драматическая поэма «Гибель Фауста» Берлиоза, «Освобожденный Прометей» Пащенко, произведения советских композиторов – Щербачева, Волошинова, Юдина, народные песни России, Украины, Белоруссии и многие другие сложнейшие произведения, исполнение которых проходило с большим успехом.

Высокие достижения хора были связаны с исполнительским мастерством коллектива. Великолепный подбор голосов, удивительная чистота интонации, «неподражаемое богатство динамических возможностей» [1] были отмечены отечественной и иностранной прессой. Берлинские газеты причисляли Российский государственный хор к «лучшим хорам мира» [1]. Заслугой руководителей и коллектива капеллы стало сохранение ценнейшего пласта русской музыкальной культуры – духовной музыки, которая оказалась востребованной и в условиях новой политической идеологии, исполнялась вместе со светскими произведениями и революционными песнями.

Стоит отметить, что М. Климов и Н. Данилин – художественные руководители капеллы в советский период – выпускники Синодального училища, чье профессиональное становление происходило под воздействием церковно-певческих традиций. Одним из известных церковных регентов Москвы был А. Свешников [2], совершавший свое служение в храме Успения на Могильцах. Он возглавлял Ленинградскую капеллу с 1937 по 1941 год.

Духовная музыка является важной составляющей национальной культуры. Еще В. Ф. Одоевский отмечал: «В нашем отечестве искусство церковное непрестанно входит в интересы текущей жизни…. Это не прошедшее, а великое дело настоящего и будущего России. Древнерусское искусство есть вместе и искусство церковное, и по преимуществу национальное России современной» [3].

Одним из выдающихся музыкантов, руководителей капеллы в непростой для нее период был М. Г. Климов. Он получил блестящее образование в Синодальном училище, а затем и Петербургской консерватории, где обучался в классе композиции у Римского-Корсакова и классе дирижирования у Черепнина.

В Синодальном училище Климов впитал традиции «московской школы», сложившись как высококлассный ученый, музыкант-хормейстер. Усилиями корифеев – С. В. Смоленского, А. Д. Кастальского, В. С. Орлова, П. Г. Чеснокова, А. С. Аренского уже к 1900 году Синодальное училище стало серьезной профессиональной школой, передовым учебным заведением наряду с Московской и Петербургской консерваториями. Учебная программа Синодального училища включала помимо богословских дисциплин большой круг музыкальных предметов, в том числе игру на инструментах, расширенный курс теоретических дисциплин. Синодальный хор мальчиков и мужская группа совершали пением Литургию в Успенском или Архангельском соборах Кремля.

Тридцать пять лет своей жизни Климов посвятил капелле, подняв на высочайший уровень исполнительское мастерство хора, выросшего на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В его деятельности лучшие традиции прошлого сочетались с требованиями новой советской эпохи. Большая заслуга Климова заключалась в организации им первых гастролей коллектива за рубеж, которые стали настоящим триумфом. Иностранная пресса отмечала уникальное исполнительские возможности хора, необыкновенной красоты звучание, напоминающее звучание оркестра: «Русский хор никем не превзойден в динамических и дикционных тонкостях…, начиная с кажущегося невероятным piano, которое развертывается по неисчерпаемой шкале оттенков до бушующего fortissimo»; «От звонких детских голосов до чудесных басов – мы находим здесь все голоса оркестра… Мужские, женские и детские голоса, объединившись приобретают совсем оркестровую окраску» [4].

Европейская программа хора состояла из произведений композиторов нидерландской, римской и венецианской школы: Жоскена Де Пре, Палестрины, Орландо ди Лассо, Джованни Габриэли. Русский репертуар включал знаменные роспевы, канты, псалмы, Пещное действо. Хор представил серию исторических концертов русской и западноевропейской музыки XV–XVII веков; исполнял авторские обработки народных песен и светские хоры русских композиторов, в числе которых – монографическая программа из сочинений Танеева. Под управлением Климова коллектив участвовал в концертах, посвященных памяти Урицкого, неделе III Коммунистического интернационала, где исполнял революционные песни [5].В 1927 году под руководством М. Климова и Е. Кудрявцевой в Ленинграде силами Капеллы состоялось первое исполнение оперы-оратории «Царь Давид» Онеггера [6].

Капеллой организовывались концертные программы, посвященные песенному творчеству композиторов советских республик: «Песни России», «Песни Кавказа», «Песни Украины», «Песни народов Востока», а также различным жанрам народного творчества: «Хороводы, песни и танцы», сводные программы – «Песни народов СССР» [7].

Карелла популяризировала хоровое творчество многих советских композиторов: П. Чеснокова, А. Кастальского, А. Давиденко, Д. Васильева-Буглая, В. Белого, Ф. Козицкого, М. Коваля, В. Шебалина, В. Золотарева, Г. Лобачева, Д. Кабалевского, М. Красева и др.

Учениками Климова были многие музыканты, ставшие выдающимися деятелями современности: А. Анисимов, В. Атлантов, А. Дмитриев, Д. Китаенко, Ф. Козлов, Е. Кудрявцева, В. Минин, А. Мурин, Е. Нестеренко, А. Никлусов, Е. Образцова, Ю. Симонов, Ю. Темирканов, В. Чернушенко, А. Юрлов и др. 

На смену М.  Климову пришла его талантливая ученица Е. Кудрявцева – первая и единственная женщина, ставшая художественным руководителем Государственного Академического хора, завоевавшая право встать за дирижерский пульт и возглавлявшая коллектив трижды: в 1935-1936, 1941-1943, и 1953-1955. Она прошла обучение в капелле у учеников и соратников Н. А. Римского-Корсакова и М. А. Балакирева: П. А. Богданова, А. И. Вишневского, А. В. Преображенского, став продолжателем их дела, сохраняя пламенную любовь к хоровому искусству. Профессионал высокого класса, Кудрявцева способствовала дальнейшему совершенствованию хора, а также подготовке нового поколения дирижерских и исполнительских кадров. В этот период «Кировская правда» отмечала: «Мастерство Капеллы восхищает. В нем слились и лучшие традиции русской хоровой культуры прошлого, и богатства народного песенного творчества, и достижения советской музыки…» [8].

Расцвет отечественной хоровой культуры начала XX столетия связан с именем выдающегося церковного регента, замечательного хорового дирижера и композитора, профессора Московской консерватории Н. М. Данилина. Начав свою профессиональную деятельность с регентской работы в Синодальном училище церковного пения, он поднял на высочайший художественный уровень исполнительское мастерство этого коллектива. Именно в работе с Синодальным хором полностью раскрылся и совершенствовался профессиональный талант Данилина-дирижера. В 1911 году состоялась первая гастрольная поездка хора по странам Европы, принесшая коллективу небывалую славу и всеобщее признание. Среди сочинений, впервые исполненных Синодальным хором под управлением Данилина, были Литургия и Всенощное бдение Рахманинова. Творчество Данилина-композитора включает 13 духовно-музыкальных песнопений, написанных в период с 1910 по 1920 годы [9], 12 обработок русских народных песен. Выпускник Синодального училища, усвоивший и продолживший традиции московской школы хорового пения, Данилин в 1936-1937 годы возглавил Ленинградскую Академическую капеллу.

К замечательному поколению мастеров советской эпохи относится А. В. Свешников. Капелла под руководством Свешникова пережила очередной творческий подъем. Пополнив хор новыми, яркими голосами и кардинально обновив репертуар, основу которого составили лучшие образцы советской хоровой литературы, Свешников способствовал интенсивному исполнительскому росту коллектива. Концертный репертуар включал лучшие произведения мировой музыкальной культуры, в том числе сочинения Баха, Палестрины, Лассо, Депре, Лотти, Перголези, Россини, Брукнера и др. В великолепном исполнении хора звучали произведения разных стилевых направлений и жанров – от средневековых мотетов и мадригалов до самых последних новинок советской музыки. Так, во время гастролей в Москве, посвященных юбилею капеллы, было исполнено виртуозное хоровое сочинение Б. Голубева «Кузнец».

Для Академической капеллы Свешников создал замечательные многоголосные обработки народных песен, большинство из которых вошло в число лучших песенных переложений, среди которых – «Ах ты, степь широкая», «Вдоль да по речке», «Варяг», «Дороженька».

Сменив в советское время целый ряд руководителей, капелла оставалась ведущим хоровым коллективом, образцом для многих других, следовавших за ней в репертуарном и исполнительском отношениях.

Список литературы:

1. Гусин И.Л, Ткачев Д.В. Академическая капелла имени М.И. Глинки (1917-1957) / Государственная академическая капелла имени М.И. Глинки. Ленинград, 1957. – с.100.

2. Критский Б. Д. А. В. Свешников – исполнитель и педагог. К 125-летию со дня рождения мастера. Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства, 2015. Вып. 2 (18). С. 146-156.

3. Глушкова О. Р. Московское Синодальное училище в 1880- 1890-е годы. Вопросы музыкального образования // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства, 2016. Вып. 2 (22). С. 105-114.

4. Локшин Д. Л. Выдающийся деятель хорового искусства // Советская музыка, 1962, №5. М.: Музгиз. – с.98.

5. Персоны. Михаил Климов. Электронный ресурс: https://100philharmonia.spb.ru/persons/637/

6. Кудрявцева Е. П. Мой музыкальный век / Ред. А.А. Мурин. СПб: ООО «Береста», 2011. – с.305.

7. Кудрявцева Е. П. Мой музыкальный век / Ред. А.А. Мурин. СПб: ООО «Береста», 2011. – с.305.

8. Локшин Д. Л. Выдающийся деятель хорового искусства // Советская музыка, 1962, №5. М.: Музгиз. – с.97.

9. Священник Анатолий Трушин. Памяти Н.М. Данилина (21 ноября 1878 – 6 февраля 1945) // Московские епархиальные ведомости №4 за 2016 год. Электронный ресурс: https://mosmit.ru/library/vedomosti/94/2256/

Просмотров работы: 42