СТАВРОПОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИИ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СТАВРОПОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ИСТОРИИ

Барсамова К.К. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Профессиональное музыкальное искусство Ставрополья отсчитывает свою историю буквально с момента основания крепостей Азово-Моздокской укреплённой линии, решение о создании которой было принято в последней трети XVIII столетия. В каждой из десяти оборонных крепостей формировался полковой или дивизионный оркестр. Поэтому можно считать, что именно военные музыканты открыли путь развития профессиональной культуры в регионе. В скором времени после сооружения основных фортификационных укреплений вокруг них возникали посады, поселения, города. С этого момента в обязанности полковых оркестров стало входить не только обеспечение воинских ритуалов, но и музыкальное оформление городских и губернских мероприятий, торжеств, проведение концертов на открытом воздухе в садах и парках.

К 1820-м годам известность приобрели города-курорты Кавказских Минеральных Вод, и в связи с этим регион стали регулярно посещать знаковые фигуры русской культуры. По пути из столицы «на Воды» представители интеллигенции, как правило, останавливались и в Ставрополе. Первым по-настоящему значительным событием в музыкальной жизни города явилось прибытие основоположника русской классической музыки М. И. Глинки в мае 1823 года. Композитор писал: «Мне там было хорошо, особенно в Пятигорске. Между прочим я видел пляску черкешенок, игры и скачку черкесов, мирных аулов, разумеется» [3, c. 20]. Знакомство с уникальной природой Кавказа, традициями и музыкой коренных народов региона вдохновили композитора на создание произведений, в которых так или иначе запечатлён местный колорит. Так, известно, что в основе романса «Не пой, красавица при мне» (слова А. С. Пушкина) лежит подлинная грузинская мелодия [6]. Однако она гармонизована композитором в традиционном «европейском» духе, что несколько сглаживает её интонационное своеобразие. Значительно более ярко заявил о себе Кавказ в опере «Руслан и Людмила». Интересно, что для композитора Кавказ стал неким обобщённым представлением о Востоке, в «Записках» он отмечал: «Переехали Дон в Оксае и очутились в Азии» [3, c. 18]. Вероятно, именно поэтому впечатления от поездки на Ставрополье отразились не только в зажигательной «Лезгинке» из IV действия «Руслана и Людмилы», но и в томной неге партии Ратмира.

Начиная со второй трети XIX века в русской культуре возникает устойчивый интерес, всё более усиливающийся с годами, к музыкальному фольклору народов Северного Кавказа.

Не менее значимым для культуры Ставрополья стал приезд на Кавказ и А. А. Алябьева. Опальный композитор в 1832-1833 гг. жил в Ставрополе, перебираясь на время курортного сезона в Пятигорск. Дома, в которых останавливался Алябьев в Ставрополе и в Пятигорске, сохранились до наших дней. Дом на Воробьевке (г. Ставрополь, ныне – ул. Дзержинского, 189) был местом притяжения для всех, кто хотел познакомиться с композитором и его творчеством. А пятигорский дом «майорши Карабутовой» сейчас является мемориальным музеем Алябьева.

Конец 1832 и начало 1833 годов были временем активной работы автора над первой оперой на кавказскую тематику «Аммалат – Бек». К этому же времени относится создание романсов «Узник» (слова А. С. Пушкина), «Сижу на береге потока» (слова Д. Давыдова), «Черкесская песня» (слова М. Ю. Лермонтова). Объём созданных в регионе Алябьевым романсов оказался столь значительным, что уже к концу 1833 г. в Москве был издан сборник, названный «Кавказский певец». На обложке издания - изображение Пятигорска и горы Машук [1].

Тогда же по многочисленным просьбам создан казачий духовой оркестр, впервые исполнивший алябьевскую «Французскую кадриль из азиатских песен». В Ставрополе также были исполнены его две «Кавказские мазурки», вошедшие в сборник «Подарок любителям танцев».

Таким образом, деятельность А. Алябьева в ставропольский период имела ключевое значение для развития музыкальной культуры в городе, а дом композитора можно считать первым музыкальным салоном.

В 1869 году Ставрополь посетил идейный вдохновитель и глава «Могучей кучки» М. А. Балакирев. В августе-сентябре того же года он завершил один из величайших шедевров фортепианной литературы ― восточную фантазию «Исламей» op. 19, поразившую современников своим необычным ладовым колоритом и блестящей виртуозностью. На Кавказе композитор приступил к сочинению первой части Концерта для фортепиано с оркестром. Здесь же была задумана симфоническая поэма «Тамара» (по стихотворению М. Ю. Лермонтова). Несмотря на то, что реализация этого проекта растянулась на долгие годы, произведение сохраняет свежесть композиторских впечатлений от природы, легенд, музыки Кавказа.

На заре своей карьеры в 1893 году здесь дал свой единственных концерт великий русский бас Ф. И. Шаляпин, впоследствии поделившийся воспоминаниями об этом в своей книге «Страницы моей жизни». Концерт прошёл с большим успехом и стал своеобразным мастер-классом для представителей вокального искусства города.

Таким образом, первый век с момента основания Ставрополя в музыкальном отношении проходил под знаком непосредственного участия выдающихся музыкантов, композиторов, педагогов с мировым именем, приезжавшим в регион как для отдыха, так и специальных гастрольных поездок. На протяжении XIX века здесь побывали ключевые фигуры не только русского, но и, шире, мирового искусства ― австрийский композитор и виолончелист Давид Поппер, венгерский скрипач и педагог Леопольд Ауэр, польский пианист Иосиф Гофман. Безусловно, такое внимание со стороный прославленных музыкантов не замедлило сказаться и на постепенном формировании региональной исполнительской и композиторской школы.

Пожалуй, первым в ряду имён ставропольской композиторской школы следует назвать В. Д. Беневского (1864-1930). Он внёс свой вклад в развитие культуры региона не только как композитор, но и как педагог и дирижёр. В августе 1890 года В. Д. Беневский получил должность учителя пения в Ставропольском женском епархиальном училище и все годы своей деятельности отдал развитию певческого церковного искусства, проведению концертов, педагогике. В 1890-1891 годы он стал одним из организаторов Ставропольского кружка любителей изящных искусств, руководил его хором. В 1891 был издан сборник сочинений Беневского для четырёхголосного женского хора, в который вошли такие произведения, как «Гимн Родине», «Старая песня» на слова А. Кольцова. Перу Беневского также принадлежат оперы «Красный цветочек», «Сказ о граде Леденце», романсы и хоры на стихи русских поэтов, сборники духовных произведений. Одним из важнейших трудов Беневского по праву считается руководство «Метод обучения нотной грамоте и пению в народной школе».

Исследователи отмечают, что «в 1890-е годы начинает сглаживаться неравномерность развития музыкальной культуры провинции, характерная для предшествующих десятилетий» [4, с. 334]. Именно тогда на музыкальной карте России появляется ещё один центр ― Ставрополь. Не в малой степени это было связано с тем, что в стране всё более увеличивалось число музыкантов, получивших образование в открывшихся консерваториях, в классах отделений ИРМО и частных музыкальных школах.

На рубеже XIX-XX столетий одним из самых частых гостей в Ставрополе был симфонический оркестр из Таганрога под управлением Вильгельма Розенфеля [7]. Репертуар коллектива составляли симфонические произведения как отечественной, так и западноевропейской музыки. Выступления оркестра имели прорывное значение для культуры региона, т. к. до этого знакомство с симфонической литературой для жителей Ставрополя было практически недоступно.

Если в предшествующие десятилетия Ставрополь был прежде всего военным, административным и экономическим центром региона, то на рубеже веков выходит на передовые позиции и в отношении культуры. Поворотным моментом в истории музыкальной жизни губернского города можно считать создание «Кружка любителей музыки» в 1883 году, где собирались почитатели искусства, музицировали и обсуждали последние новости музыкальной жизни.

Существенные перемены произошли в 1890 году, когда из Екатеринодара (ныне ― Краснодар) прибыл выдающийся общественный деятель, музыкальный просветитель и педагог Иван Егорович Попов. Он занял должность дирижёра театрального оркестра. [2]

Усилиями выпускника Московского филармонического училища И. Е. Попова в Ставрополе в 1900 году на ул. Армянской, д. 5 открылась первая музыкальная школа с программой обучения, включающей шесть курсов консерватории. Появление профессионального учебного заведения положило начало стремительному развитию музыкальной культуры всего региона. Число желающих посвятить себя музыке оказалось настолько впечатляющим, что 7 января 1902 года по инициативе того же Попова состоялось официальное открытие Ставропольского Губернского отделения Императорского русского музыкального общества. Именно местное отделение ИРМО позже было переименовано в Ставропольскую краевую филармонию [7].

Программные документы ИРМО в качестве целей организации указывали повсеместное развитие музыкального образования, поощрение талантов и формирование художественных вкусов публики. Русское музыкальное общество (ИРМО) стало главным центром академического музыкального искусства города. Однако не только классическая музыка составляла основу концертных программ ИРМО. Пропаганда фольклорного искусства, литературы и хореографии также находила своё место в деятельности творческой организации. Основные финансовые средства ИРМО получало из членских взносов и вкладов меценатов.

С момента открытия музыкальных классов при Ставропольском отделении ИРМО значительно повысился уровень профессиональной подготовки местных музыкантов. Кроме того, концертная жизнь уже не зависит от гастрольного графика приезжающих звёзд и коллективов. Именно с этой даты начинаются история подготовки профессиональных музыкантов, зарождение постоянной концертной деятельности в регионе, формирование мировоззрения многих деятелей музыкальной культуры, внесших позже большой вклад в историю просвещения России. Возникшее учебное заведение в то время было единственным в своем роде на Северном Кавказе. Образование здесь получали не только жители губернии, но и многих других городов, среди которых ― Екатеринодар, Армавир, Ейск, Майкоп и др. При Ставропольском отделении ИРМО были созданы большой хор (насчитывавший 85 человек) и симфонический оркестр. Это позволило обеспечить регулярность проведения концертов классической музыки. Нередко для участия в отдельных концертных программах приглашались известные исполнители из центральных губерний России и из-за рубежа. Это позволяло познакомить местную публику с новинками мирового музыкального искусства. Первый концертный сезон Ставропольского симфонического оркестра прошёл под руководством И. Е. Попова, во втором концертном сезоне за дирижерским пультом стоял преемник Попова А. Лев. Основной концертной площадкой коллектива служила летняя сцена в нижней части Городской рощи (ныне ― Центральный парк).

В начале ХХ века по-прежнему знаковым событием для города был приезд исполнителей с мировым именем. Например, 4 декабря 1908 года в Ставрополе состоялся единственный концерт Ванды Ландовской, польской пианистки и клавесинистки, активно пропагандировавшей возрождение старинных инструментов. Этот концерт произвел фурор, что отразилось в периодической печати того времени. Практически десятилетием позже в 1916 г. на открытии летнего концертного сезона выступил французский дирижёр, композитор и скрипач Анри Фортер.

Как уже упоминалось, при Ставропольском губернском отделении ИРМО существовали музыкальные классы, где были представлены все основные профессиональные дисциплины: пение, фортепиано, скрипка, виолончель, духовые инструменты, сольфеджио и теория музыки. Педагогический коллектив состоял в основном из приглашённых музыкантов, имевших консерваторское образование.

К 1911 году относится прошение Попова о преобразовании музыкальных классов в музыкальное училище. Подобное действие требовало увеличения государственных дотаций, чему воспротивилась супруга ставропольского губернатора М. Янушевич, возглавлявшая Дирекцию местного отделения ИРМО. Возникший конфликт между Янушевич и Поповым привел к отказу последнего от должности и отъезду из Ставрополя. Продолжил свою просветительскую деятельность И. Е. Попов в Иваново-Вознесенске (ныне ― г. Иваново), где, как и в Ставрополе, создал региональное отделение ИРМО. Но в этом случае ему удалось претворить все свои замыслы в жизнь: отделение ИРМО – музыкальные классы при нём – музыкальное училище. Созданное им заведение прошло большой эволюционный путь и процветает до сих пор.

На смену И. Е. Попову пришел дирижер Соколовский-Чичеринский, однако, он не обладал харизмой и организаторскими способностями своего предшественника. И вскоре также покинул свой пост. После его ухода (в конце 1912 г.) музыкальные классы практически прекратили своё существование и были закрыты [8].

Ставропольское отделение Императорского Русского музыкального общества ещё некоторое время продолжало просветительную работу, но непростые исторические события ― Первая мировая война, вспыхнувшие народные волнения ― не способоствовали продуктивному развитию Общества и к 1917 г. деятельность Ставропольского губернского отделения ИРМО практически остановилась.

Октябрьская революция изменила весь уклад жизни. Безусловно, перестроилась и система музыкально-просветительской деятельности, культурная жизнь страны в целом. Первые годы молодого советского государства отмечены значительным спадом музыкальной культуры в провинциальных городах, в том числе и в Ставрополе. Профессиональные музыканты участвовали, преимущественно, в проведении народных гуляний, посвященных новым праздникам, датам, событиям.

В 1920 году в городе было три хора – смешанный из 24 участников, ученический (из 60-ти человек) и хор трудовой школы (из 25-ти человек). В обязанность этих хоров входило обслуживание двух церквей Ставрополя и проведение публичных концертов. Афиши таких концертов пестрели революционной тематикой и содержанием, при этом художественная ценность исполняемых произведений зачастую оставляла желать много большего.

Промежуточное положение между любительским и профессиональным музицированием занимал Ставропольский оркестр балалаечников, состоявший из 12 человек. Коллектив давал в основном благотворительные концерты на городских площадях. По сообщениям газет того времени в городе царило боевое настроение, выливавшееся в митинги, концерты для поднятия духа, всевозможные собрания, после окончания которых, как правило, следовало концертное выступление зачастую спешно собранных коллективов. Подобные концерты-митинги были подчёркнуто масштабны и грандиозны. Особенно впечатляющим, по печатным свидетельствам, оказалось открытие детского дома имени Третьего коммунистического интернационала, перешедшее впоследствии в концерт-митинг, в котором приняли участие полторы тысячи человек.

В начале 1920-х годов произошло возрождение музыкального образования в Ставрополе. В 1921 г. в городе открыт Музтехникум. В числе преподавателей техникума –талантливые музыканты и педагоги: В. Беневский, Г. Гофман, В. Яременко, А. Лазаренко, Л. Цветкова, М. Бреслер.

Даже в самое тяжелое для страны время настоящие подвижники своего дела находили возможность продвигать художественные ценности. Так, 22 января 1923 года силами членов кружка любителей музыки и учеников школы второй ступени под руководством П. Лукьянова был дан грандиозный концерт. Прозвучали песни и романсы Р. Шумана, А. Верстовского, М. Глинки, Вик. Калинникова, фрагменты опер П. Чайковского и М. Глинки, вальсы Ф. Шопена. Интересным событием стала постановка комической оперы С. Надеждина и В. Раппопорта в двух действиях «Иванов Павел» в клубе ставропольского гарнизона.

В дальнейшем девиз «Искусство ― народу» прочно внедрился в процесс становления советской музыкальной культуры. Возрождение музыкальной культуры пришлось на 1930-е гг. Новая история региона началась с активного появления государственных структур, ставящих перед собой цель пропаганды народного творчества и служивших, в первую очередь, идеологии правящей партии. В указанный период небывалого размаха достигает система исполнительских фестивалей и конкурсов. Особое внимание уделялось инструментам русского народного оркестра – балалайке, домре, гармони. Целью проведения профессиональных и любительских (самодеятельных) конкурсов было внедрение искусства в массы, подъем народного творчества.

В 1936 году в Ставропольском крае действовали уже 27 учреждений клубного типа, 19 хоровых кружков. Основу репертуара самодеятельных коллективов составляли произведения революционной и патриотической тематики, жанр массовой песни. Большое внимание было уделено развитию народного творчества во время проведения всевозможных празднеств – от первомайских демонстраций до новогодних представлений.

Начало очередного коренного перелома связано с Великой Отечественной войной. Однако в отличие от революционного периода военный катаклизм отнюдь не спровоцировал упадок культуры. Напротив, музыка мыслилась как важнейшее средство подъема боевого духа солдат и всего народа. На Ставрополье как и по всей стране организовывались концертные бригады, выступавшие в военных частях и госпиталаях.

Катализатором развития музыкальной культуры всего юга Советского Союза стала эвакуация крупнейших деятелей отечественной культуры в Закавказье. В годы войны в Тбилиси оказались крупнейшие композиторы (С. Прокофьев, Н. Мясковский, Ю. Шапорин), пианисты (К. Игумнов, А. Гондельвейзер, С. Фейнберг), дирижёры (Н. Голованов, А. Гаук). Уникальным для региона можно назвать тот факт, что спустя всего полгода после освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков было подписано постановление об организации в городе театра музыкальной комедии. В Государственном архиве Ставропольского края содержатся документы, в которых фиксируются основные этапы работы над созданием нового краевого учреждения культуры, там же можно видеть значительные суммы финансовых средств, выделяемых на развитие музыкального искусства в регионе. Обратим внимание, что решение о создании театра подписано 20 августа 1943 г., т.е. фактически оно принималось в разгар битвы на Курской дуге ― сложнейший период Великой Отечественной войны [2]. В этом же 1943 г. из эвакуации (с Дальнего Востока) вернулась труппа Пятигорского театра музыкальной комедии. Артисты в короткие сроки не только восстановили прежние спектакли, но и представили премьерные постановки: оперетты «Девушка из Барселоны» Б. Александрова, «На берегу Амура» М. Блантера.

В послевоенный период театральные труппы Ставропольского и Пятигорского театра были объединены. Репертуар объединенного театра составляли как классические оперетты, так и соврменные музыкальные комедии.

Послевоенный период в музыкальной жизни Ставрополья связан с проведением конкурсов и фестивалей Всесоюзного масштаба. Особенно богатыми на события стали 1960-е годы. 6 сентября 1968 г. в Ставропольском драматическом театре состоялось торжественное открытие Первого фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья». Концерты фестиваля прошли практически во всех крупных населённых пунктах края: в столице региона, Невинномыске, Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках, Железноводске, Светлограде, Ипатово и др. Показательна программа и приглашённые гости фестиваля, среди которых имена прославленных музыкантов: Т. Н. Хренникова, В. П. Соловьева-Седого, А. Я. Эшпая, В. И. Мурадели, М. М. Кожлаева и многих других [5]. Ещё в июне 1949 г. решением Политбюро ЦК КПСС был создан Советский комитет защиты мира. Организация регулярно проводила тематические литературные и музыкальные конкурсы, выставки детского рисунка. В 1969 г. в конкурсе краевого комитета защиты мира и краевого хорового общества победа была присуждена песне «Суровая память», созданная поэтом Геннадием Фатеевым и композитором Даниилом Осиновским [2]. Именно с этого момента можно утверждать, что творческая деятельность Осиновского во многом стала ключевой для развития культуры всего края.

Список литературы

Алексенко О. С. Алябьев в Пятигорске. [Электронный ресурс] URL: http://kmvline.ru/father/aliabiev.php (дата обращения 16.09.2022г)

Государственный архив новейшей истории Ставропольского края. Музыкальная культура на Ставрополье. [Электронный ресурс] URL: http://www.ganisk.ru/about-the-archive/photo-gallery/kulturnaa-life/Musik/ (дата обращения 03.09.2022г).

Глинка М. И. Записки. - М.: Музыка, 1988. – 222 с.

История русской музыки: В 10 томах. Т.10Б: 1890-1917 / [Л.О. Акопян и др.]. ― М.: Музыка, 2004. – 1071 с.

Макарова Т. Русское музыкальное общество на Ставрополье. // Государственный архив Ставропольского края. [Электронный ресурс] URL: http://www.stavarhiv.ru/deyatelnost/publikacii/russkoe-muzykalnoe-obschestvo-na-stavropole.html (дата обращения 30.09.2022г).

Мерситов Е. Сравнительный анализ «Не пой красавица при мне...» на слова А.С. Пушкина в интерпретации М. И. Глинки и С. В. Рахманинова. [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021114 (дата обращения 18.09.2022г).

Ставропольская государственная филармония. История [Электронный ресурс] URL: https://stavfilarmonia.ru/o-filarmonii/istoriya (дата обращения 19.09.2022г).

Шведова С. В Ставрополе 120 лет назад зазвучала классическая музыка [Электронный ресурс] URL: https://bloknot-stavropol.ru/news/v-stavropole-120-let-nazad-zazvuchala-klassicheska-1437856(дата обращения 12.09.2022г).

Просмотров работы: 521