МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОАО «РЖД» - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ В ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОАО «РЖД»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Эффективность использования оборотных средств является одним из важнейших инструментов укрепления финансового состояния, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий инфраструктуры. Оборотные средства являются одной из составных частей имущества инфраструктуры, от которой зависят ритмичность, слаженность и высокая результативность работы. Процесс управления оборотными средствами является важнейшим элементом финансового менеджмента компании и требует непрерывного совершенствования, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Следует отметить, что для инфраструктурных предприятий крупнейшего транспортного холдинга вопросы повышения эффективности использования оборотных средств имеют свои особенности, связанные с технологическими процессами, реализуемыми в функциональных филиалах компании, а также организационной структурой холдинга.

В связи с вышесказанным, целью исследования является необходимость разработки механизмов управления оборотными средствами, направленных на оптимизацию и высвобождение финансовых ресурсов.

Результаты исследования.

Вопросы эффективности использования оборотных средств могут рассматриваться с разных сторон, опираясь на структуру оборотных средств, их динамику, стратегию управления оборотным капиталом, источниками формирования и др. и могут относиться к сфере деятельности финансовых, экономических, снабженческих служб. Выбор направления исследования обусловлен актуальными целями и задачами, стоящими перед менеджментом предприятия.

Учитывая, что ОАО «РЖД» является одним из крупнейших в России потребителем материальных ресурсов, технических средств и запасных частей к ним, являющихся существенным сегментом в структуре оборотных средств, вопросы эффективного управления материально-техническим снабжением и запасами материально-технических ресурсов являются на сегодняшний день всё более актуальными в виду их серьезной ограниченности.

Объектом исследования автора были выбраны предприятия инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта, относящиеся к хозяйству автоматики и телемеханики Дирекции инфраструктуры, а именно, дистанции сигнализации, централизации и блокировки, основной функцией которых является обеспечение железнодорожного транспорта надежным оборудованием – средствами автоматики, телемеханики, а также бесперебойность их работы для обеспечения безопасности перевозочного процесса, пропускной и провозной способности железных дорог.

Оборотные средства являются важной и неотъемлемой частью любого функционирующего предприятия, так как они обеспечивают производство в операционных и финансовых циклах. Функционирование любых предприятий невозможно без постоянного снабжения их необходимыми материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, запасными частями и т.д. Для того, чтобы управлять текущим запасом необходимо постоянно за ним следить, в системе управления должна быть предусмотрена функция измерения состояния текущих запасов, например в системе материального снабжения это учет наличия материальных ресурсов и учет движения материальных потоков (оборачиваемость).

Анализ структуры оборотных средств выбранного объекта исследования показывает, что для данного структурного подразделения компании основным элементом являются сырье и материалы (93 -96 %), входящие в состав оборотных фондов (таблица 1). Таким образом, для дальнейшего исследования в качестве предмета будет выбран процесс управления материальными ресурсами выбранных предприятий, который включает в себя этапы, представленные на рисунке 1.

Таблица 1 - Анализ структуры оборотных средств хозяйства автоматики и телемеханики

Наименование показателя

Показатели бухгалтерской отчетности, тыс. руб.

Структура показателей, %

2019

2020

2021

2019

2020

2021

Оборотные фонды, из них

104 653

82 687

60 956

92,9

96,6

95,9

Сырье, материалы

104 653

82 687

60 956

92,9

96,6

95,9

Затраты в незавершенном производстве

0

0

0

0,0

0,0

0,0

Расходы будущих периодов

0

0

4,68

0,0

0,0

0,0

Прочие оборотные активы

0

0

0

0,0

0,0

0,0

Фонды обращения, из них

7 946

2 891

2 584

7,1

3,4

4,1

Готовая продукция

0

0

0

0,0

0,0

0,0

Дебиторская задолженность

7 946

2 891

2 584

7,1

3,4

4,1

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

0

0

0

0

0

0

Денежные средства

0

0

0

0

0

0

ИТОГО

112 599

85 578

63 540

100

100

100

             

Рисунок 1- Процесс управления материально-техническими ресурсами (МТР)

Для каждого этапа характерны свои проблемы и особенности. Формирование потребности в материально-технических ресурсах осуществляется на основе утвержденных норм расхода и запаса материально-технических ресурсов с учетом вовлеченных материалов в производственные работы из неиспользованных и сверхнормативных запасов текущего периода, благодаря которому существует возможность сформировать сводный плановый баланс поставок, в том числе по направлениям использования МТР.

Финансирование включает в себя: формирование, согласование, утверждение, исполнение бюджетов. Утвержденный бюджет не всегда соответствует потребности МТР.

Учет материально-технических ресурсов это принятие МТР на баланс, учет в специализированной программе, дальнейшая реализация МТР.

Процесс движения материальных ресурсов в структурных подразделениях транспортной компании, относится к сложным процессам, который имеет свои особенности для каждого уровня управления, а кроме того каждого отраслевого хозяйства, входящего в дирекцию инфраструктуры. Отраслевые особенности формируют начало процесса формирования потребности в ТМЦ, участие в этом отраслевых служб, структурных подразделений (линейного уровня). Кроме того, сама потребность рассчитывается с использованием нормативных уровней и накопленного ретроспективного опыта, что определяется технологическими процессами, входящими в особенности функционирования отраслевых хозяйств.

На первом этапе исследования необходимо выявить отраслевые особенности рассматриваемого хозяйства региональной дирекции инфраструктуры в процессе управления и движения МТР на основании проведения инженерно-экономического мониторинга, включающего в себя выделение основных работ рассматриваемого процесса, группировку работ по различным признакам, а также опроса причастных специалистов для выявления проблемных мест и путей их решения.

Автором, совместно с сотрудниками НИЛ «Экономика транспорта» Сибирского государственного университета путей сообщения, проводился опрос специалистов Дирекции инфраструктуры путем интервьюирования на предмет выявления проблемных моментов в процессе управления материальными ресурсами выбранных объектов исследования, на основании которого была составлена анкета, для проведения более обширного и детального опроса, который позволил уточнить и детализировать результаты, полученные на первом этапе [5].

Результаты проведенного мониторинга позволили сделать следующие выводы:

1. Эффективность процесса управления товарно-материальными ресурсами в большой степени зависит от сопутствующих процессов, результаты которых определяют входные параметры (например, процесса «Производство»).

2. Наиболее проблемным, как отмечали респонденты, является этап формирования заявки, а в частности, определения обоснованной потребности МТР (более половины респондентов отметили проблемы в планировании производственной программы). Это обусловлено как недостатками организации процесса и выполнения регламентов, так и объективными технологическими особенностями функционирования предприятий дирекции инфраструктуры и формирования их производственной программы.

3. Проведенный анализ позволил выявить проблемы в выполнении сроков и последовательности необходимых действий с одной стороны, с другой стороны – отсутствие актуальных, обоснованных нормативов для МТР.

Полученные результаты предполагают дальнейшее исследование автора процесса управления МТР на остальных стадиях жизненного цикла МТР, в частности вопросов учета и выбытия.

Список источников

Распоряжение ОАО «РЖД» от 1 марта 2018 г. № 531р «Об утверждении Регламента организации материально-технического снабжения филиалов и дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД»;

Регламентбюджетирования и планирования поставок материально-технических ресурсов для Центральной дирекции инфраструктуры, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 29 апреля 2021 г. № 386/р.

Марк Сондерс, Филип Льюис, Эдриен Торнхилл: Методы проведения экономических исследований 2007 г. 640 с.

Управление производством и операциями. Учебное пособие. = СПб.: Питер, 2014. – 336 с.

Галтер В.В., Савченко Е.А., Северова М.О. Инженерно-экономический мониторинг движения материальных ресурсов в транспортной компании./ Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. 2022. № 4 (7). С. 5-10.

Федотова М.Ю. Совершенствование политики управления оборотным капиталом // Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы. – 2021. – С. 223-226.

Просмотров работы: 16