Введение.
Эффективность использования оборотных средств является одним из важнейших инструментов укрепления финансового состояния, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятий инфраструктуры. Оборотные средства являются одной из составных частей имущества инфраструктуры, от которой зависят ритмичность, слаженность и высокая результативность работы. Процесс управления оборотными средствами является важнейшим элементом финансового менеджмента компании и требует непрерывного совершенствования, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Следует отметить, что для инфраструктурных предприятий крупнейшего транспортного холдинга вопросы повышения эффективности использования оборотных средств имеют свои особенности, связанные с технологическими процессами, реализуемыми в функциональных филиалах компании, а также организационной структурой холдинга.
В связи с вышесказанным, целью исследования является необходимость разработки механизмов управления оборотными средствами, направленных на оптимизацию и высвобождение финансовых ресурсов.
Результаты исследования.
Вопросы эффективности использования оборотных средств могут рассматриваться с разных сторон, опираясь на структуру оборотных средств, их динамику, стратегию управления оборотным капиталом, источниками формирования и др. и могут относиться к сфере деятельности финансовых, экономических, снабженческих служб. Выбор направления исследования обусловлен актуальными целями и задачами, стоящими перед менеджментом предприятия.
Учитывая, что ОАО «РЖД» является одним из крупнейших в России потребителем материальных ресурсов, технических средств и запасных частей к ним, являющихся существенным сегментом в структуре оборотных средств, вопросы эффективного управления материально-техническим снабжением и запасами материально-технических ресурсов являются на сегодняшний день всё более актуальными в виду их серьезной ограниченности.
Объектом исследования автора были выбраны предприятия инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта, относящиеся к хозяйству автоматики и телемеханики Дирекции инфраструктуры, а именно, дистанции сигнализации, централизации и блокировки, основной функцией которых является обеспечение железнодорожного транспорта надежным оборудованием – средствами автоматики, телемеханики, а также бесперебойность их работы для обеспечения безопасности перевозочного процесса, пропускной и провозной способности железных дорог.
Оборотные средства являются важной и неотъемлемой частью любого функционирующего предприятия, так как они обеспечивают производство в операционных и финансовых циклах. Функционирование любых предприятий невозможно без постоянного снабжения их необходимыми материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, запасными частями и т.д. Для того, чтобы управлять текущим запасом необходимо постоянно за ним следить, в системе управления должна быть предусмотрена функция измерения состояния текущих запасов, например в системе материального снабжения это учет наличия материальных ресурсов и учет движения материальных потоков (оборачиваемость).
Анализ структуры оборотных средств выбранного объекта исследования показывает, что для данного структурного подразделения компании основным элементом являются сырье и материалы (93 -96 %), входящие в состав оборотных фондов (таблица 1). Таким образом, для дальнейшего исследования в качестве предмета будет выбран процесс управления материальными ресурсами выбранных предприятий, который включает в себя этапы, представленные на рисунке 1.
Таблица 1 - Анализ структуры оборотных средств хозяйства автоматики и телемеханики
Наименование показателя |
Показатели бухгалтерской отчетности, тыс. руб. |
Структура показателей, % |
||||
2019 |
2020 |
2021 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Оборотные фонды, из них |
104 653 |
82 687 |
60 956 |
92,9 |
96,6 |
95,9 |
Сырье, материалы |
104 653 |
82 687 |
60 956 |
92,9 |
96,6 |
95,9 |
Затраты в незавершенном производстве |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Расходы будущих периодов |
0 |
0 |
4,68 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие оборотные активы |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Фонды обращения, из них |
7 946 |
2 891 |
2 584 |
7,1 |
3,4 |
4,1 |
Готовая продукция |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Дебиторская задолженность |
7 946 |
2 891 |
2 584 |
7,1 |
3,4 |
4,1 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Денежные средства |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ИТОГО |
112 599 |
85 578 |
63 540 |
100 |
100 |
100 |
Рисунок 1- Процесс управления материально-техническими ресурсами (МТР)
Для каждого этапа характерны свои проблемы и особенности. Формирование потребности в материально-технических ресурсах осуществляется на основе утвержденных норм расхода и запаса материально-технических ресурсов с учетом вовлеченных материалов в производственные работы из неиспользованных и сверхнормативных запасов текущего периода, благодаря которому существует возможность сформировать сводный плановый баланс поставок, в том числе по направлениям использования МТР.
Финансирование включает в себя: формирование, согласование, утверждение, исполнение бюджетов. Утвержденный бюджет не всегда соответствует потребности МТР.
Учет материально-технических ресурсов это принятие МТР на баланс, учет в специализированной программе, дальнейшая реализация МТР.
Процесс движения материальных ресурсов в структурных подразделениях транспортной компании, относится к сложным процессам, который имеет свои особенности для каждого уровня управления, а кроме того каждого отраслевого хозяйства, входящего в дирекцию инфраструктуры. Отраслевые особенности формируют начало процесса формирования потребности в ТМЦ, участие в этом отраслевых служб, структурных подразделений (линейного уровня). Кроме того, сама потребность рассчитывается с использованием нормативных уровней и накопленного ретроспективного опыта, что определяется технологическими процессами, входящими в особенности функционирования отраслевых хозяйств.
На первом этапе исследования необходимо выявить отраслевые особенности рассматриваемого хозяйства региональной дирекции инфраструктуры в процессе управления и движения МТР на основании проведения инженерно-экономического мониторинга, включающего в себя выделение основных работ рассматриваемого процесса, группировку работ по различным признакам, а также опроса причастных специалистов для выявления проблемных мест и путей их решения.
Автором, совместно с сотрудниками НИЛ «Экономика транспорта» Сибирского государственного университета путей сообщения, проводился опрос специалистов Дирекции инфраструктуры путем интервьюирования на предмет выявления проблемных моментов в процессе управления материальными ресурсами выбранных объектов исследования, на основании которого была составлена анкета, для проведения более обширного и детального опроса, который позволил уточнить и детализировать результаты, полученные на первом этапе [5].
Результаты проведенного мониторинга позволили сделать следующие выводы:
1. Эффективность процесса управления товарно-материальными ресурсами в большой степени зависит от сопутствующих процессов, результаты которых определяют входные параметры (например, процесса «Производство»).
2. Наиболее проблемным, как отмечали респонденты, является этап формирования заявки, а в частности, определения обоснованной потребности МТР (более половины респондентов отметили проблемы в планировании производственной программы). Это обусловлено как недостатками организации процесса и выполнения регламентов, так и объективными технологическими особенностями функционирования предприятий дирекции инфраструктуры и формирования их производственной программы.
3. Проведенный анализ позволил выявить проблемы в выполнении сроков и последовательности необходимых действий с одной стороны, с другой стороны – отсутствие актуальных, обоснованных нормативов для МТР.
Полученные результаты предполагают дальнейшее исследование автора процесса управления МТР на остальных стадиях жизненного цикла МТР, в частности вопросов учета и выбытия.
Список источников
Распоряжение ОАО «РЖД» от 1 марта 2018 г. № 531р «Об утверждении Регламента организации материально-технического снабжения филиалов и дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД»;
Регламентбюджетирования и планирования поставок материально-технических ресурсов для Центральной дирекции инфраструктуры, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 29 апреля 2021 г. № 386/р.
Марк Сондерс, Филип Льюис, Эдриен Торнхилл: Методы проведения экономических исследований 2007 г. 640 с.
Управление производством и операциями. Учебное пособие. = СПб.: Питер, 2014. – 336 с.
Галтер В.В., Савченко Е.А., Северова М.О. Инженерно-экономический мониторинг движения материальных ресурсов в транспортной компании./ Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. 2022. № 4 (7). С. 5-10.
Федотова М.Ю. Совершенствование политики управления оборотным капиталом // Бухгалтерский учет, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы. – 2021. – С. 223-226.