В последнее время, все чаще стали встречаться отклонения в речевом развитии детей и их число, и тяжесть только увеличивается с каждым годом. Нарушение речи зачастую не является единственной патологией в развитии ребенка, а все чаще сочетается с различными видами нарушений, не редко встречаются нарушения развития моторной сферы. У детей дошкольного возраста часто регистрируется недостаточная координация кистей рук, пальцев, недоразвитие мелкой моторики. Все это определяет очевидную связь между отставанием в речевом и в физическом развитии детей
На современном этапе развития науки ученые и практики отмечают, что у старших дошкольников с нарушениями речи в большинстве своем отмечаются проблемы с координацией движений, у многих грубо нарушена общая моторика, снижена скорость и ловкость выполняемых движений, затруднена ориентация в пространстве [2].
Чем выше двигательная активность ребенка, тем качественнее развивается его речь, с другой - недостаточная речевая деятельность провоцирует недоразвитие сенсорной, интеллектуальной и аффективно - волевой сфер.
Нейрогимнастика - эта универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции), которая направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. Нейрогимнастика улучшает речь, память, внимание, пространственные представления. Развивает крупную и мелкую моторику рук. Помогает снизить утомляемость, напряжение, повысить стрессоустойчивость [1].
Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие. Ключевой принцип гимнастики заключается в одновременной синхронной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. Именно при таких упражнениях тренируется согласованная работа двух полушарий мозга. Систематическое выполнение таких упражнений повышает общую работоспособность и продуктивность головного мозга [3].
Нейрогимнастика включает в себя комплексы упражнений, направленных на развитие подкорковых структур, межполушарных связей, связей между корой и подкорковыми структурами (у детей с РАС (расстройством аутистического спектра) как раз и отмечается дефицитарность связей между корой и подкоркой, а также неправильное функционирование последней, что проявляется в гипер-или гипотонусе, утомляемости, малой концентрации внимания)). Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Основу данной коррекционно-развивающей методики лежит многолетний опыт доктора педагогических наук Фрэнка Бильгоу (мозжечковая стимуляция) и учителя Билла Хьюберта (балансировочно-аудиально-визуальные упражнения).
На занятиях включаются нейрогимнастические упражнения, такие как:
упражнения на растягивание (стретчинг): работа с мышечными дистониями и гипертонусом. Напряженные мышцы при гипертонусе, например, сообщают мозгу о том, что организм находится в стрессе и к обучению (получению новых знаний) не готов. Тогда все сенсорные стимулы от ствола мозга не поднимаются к коре больших полушарий, потому что лимбическая система их не пропускает, воспринимая их как стрессовую ситуацию. Как только мышцы во время растяжки расслабились – наш мозг готов к обучению и лимбическая система воспринимает их как приключенческий и познавательный опыт, и сигналы беспрепятственно поднимаются к коре мозга. Тот же эффект происходит при расслабляющем массаже;
упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы обеих полушарий, для развития аналитико-синтетической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации;
упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядом в головном мозге. Вот почему развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи у детей. Упражнения на зрительно-моторную координацию развивают глазодвигательные функции у детей, совершенствуют точность движений, моторную ловкость, расширяют зрительное поле, делают взгляд живым, позволяют тренировать быстрый приём информации через зрительный анализатор, подготавливают руку к письму, корректируют почерк;
упражнения на развитие ловкости и координации движений;
упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: на занятиях, выполняя различные упражнения, улучшаются функции сенсорной интеграции, ребенок лучше чувствует свое тело, точнее пользуется им, тем самым развивается плавность движений, ловкость, большая часть энергии мозга направляется на интеллектуальную деятельность, сенсорные стимулы начинают восприниматься адекватно.
Самый известный комплекс нейрогимнастики разработал американский врач Пол Дэннисон. Ранее он работал с детьми, которых в общеобразовательных школах определяли, как слабоумных. Своей методикой он доказал, что практически любого ребёнка можно включить в мыслительно-познавательный процесс, если помочь ему наладить одновременную работу мозговых полушарий. Как правило, взрослым комплекс упражнений дается тяжелее.
На занятиях ребенок повторяет движения инструктора, играет в паре в мяч, учится подстраиваться и координировать свои движения в зависимости от движений партнера - всё это тренирует основы успешной коммуникации.
Система Дэннисона разделена на 4 категории:
1. Энергетические упражнения. Движения этой группы направлены на ускорение некоторых нервных процессов. Они позволяют улучшить саморегуляцию, активизировать мышление, повысить скорость осознанного чтения, улучшить внимание.
2. Углубляющие позитивное отношение. Эта группа упражнений направлена на самоконтроль и стабилизацию нервных процессов. В частности, они помогут сохранить спокойствие в стрессовой ситуации, снять нервное перенапряжение, активизировать внимание и память.
3. Растягивающие движения. Этот тип упражнений ответственен за подготовку ребёнка к познавательной деятельности. Движения позволяют развить навыки к длительному удержанию внимания, расслабить сухожилия, избавиться от напряжения в мускулатуре. Особенно полезны эти действия при формировании навыков письма и навыков мелкой работы руками.
4. Срединные движения. Данные упражнения направлены на единовременную деятельность рук, ног, глаз — то есть парных органов. Благодаря таким движениям активизируется работа обоих полушарий мозга. Срединные движения улучшают координацию, равновесие навыки чтения, письма и пространственного ориентирования. С их же помощью улучшаются навыки обработки сенсомоторной информации [4].
Каждое упражнение заставляет ребенка сосредотачиваться на его выполнении, постепенно увеличивается сложность упражнений, – все это развивает концентрацию и произвольность внимания, которая так необходима детям с РАС, ЗПР и СДВГ, СДВ.
На занятиях ЛФК дети активно двигаются, что улучшает и физическое состояние ребенка – улучшается кровообращение, в том числе и кровоснабжение мозга, хорошо вентилируются лёгкие и насыщают мозг кислородом. Именно двигательная активность стимулирует вестибулярный аппарат, который в свою очередь стимулирует кору полушарий, ответственную за интеллектуальные функции, как бы сообщая ей, что организм бодрствует и готов к обучению. Если человек находится в пассивном состоянии, то и вестибулярная система не работает и не активизирует кору. Вот почему важно вести активный образ жизни – это полезно для интеллекта, в частности, для усвоения новых знаний [5].
По мере овладения упражнениями, ребенок становится более уверенным в себе, и таким естественным образом улучшается эмоциональное состояние ребёнка. Эмоции, за которые отвечает лимбическая система в головном мозге, определяют разрядку нейропередатчиков, которые усиливают или ослабляют наш иммунитет. Радость, горе, удивление – все это влияет на нашу иммунную систему.
Таким образом, занятия нейрогимнастикой способствуют улучшению психического и физического развития детей. Как учеными, так и практиками в своей деятельности доказана прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому организованная своевременная коррекционно-педагогическая работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно - развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной [1]. Особым коррекционным потенциалом, обладают физкультминутки, в их содержании можно использовать кинезиологические комплексные упражнения, выполнение которых возможно детьми как индивидуально, так и в парах. Данная форма может использоваться на общих, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых воспитателем, логопедом или совместно двумя специалистами [2].
Список литературы:
Андреева Е.В., Войшева Н.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕЙРОГИМНАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2022. №XIX. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metodov-neyrogimnastiki-v-korrektsionno-pedagogicheskoy-rabote-s-doshkolnikami-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 30.02.2023).
Голованова Т. Н., Медведева Е. Ю. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНИК В РАЗВИТИИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskoe-znachenie-kineziologicheskih-tehnik-v-razvitii-motornoy-sfery-detey-s-onr (дата обращения: 30.01.2023).
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с.
Нейрогимнастика: упражнения для мозга взрослымURL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/nejrogimnastika_dlya_detej_kompleks_uprazhnenij/(дата обращения: 30.01.2023).
Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. Ставрополь: СКИПКРО, 2006. – 56с.