ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ, ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ, ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Фигурное катание – это разновидность конькобежного вида спорта, относится к наиболее любимым и популярным видам спорта в России, так как спортсмены выступают перед зрителями, оказывая огромное эстетическое воздействие на них.

Фигурное катание, являясь одним из самых артистичных и зрелищных видов спорта, требует от спортсменов наличия определённых спортивных качеств: силы, гибкости, ловкости, координационных способностей. Однако фигуристам в соревновательных выступлениях необходимо показывать максимальный уровень не только технических, но и выразительных возможностей. Именно в этом должны помочь правильно подобранная музыка выступления и костюмы спортсменов.

Музыкальная структура программы

Главным документом Министерства Спорта Российской Федерации для спортсменов-фигуристов являются «ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА "ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ"», утвержденные приказом Минспорта России от 15 сентября 2022 г. Что же сказано в правилах относительно подбора музыки? «Пункт 10.1 Музыка для музыкального сопровождения программ/танцев выбирается спортсменами самостоятельно. Музыка может быть с вокалом и должна подходить для программ/танцев, как спортивным дисциплинам.» [1]

Музыку в данном виде спорта используют на протяжении всего его существования. Долгое время музыка служила лишь фоном, и только в 1964 году на Олимпиаде в Инсбруке советские фигуристы представили программу, элементы хореографии которой были синхронизированы с музыкой. Раньше, для того чтобы использовать отрывки разных произведений в качестве фоновой музыки, приходилось отрезать и склеивать музыку буквально по кусочкам с помощью старых аппаратов и систем передачи звука на каток, в современном же мире имеющееся профессиональное оборудование и программное обеспечение позволяют создавать качественную компиляцию музыкального сопровождения. [2]

Действительно, обычно невозможно использовать целое произведение, так как программу катания составляют по наиболее распространенной схеме: вступление-темповая часть-умеренная часть-стремительный финал, но не все музыкальные произведения имеют такой же расклад и подходящий хронометраж. При этом созданные компиляции должны звучать, как отдельные, законченные музыкальные произведения. Многие тренеры приглашают профессиональных звукорежиссеров, которые имеют как минимум начальное музыкальное образование. Однако, чаще всего, звукорежиссеры выполняют уже сформулированный заказ тренера и спортсмена, которые ориентируются исключительно на свой вкус и свою интуицию.

Здесь нельзя обойти стороной Александра Борисовича Гольдштейна - советского и американского композитора, автора песен, музыкального продюсера. Он сотрудничал с Татьяной Тарасовой, Еленой Чайковской, Мариной Зуевой и другими тренерами, писал музыку для иностранных спортсменов. Александр Борисович редактировал музыку ко многим коротким программам наших фигуристов.

Особенности подбора музыки

Круг музыкальных жанров, используемых в современном фигурном катании, очень велик и с каждым годом расширяется. Это симфоническая и оркестровая оперная музыка, балетная и танцевальная музыка, музыка из кинофильмов и спектаклей, камерная, эстрадная и джазовая музыка, композиции разного рода электронной музыки, поп- и рок-музыка; для показательных выступлений используют и вокальную музыку. Музыкальные формы произвольных программ значительно сложнее и разнообразнее коротких, и достижение оптимального результата требует от создателей профессиональной подготовки и широкой музыкальной эрудиции.

Для крупных международных турниров тренеры ставят фигуристам, как правило, хорошо известные композиции. Такие композиции призваны взять на себя часть обязанностей фигуриста по раскрытию образа на льду. Например, когда играет музыка из «Кармен», судьям и зрителям не нужно разбираться, кого изображают на льду — даже в случае ошибок и падений во время выступления в памяти зрителя хранится информация, что на льду Кармен. Всё сложнее, когда берётся малоизвестная музыка для оригинального сюжета программы. В этом случае для раскрытия образа добавляют определённые жесты и мимику в хореографию, помогающие понять, о чём постановка. Интересен тот факт, что из классической музыки самые популярные композиторы - Чайковский и Моцарт, к подобной музыке чаще обращаются фигуристы, работающие с советскими тренерами.

Требования к костюму

Помимо общих правил (костюм не должен создавать эффекта излишней наготы, неподобающего спортивной форме. Костюм фигуриста, выступающего в соревнованиях, должен быть скромным, соответствующим характеру танца, но он не должен быть театральным), существуют и более четко сформулированные:

- Мужчины не могут выступать в костюмах без рукавов и в лосинах;

- Фигуристки в одиночном и парном катании могут выступать в юбках или брюках, в танцах на льду же только в платьях;

- Костюмы спортсменов на льду во время соревнований, показательных выступлений в конце турнира и церемонии награждения не должны включать никаких логотипов.

В костюмах используются только эластичные ткани – бифлекс, лайкра, цветная и телесная сетка, стрейч-бархат и т.д. Несмотря на эстетические функции, костюм для фигуристов это, прежде всего спортивный костюм, и он не должен ощущаться на теле во время выступления.

Судья имеет право снизить оценку при нарушении целостности костюма, падении украшений, несоответствии выбранной одежды музыкальному сопровождению.

Соревнования

Соревнования проводятся на катке размером от 56×26 до 60×30 метров, перед соревнованием обычно предлагают тренировку (по официальным правилам — два дня), на которой можно выяснить качество льда, температуру на катке, привыкнуть к обстановке. Тренерам запрещено выходить на лёд, они могут только сидеть у борта.

Всех участников короткой программы делят на две группы в зависимости от рейтинга спортсменов. Внутри этих групп проводят жеребьёвку порядка выступления участников, таким образом получается, что сильные фигуристы, с высоким рейтингом, оказываются ближе к концу соревновательной программы. После окончания тренировки участников вызывают на лёд по одному. Если за минуту фигурист (пара) не встаёт в исходное положение, засчитывается неявка. Радиоузел запускает музыку, и фигурист исполняет свою программу. Если выступление прервано по вине спортсменов, у них есть 3 минуты на исправление проблемы. [3]

Побеждает спортсмен или пара, набравшая больше всего очков по сумме короткой и произвольной программ. После произвольной программы происходит награждение, а затем — показательные выступления чемпионов (иногда выступают фигуристы из местных клубов/школ).

Самой желанной наградой по фигурному катанию является золотая медаль на зимних Олимпийских играх.

Крупные чемпионаты, помимо Олимпийских игр:

- Чемпионат Мира - ежегодное соревнование, организуемое ISU, Международным Союзом конькобежцев;

- Чемпионат Европы - ежегодное соревнование среди фигуристов европейских стран;

- Чемпионат четырёх континентов (Азии, Африки, Америки и Австралии) – ежегодное соревнование по фигурному катанию, аналог чемпионата Европы для неевропейских стран;

- Командный чемпионат мира – международные командные соревнования по фигурному катанию, проводятся один раз в два года.

В Архангельске также проводятся соревнования по фигурному катанию. Кубок города Архангельска по фигурному катанию на коньках организуется Федерацией фигурного катания Архангельской области

Личные соревнования проводятся в одиночном катании среди юношей и девушек по программам юный фигурист, 3 юн., 2 юн., 1 юн., 3 сп. разряда, 2 разряда, 1 разряда, КМС и синхронном катании.

Основной базой подготовки мастеров фигурного катания в столице Поморья является городская ДЮСШ «Каскад», где ежедневно ведут занятия со 150 юными северянами и северянками 5 тренеров-преподавателей. Кроме того, отдельно учатся стоять на коньках еще 150 малышей с 3 лет. Такое ранее «включение» в спорт позволяет достичь серьезных результатов: архангельские команды по синхронному катанию «Каскад» (1-й спортивный разряд) и «Сиверко» (2-й спортивный разряд) принимают участие в финалах Кубка России. В 2014 году команда «Каскад» вошла в пятерку сильнейших на Кубке России и получила путевку на участие в первенстве России.

Целями и задачами проводимых соревнований являются:

- популяризация фигурного катания на коньках в городе;

- повышение спортивного мастерства спортсменов;

- выявление сильнейших спортсменов города.

Заключение

Фигурное катание - это особый вид спорта, отчасти, это чистое искусство. Искусство, требующее не только идеальной технической стороны, но и художественной, и эмоциональной. Достаточно 1 раз посмотреть выступление спортсменов на чемпионате по фигурному катанию, чтобы навсегда влюбиться в столь сказочный вид спорта.

Список литературы

1. Правила вида спорта "фигурное катание на коньках" утв. приказом Минспорта России от 15.09.2022 N 730

2. Смушкин Я.А. Искусство фигурного катания на коньках. — М.: Советская Россия, 1967

3. Соревнования по фигурному катанию // Википедия. Дата обновления: 20.11.2018. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=3249227&oldid=96398306

Просмотров работы: 116