Отличительной чертой нашего времени является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы человеческой жизни. Безусловно, что информационные технологии занимают ведущее место в системе современного образования.
Дистанционное обучение: хорошо это и плохо? Исследуем основные преимущества и недостатки данного вида обучения.
Среди плюсов дистанционного обучения выделяют следующие:
гибкость: возможность заниматься в удобное для себя время (даже ночью), в удобном месте и темпе, то количество времени, которое необходимо для освоения дисциплины;
модульность и вариативность: возможность из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;
параллельность: параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства, возможность постоянного повышения своего образовательного уровня, перехода к непрерывному образованию в течение всей жизни;
охват: одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных); общение через сети связи друг с другом и с преподавателями; потенциальная возможность охвата всемирной аудитории;
экономичность: эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное, унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижающие затраты на подготовку специалистов; по средним подсчётам дистанционное обучение на 50 – 60 % дешевле очного обучения;
технологичность: использование в образовательном процессе новейших достижений педагогической и научно-технической мысли, современных информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство; отсутствие проблем с совместимостью компьютерного оборудования и операционных систем;
социальное равноправие: равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого; относительная анонимность компьютерного общения позволяет высказываться людям, которые теряются в ситуациях непосредственного общения, и приводит к тому, что вклад учащегося определяется только по его достижениям;
лёгкость обновления содержания и возможности архивации старого материала: любой учебный материал остается у студента фиксированным в виде компьютерных лекций и может быть в любой момент востребован;
стимулирование самостоятельности в обучении, умения критически мыслить, учебной мотивации, самодисциплины и ответственности, настойчивости в достижении цели: благодаря применению дистанционной технологии, у обучаемых развиваются и укрепляются такие качества, как целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается и уровень их интеллекта;
интернациональность: экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Выявлен ряд проблем, связанных с использованием дистанционного обучения.
ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к задержкам в передаче звука, видео- и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются;
дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним «в живую»;
учащиеся зачастую превращаются в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания;
успешность обучения частично зависит от технических навыков в управлении компьютером, перемещении в Интернет и от способностей справляться с техническими трудностями;
существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ;
в некоторых случаях в сельских областях все ещё затруднён доступ к Интернет, это справедливо и для некоторых категорий инвалидов;
отрицательным фактором может быть социальная изолированность; недостаток невербальных взаимодействий может препятствовать общению; коммуникационные технологии приводят к изоляции обучаемых, ослабляют контроль со стороны преподавателя;
снижается разнообразие форм учебного процесса и плюрализм мнений;
наличие языкового барьера для студентов международных систем дистанционного образования;
создание дистанционных курсов, позволяющих достичь той же эффективности, что и традиционное обучение, дорого и занимает достаточно много времени;
Таким образом, применение дистанционного обучения наряду с большими преимуществами имеет и ряд недостатков, которые подлежат анализу и устранению. Е.С. Полат рассматривает дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования.
Литература:
Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов \ Е.С. Полат - Москва: Юрайт,- 2020 - 392с.
Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 (в ред. от 30.06.2007 г.) // Консультант Плюс: Высшая Школа: Программа информационной поддержки российской науки и образования: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов: учебное пособие. – 2007. – Вып. 4.