Младший школьный возраст – период интенсивного усвоения детьми самой разнообразной информации, это этап, который характеризуется интенсивным психическим развитием. В этот период происходят прогрессивные перемены во всех сферах, начиная с физиологии и заканчивая происхождением сложных личностных изменений, интенсивно развивается мышление, воображение, речь, внимание, память, происходит дальнейшее развитие эмоционально-волевой сферы (усложняется ее содержание, изменяются экспрессивные эмоции и чувства). Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в развитии личности младшего школьника и регулирует психические функции ребенка.
В научных трудах рассматриваются различные аспекты эмоционального развития ребенка, так Д.И. Фельдштейн к особенностям эмоциональной сферы младшего школьника, причислил: легкую отзывчивость и эмоциональную окрашенность психических процессов и физической активности, непосредственность переживаний, эмоционально-неустойчивое поведение, резкая смена настроений, тенденция проявления непродолжительных и ярких аффектов [2]. В то же время ученые определили проблемы эмоционального развития, не сформированность умений осознать собственные чувства и понять эмоций других людей (П.М. Якобсон), но младшие школьники лучше понимают эмоции, основанные на своем личностном опыте (Т.Б. Пискарева).
Исследователи А.А. Осипова, Н.П. Аникеева [1] рассматривают эмоциональное развитие младших школьников в условиях школы, и отмечают что именно взаимодействие со сверстниками и учителями, участие в жизни класса способствуют более успешному развитию эмоций. Таким образом, классный коллектив является центром жизни ребенка в младшем школьном возрасте, той значимой группой, в которой происходит развитие личности и различных видов отношений с окружающими.
В нашем исследование приняли участие обучающиеся 4 классов – 29 и 28 чел в каждом. Диагностические методики позволили оценить отношение ребенка к школе (Тест уровня школьной тревожности (Б.Н. Филлипс), взаимоотношения в классном коллективе (Методика социометрия (автор Дж. Морено), «Методика оценки привлекательности классного коллектива»); некоторые компоненты эмоциональной сферы младшего школьника (Методика «Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению», Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго).
По результатам исследования, нами выявлен ряд проблем, которые необходимо решать для более успешного развития эмоциональной сферы школьников:
1. несмотря на благоприятные отношения, в классах имеются дети со статусом изолированных (в 4 а классе 6,9%, в 4 б классе 14,3%);
2. выявлено нейтральное отношение к классному коллективу (в 4 а классе 6,9%, в 4 б классе 10,7%);
3. трудности с определение эмоционального состояния другого человека присутствуют в 4 а классе у 17,2%, в 4 б классе у 21,4%;
4. о трудностях адаптации к условиям школы говорит выявленный низкий уровень познавательной активности (в 4 а классе 41,4%, в 4 б классе 42,9%), сниженная мотивация учения у учащихся 4 а класса 17,2%, в 4 б классе 14,3%, а также отрицательное отношение к учению у учащихся 4 а класса 6,9%, в 4 б классе 10,7%;
5. общая тревожность в школе: на высоком уровне в 4 а классе 13,8%, в 4 б классе 14,3%, на повышенном уровне в 4 а классе 13,8%, в 4 б классе 10,7%; страх не соответствовать ожиданиям окружающих: высокий уровень в 4 а классе 17,2%, в 4 б классе 14,3%; повышенный уровень в 4 а классе 48,3%, в 4 б классе 53,6%.
Решению представленных проблем будет посвящен следующий этап нашего исследования.
Список литературы:
1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989, c.159 Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989, c.159
2. Сергиенко Е. А. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / Е. А. Сергиенко, Т. Д. Марцинковская, Е. И. Изотова и др. — М. : Дрофа, 2019. — 248 с