Характеристики семей, находящихся в социально опасном положении - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Характеристики семей, находящихся в социально опасном положении

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: семья, как социальный институт, играет большую роль в жизни человека, ведь именно в семье закладываются нравственные ценности, нормы, постепенно формируется личность человека, раскрывается его внутренний мир. Всё это благоприятно влияет на социальную адаптацию ребёнка в обществе. В современной России проблема роста численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении (СОП), остается актуальной на протяжении долгого времени. Согласно статистике Министерства социального развития, только в одной Ульяновской области число семей данной категории составляет 1267 по данным 2021 года. Следует обратить внимание, что в период с 2007-2021 годы прослеживается положительная динамика постепенного уменьшения числа данных семей [6]. Несмотря на это, данная проблема до сих пор является актуальной и требует решения.

Сущность семей, находящихся в социально опасном положении

Остановимся на особенностях определения данного понятия – как с теоретической точки зрения, так и в нормативно-правовом аспекте. То, по каким критериям происходит признание тех или иных семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в каких случаях происходит их постановка на учет и снятие с него, влияет на размер и состав данной социальной группы, а главное, на показатели оценки эффективности государственной работы с нею.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [7].

Сущность таких семей раскрывается в трудах многих авторов.

И.Н.Разварина отмечает, что семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья с психически неустойчивыми родителями или другими ее членами, с деструктивными эмоционально – конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты [4].

По мнению Г.А.Ахинова и С.В.Калашникова, семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, в которой просматривается упадок педагогического потенциала, мало обращается внимания на важность семейных ценностей, заметен рост насилия в семейно-бытовых отношениях [1].

И.С. Карпов в своей работе отмечает, что семья, находящаяся в социально опасном положении - это семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи [2].

И.А.Плохова и Н.В.Бибикова описывают социальное неблагополучие семьи как комплекс социальных обстоятельств, сложившихся в семье, следствием которых является создание или возможность создания действиями или бездействием родителей (или иных законных представителей) обстановки, представляющей угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, и (или) утраты детьми родительского попечения [3].

Таким образом, стоит отметить, что в настоящее время существует множество определений семьи, находящейся в социально опасной ситуации, которые описывают социологические, психологические, биомедицинские, педагогические, административные и другие аспекты. В связи с этим неблагоприятное положение семей можно рассматривать с разных точек зрения. Также важно отметить, что вся социальная работа, направленная на оказание помощи таким семьям, осуществляется на основании законодательства Российской Федерации.

Критерии отнесения семей к категории, находящихся в социально опасном положении

социально-экономические: проживание несовершеннолетних в обстановке, не отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, требованиям; неисполнение родителями (замещающими лицами) обязанностей по содержанию, жизнеобеспечению, регулярному питанию, обеспечению одеждой; безработица родителей;

социально-психологические: отсутствие контроля над воспитанием детей со стороны родителей; отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей; семьи, в которых регулярно происходят инциденты, связанные с несформированностью межличностных отношений; семьи с неблагоприятным микроклиматом; семьи, с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам, бродяжничеству;

криминальные: наличие в семье осужденных членов семьи; семьи, с лицами, совершающими правонарушения, имеющими случаи жестокого обращения, насилия, разделяющими нормы и традиции преступной субкультуры; вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность; ведущими антиобщественный, аморальный и паразитический образ жизни;

медико-социальные: алкоголизм, наркомания, несоблюдение санитарно-гигиенических требований, где проживает несовершеннолетний.

Типологии семей, находящихся в социально опасном положении

М. А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации:

Благополучные семьи – категория семей, прекрасно справляющаяся со своими функциями и обязанностями;

Семьи, входящие в группу риска, имеющие отклонения от норм, относятся к существующим семьям: неполным или малообеспеченным;

Неблагополучные семьи – категория семей, в которых родители обладают низким социальным статусом в любой из сфер жизнедеятельности, которые не справляются с родительскими обязанностями;

Асоциальные семьи – в данных семьях родители ведут аморальный образ жизни, из-за чего несовершеннолетние дети остаются брошенными, так как их воспитанием никто не занимается [5].

Е.И. Холостова объединяет семьи в группу риска по структурному признаку и выделяет следующие ее типы:

неполные малообеспеченные семьи;

неполные расширенные семьи, образующиеся в результате социальной катастрофы;

многодетные семьи;

семьи инвалидов;

полные малодетные семьи, находящиеся в состоянии социального или семейного неблагополучия [8].

Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные, которые чаще всего обнаруживаются, когда в них имеются дети подросткового возраста.

Вывод

Таким образом, в статье было рассмотрено понятие семьи, находящейся в социально опасном положении, описаны критерии отнесения семей к данной категории, а также были отмечены самые известные типологии семей СОП, по мнению разных авторов.

Список литературы

Ахинов, Г. А. Социальная политика: Учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 272 с.

Карпов, И. С. Семьи, находящиеся в социально опасном положении / И. С. Карпов // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. [Электронный ресурс] - URL: - https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/6545 (дата обращения 29.01.23).

Плохова И.А., Бибикова Н.В. Глоссарий по социальной работе: учебно- методическое пособие / И.А. Плохова, Н.В. Бибикова. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2020 – 36 с.

Разварина, И.Н. Основные направления работы с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении / И.Н. Разварина // Проблемы развития территории. – 2016. - №12. – С.81-99.

Социальная педагогика: учебник / под общ. ред. М. А. Галагузовой. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 319 с.

Статистические данные [Электронный ресурс] – URL: - https://sobes73.ru/statisticheskay_31.html (дата обращения 29.01.2023).

Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] - URL: - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения 29.01.23).

Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2017 - 244 с.

Просмотров работы: 323