Наряду с основной деятельностью по приоритетным направлениям, к которым относятся обеспечение перевозочного процесса безотказной и безопасной инфраструктурой, структурные подразделения Дирекции инфраструктуры осуществляют прочие виды деятельности:
текущий отцепочный ремонт вагонов - ремонт с целью восстановления работоспособности груженого или порожнего вагона, отцепленного по безопасности движения;
реализация металлолома – дирекция является крупнейшим собственником основных средств;
сдача в аренду недвижимого имущества: аренда земли, зданий, офисов, железнодорожного пути;
аренда автотранспорта;
Дополнительные услуги клиентуре - «мобильный вагонник», позволяющий исключить маневровые операции по выводу вагонов на места общего пользования для осмотра подвижного состава;
техническое обслуживание специальных вагонов для перевозки подследственных и осуждённых;
воинские перевозки министерства обороны.
Следует отметить, что в структуре прибыли от прочих видов деятельности компании ОАО «РЖД» наибольший вклад вносит Дирекция инфраструктуры, которая выполняет услуги в высоко-маржинальных бизнес-сегментах, а именно – реализация металлолома, выполнение текущего отцепочного ремонта вагонов, аренда имущества и др.
Не смотря на положительную динамику результатов прочих видов деятельности, дальнейшее развитие оказываемых услуг с точки зрения увеличения объема и повышения доходности является важной задачей. В связи с этим автором рассмотрены существующие проблемы в бизнес-сегменте «Текущий отцепочный ремонт» на примере региональной дирекции инфраструктуры, решение которых позволило бы повысить рентабельность услуг и увеличить инвестиционные возможности компании за счет улучшения финансового результата.
Не смотря на высокую рентабельность в среднем услуг по ремонту вагонов, на колесно-роликовом участке одного из подразделений эксплуатационного вагонного депо, где производят ремонт колесных пар без смены элементов вагонов, за последние три года не оказывалось услуг по ремонту колесных пар сторонним контрагентам, поскольку цена у конкурирующих компаний была установлена намного ниже.
В связи с этим автором проведен анализ цен конкурирующих компаний по аналогичным услугам в сравнении с Дирекцией инфраструктуры, незадействованных мощностей с 2019 по 2022 гг., а также представлена экономическая оценка от невыполненных объемов за анализируемый период (недополученные доходы).
Рассмотрим подробнее текущий и средний ремонт на колесно-роликовом участке У.
Участок предназначен для выполнения полного и обыкновенного освидетельствований и ремонта колесных пар без смены элементов вагонов, поступающих в деповской и текущий отцепочный ремонты.
Колесно-роликовый участок (КРУ) относится к основным производственным участкам депо и обеспечивает колесными парами вагоносборочный участок и пункт технического обслуживания вагонов.
Плановая мощность участка КРУ составляет 12 045 колесных пар в год. В таблице 1 представлены объемы работ за 2019-2022 гг.
Таблица 1- Динамика фактической производственной программы
|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Средний ремонт колесных пар, шт: |
4745 |
2418 |
1245 |
693 |
Колесные пары принадлежавшие ОАО «РЖД» |
341 |
148 |
20 |
40 |
Колесные пары принадлежавшие другим собственникам в рамках текущего отцепочного ремонта (ТОР) |
4295 |
2270 |
1225 |
653 |
Прочие услуги по ремонту колесных пар сторонних контрагентов |
109 |
|||
Текущий ремонт колесных пар, шт: |
4284 |
5856 |
8956 |
10386 |
Колесные пары принадлежавшие ОАО «РЖД» |
37 |
77 |
22 |
36 |
Колесные пары принадлежавшие другим собственникам в рамках текущего отцепочного ремонта (ТОР) |
4130 |
5779 |
8934 |
10350 |
Прочие услуги по ремонту колесных пар сторонних контрагентов |
117 |
|||
Итого, шт |
9029 |
8274 |
10201 |
11079 |
Как видно из таблицы 1, прочие услуги по ремонту колесных пар сторонним контрагентам за последние три года не оказывались.
Анализируя цены на услуги ОАО «РЖД» и сторонних компаний видно, что она не является конкурентоспособной по текущему и среднему ремонту (рисунок 1). Так, наименьшая цена по текущему ремонту представлена у АО "СВРК" Уссурийск (меньше на 52,6%), по среднему ремонту - НВРК Партизанск (меньше на 30,6%).
Рисунок 1 – Анализ цен по текущему и среднему ремонту
Контрагенты неоднократно обращались в Дирекцию инфраструктуры по вопросу сохранения цены на уровне прежнего года, но проведя анализ фактических расходов, учитывая инфляцию и динамику постоянного роста цен (коммунальные услуги, электроэнергия, материалы), сохранение цены на ремонт колесных пар на уровне прежнего года является экономически не обоснованным для работы структурного предприятия дирекции инфраструктуры.
В результате из-за ухода клиентов к конкурентам производственные мощности участка задействованы частично (таблица 2). Таким образом, в 2019 году – 25% мощности участка КРУ было не задействовано, в 2020 – 31%, 2021 – 15%, 2022 – 8%.
Таблица 2 – Незадействованная мощность 2019 – 2022 гг.
Показатели мощности участка |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Плановая мощность, шт. |
12 045 |
12 045 |
12 045 |
12 045 |
Фактический объем работ, шт. |
9 029 |
8 274 |
10 201 |
11 079 |
Незадействованная мощность, шт. |
3 016 |
3 771 |
1 844 |
966 |
Экономическая оценка (недополученный доход) от снижения производственной программы текущего и среднего ремонта на участке КРУ, составил за последние 4 года составила 100,8 млн.руб.
На основании мнения экспертов можно выявить основные причины сложившейся ситуации и предложения по развитию данного сегмента.
Главной причиной неконкурентоспособности является высокая цена, которая обусловлена значительной величиной накладных расходов. При возможности снижения уровня этих затрат за счет механизма распределения или снижения общего их уровня, можно предположить, что привлекательность услуги для сторонних контрагентов возрастет.
Кроме того, необходимо существенное упрощение процесса согласования калькуляций с клиентами, что негативно влияет на общее впечатление и оперативность оказания услуги.
Не смотря на существенную не загруженность производственных мощностей, представляется целесообразным модернизировать участок КРУ, что позволит в перспективе снизить себестоимость услуги за счет повышения производительности и экономичности нового оборудования, что возможно повысит вероятность увеличения спроса, а значит, улучшит финансово-экономические результаты деятельности участка.
Список использованных источников:
Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года //ОАО "РЖД". [Электронный ресурс] URL:https://company.rzd.ru/ru/9353?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5101&id=7017
Методические рекомендации по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, утвержденные указанием МПС России от 21.12.2001 г. № И-1947у// Консультант Плюс [Электронный ресурс] - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36843/
Типовые условия расчетов по договорам, заключаемым от имени ОАО "РЖД" с контрагентами, плательщиками по которым являются покупатели и заказчики товарно-материальных ценностей, работ или услуг, поставляемых, выполняемых или оказываемых ОАО ""РЖД"", и методики экспресс-оценки платежеспособности покупателей и заказчиков при заключении ОАО "РЖД" договоров поставки, выполнения работ или оказания услуг, утвержденные распоряжением от 21.01.2009 №356р//Консультант Плюс: [Электронный ресурс] - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88823/
Положение о Дальневосточной ДИ №ЦДИ-17 от 14 июля 2012 г.