ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ

Петрова О.Н. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова, Педагогический институт, г. Якутск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, среди планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования указаны такие «важные качества ребенка как способность самостоятельно действовать и управлять своими действиями: планировать свою деятельность по достижению поставленной цели; применять самостоятельно усвоенные знания и способы действий для решения новых задач» [1, с. 33].

Современная наука определяет самостоятельность как личностное качество, показатель индивидуальности. Это качество выполняет функцию регулятора, интегрирующего и самоорганизующего функции личности: оно проявляется в независимости, автономности ребенка как субъекта деятельности, умении ставить и реализовать цели, корректируя, а также, оценивая свои отношения с окружающими.

Самостоятельность – ведущее качество младшего дошкольника, выражающаяся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами: она рассматривается как важный показатель его возрастного развития. Основу этой важной черты характера, поведения и личности малыша, закладывает семья. Семья всегда была институтом первичной социализации, происходящие с семьей и в семье процессы отражаются на процессе становления личности. С другой стороны, данный вопрос мало отражен в научно-практической литературе, недостаточно методических пособий в отмеченном направлении. Именно поэтому данная проблема является очень актуальной.

Мы предположили, что воспитание самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в семье будет эффективным, если: формируются навыки выполнения детьми целенаправленных действий в бытовых процессах; применяются игровые задания по развитию саморегуляции самостоятельных действий.

Цель исследования - раскрыть научные подходы к проблеме развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста, специфику их применения с точки зрения организации в семье навыков самообслуживания ребёнка.

Описанная методика и результаты исследования окажут помощь педагогам ДОО в их работе по организации возможных путей активизации возрастного развития детей младшего дошкольного возраста.

Материал исследования. Самостоятельность малышей, в последние десять лет, все чаще ставится в центре споров и дискуссий ученых, преподавателей и педагогов. Это обусловлено не столько с новыми задачами реализации личностно-ориентированного и деятельностного подходов к развитию воспитанников ДОО, сколько с современным требованием ввода уже с младших групп нормативов отношения взрослых к ребенку как субъекту образования. Мы также считаем, что именно так можно с успехом решить обозначенную выше проблему.

Самостоятельность, по мнению Е.О. Смирновой, – «одно из самых значимых качеств личности дошкольника, выражающееся в уверенном умении ставить перед собой достижимые цели, добиваться их осуществления своими собственными силами: в то же время, она рассматривается и как один из показателей его готовности к школьному обучению» [2, c. 3].

Изучение означенной выше проблемы в современных реалиях ведется в различных позициях. Исследуются многие её аспекты: сущность самостоятельности как качества индивида, ее истоки; показатели и их соотношение в проявлениях самостоятельности малыша; факторы и пути развития самостоятельности до 4 лет; взаимосвязь данного индивидного качества с различными процессами психики. В целом, считается, что первые проявления самостоятельности проявляются еще в 3-4 года, когда ребенок стремится в пределах своих силенок и возможностей к независимости от взрослых в повседневной практической жизни.

Л.Ф. Обухова понимает под «самостоятельностью особо значимую форму активности малыша, отражающую уровень его развития, что, по сути, и обеспечивает его личную инициативу в угоду возрастным потребностям и умение решать жизненные задач, коих возникает много по ходу деятельности» [3, c. 180].

По мнению психолога Т.А. Репиной, самостоятельность - это психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением [4, c. 48].

Сущность самостоятельности дошкольника связана с природой возрастного развития ребенка. Ведь стремление к самостоятельности – основное качество растущей личности, необходимое ему для нормального развития и адаптации к жизни среди людей. Её фундамент закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Ребенок представляет собой растущую, развивающуюся личность, которая выступает как особый субъект разнонаправленных и масштабных отношений, в которых он самолично ставит свои задачи общения и взаимодействия с близкими.. Причем главной, изнутри заложенной целью личности в целом и каждого ребенка 2-3,5 лет в частности, является подражание, освоение умений и действий взрослого.

«Движущими силами развития самости», по мнению Л.С. Выготского, «являются особым образом отлаженное общение ребёнка и взрослого (обучение) и активность самого ребёнка (деятельность). Непосредственно движущими силами саморазвития маленького ребенка являются противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в ходе общения со взрослым в совместной деятельности. К таким противоречиям относятся, например, противоречия между новыми потребностями и возможностями малыша; противоречия между растущими личностными мотивами малыша и старыми формами взаимоотношений, видами деятельности; между новыми требованиями со стороны близких взрослых и наличным уровнем развития психики детей» [5, c. 128].

Если в раннем возрасте все самостоятельные действия детей до 3 лет примитивны: малыш рьяно катает мячик, машет веником, кладёт что-либо в коробку. Это – всё действия по подражанию. Ребенок просто перенимает знакомое, увиденное ранее действие, его пока не интересует результат – овладеть умением играть мячом, сделать чистым пол, сложить по цвету (форме, величине). Только когда ребенок поставит своей целью достичь результата своего действия, он и сделает свой большой шаг к самостоятельности.

В семье ребёнок, обычно, не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно оценить, насколько успешны достигнутые им результаты. Носитель всего этого знания – взрослый, поэтому каждое задуманное и произведённое действие ребенок обязательно покажет для оценки маме, а это тоже достигается с помощью взрослого. Постепенно у ребенка развивается функция самоконтроля - завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности (примерно – в 3-3,5 года).

Результаты и обсуждение. Мы поставили цель формирующего этапа: реализовать условия для воспитания самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в семье. Для достижения данной цели на базе на базе МБДОУ «Детский сад «Чуораанчык» с. Майя Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия) нами реализован перспективный план работы с родителями.

Работая с детьми дома, родители постепенно поняли, что именно в труде идёт постепенное отделение малышом себя от близких людей, осознание своих собственных возможностей через яркие чувства овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка со взрослым. Это развивается путем разрешения возрастных противоречий. При этом, когда возрастная потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую. Одно противоречие сменяется другим – развитие малыша продолжается.В результате дитя осваивает более высокие уровни самостоятельности, а основным фактором этого служит противоречие между социальной средой и природной активностью малыша.

Ребенок младшего дошкольного возраста – 3-4 года – сконцентрирован на социальном окружении – на «мире других людей». Отсюда и возникает потребность не просто в доброжелательности общения с ними, но и во взаимопонимании с ними. Малыши соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения, чтобы достичь единства мнений с ними. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности

По мнению родителей, дети, испытывая потребность в контактах с ними, как носителями общественного опыта, стремятся достигнуть взаимопонимания, чтобы научиться действовать, как взрослые. Так мы сделали вывод о том, что для ребёнка младшего дошкольного возраста сильным побудителем к труду является отношение взрослого. Малыши часто объясняют свое стремление трудиться тем, что им «велела» мама (бабушка), или «желанием получить похвалу».

Формирование у детей 3-4 лет позиции субъекта трудовой деятельности предполагает обучение самостоятельности. По мере роста детей взрослый в семье последовательно выступает как носитель нового содержания деятельности и умений, - партнер, координатор замыслов детей, наблюдатель и помощник-консультант в случае возникновения затруднений.

Воспитание самостоятельности малыша в семье – длительный и сложный процесс. Постепенно он учится участвовать в посильном труде по поддержанию порядка и чистоты в доме, преодолевать небольшие трудности; самостоятельно одеваться, раздеваться, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых – это его самообслуживание.

Таким образом, чтобы младший дошкольник занял позицию субъекта самостоятельной деятельности, необходима пошаговая забота взрослых, обеспечивающая нарастание его самостоятельности. Под руководством близкого взрослого и самостоятельно младшие дошкольники учатся выполнять последовательные трудовые действия.

Мы убедились, что в семье важно родителям помочь малышу овладеть простейшими процессами обслуживания себя (надеть – снять носочки, колготки, маечку, рубашку и т.д.) из которых в жизни и складываются знаковые процессы самостоятельного обслуживания себя (одевание, раздевание, умывание); научить дитя соблюдать все эти искомые правила поведения за столом во время еды, сформировать у него чёткие образы и представления о предметах одежды – обуви, затем объяснить их назначение и показать малышу способы использования их, а также помочь усвоить правила обращения со списком предметов для самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы): всё это достижимо в условиях семьи.

Следующим этапом работы стало закрепление детьми привычек самостоятельной деятельности, обычно скрытых от ребенка при освоении игры путем традиционной передачи знания. Средством развития самостоятельности на этом этапе стала совместная деятельность взрослого с детьми, где он как участник развертывает с детьми конкретную схему действий. В играх этой цели достичь быстрее, так как условность игры объединяет малыша и взрослого, ставя их в равные позиции, и роль взрослого так воспринимается вполне естественно.

Условием развивающего эффекта является многократное повторение игр. Воспитанники в разных формах проводили игры, чтобы дети усваивали новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинали понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и примене­ния нового опыта предметной деятельности. Взрослый не должен здесь оценивать действия ребенка: Педагогу необходимо дать ребенку возможность проявить, выразить себя, не за­гонять в рамки. Ребенок по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на самостоятельность.

Для выявления динамики самостоятельности детей нами был проведен эксперимент посредством методики «Изучение самостоятельности в бытовой деятельности детей»[6]. В диаграмме видны общие показатели самостоятельности детей (рис.1).

Рисунок 1

Динамика уровня развития самостоятельности младших дошкольников

в
бытовой
деятельности (%)

При сопоставлении с результатами констатирующего эксперимента видно, что у детей произошла динамика самостоятельности в быту – на 60%.

Показатели правильно и хорошо организованной самостоятельной деятельности детей: их хорошее настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные взаимоотношения друг с другом, частые обращения ребенка к взрослому по поводу игры, достаточное количество соответствующих возрасту речевых прямых и ответных реакций, которые сопровождают самостоятельную деятельность ребенка.

Выводы. Итак, на основе анализа литературы и проведенной работы мы выявили, что роль и значение семьи в развитии самостоятельных действий младших дошкольников способствует возрастному воспитанию самостоятельности ребенка. Именно в семье у детей совершенствуются самостоятельные действия, благоприятным образом преодолеваются кризисные проявления, развивается уверенность ребенка в себе, своей автономности. Для того чтобы обеспечить и не сковывать их активность, взрослые занимали позицию партнера по игре и труду. Такая позиция взрослого вызывала у детей желание навести порядок в игровых уголках, угостить чаем, покатать на машине, отправиться в путешествие на машине. Сформировавшаяся самостоятельность создавала благоприятные условия для получения знаний на все большие области жизни ребенка. По итогам проведенной работы у детей экспериментальной группы произошла динамика общей самостоятельности: с 45% (констатирующий этап) до 100% (контрольный этап).

Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.

ЛИТЕРАТУРА

О разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.012013 № 57) // Вестник образования России. – 2013. - № 10. – С. 33.

Смирнова, Е.О. Почему дети стали хуже играть / Е.О. Смирнова // Детский сад. Всё для воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 2-5.

Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2009. – 394 с.

Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 2008. – 194 с.

Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. – М.: Сфера, 2018. – 564 с.

Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2012. – 163 с.

Просмотров работы: 94