ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ ПО КОМПЬЮТЕРНОМУ СПОРТУ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ ПО КОМПЬЮТЕРНОМУ СПОРТУ

Мезенцев В.В. 1, Каркавцева И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В 2018 году чемпионат России по компьютерному спорту был включён в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий Министерства спорта Российской Федерации. Это относительно новый и быстроразвивающийся вид спорта, набирающий всё большую и большую популярность. В мае 2022 года на финал чемпионата России очно посетили 4300 человек, а в интернете запись трансляции набрала уже свыше 4 млн. просмотров. То, что за такие короткие сроки данный вид спорта набрал такую высокую популярность, даёт основания полагать, что киберспорт – это спорт будущего. Попробуем описать систему соревнований в данном виде спорта, чтобы установить, насколько соответствует эта система статусу самого феномена киберспорта.

Актуальность научной работы. Киберспорт – это одна из характерных черт нового времени и нового мира, которая предполагает общемировую взаимосвязь и глобальность. Тем не менее несмотря на то, что события, произошедшие в мире за последний год, сильно повысили степень изоляции России, позиции киберспорта только растут и укореняются. Связано это в первую очередь с тем, что видеоигры поступательно и неизменно становятся всё более и более массовыми. По данным медиакомпании Media Wise на 2022 год, порядка 60% населения России старше восемнадцати лет, то есть чуть больше 88 миллионов людей, увлекаются видеоиграми [3]. Соответственно закономерно растёт интерес и к профессиональной сфере, которую собой и представляет киберспорт.

Согласно исследованиям аналитического центра НАФИ 17% населения страны следит за этим относительно новым видом спорта. Это поднимает Россию на 4 место в рейтинге стран-лидеров в развитии киберспорта (выше только США, Китай и Южная Корея) [1].

Причём степень вовлечённости только растёт и обещает расти в будущем. Компания NewZoo, занимающаяся исследованиями в области видеоигр, предсказывает ежегодные темпы прироста новой аудитории во всём мире в размере около 14%. Прогнозы, которые этак компания делает на 2023–2025 годы, таковы: доля фанатов во всё мире составит примерно 250 миллионов человек, случайных зрителей – около 300 миллионов. В сумме – 550 миллионов человек [10].

На сегодняшний день нет никаких видимых предпосылок того, что эта общемировая тенденция окажется не характерна для России. Да, флагманы российского киберспорта сегодня переживают не лучшие времена. Например, Virtus.Pro – российский киберспортивный клуб, многократный победитель и призёр многих международных соревнований (IEM Rio Major 2022 – золото, IEM XV – World Championship – серебро) – попал под санкции, из-за чего был вынужден выступать под нейтральным флагом и с другим названием – Outsiders. Другая известная в мире изначально российская команда Team Spirit, победитель главного мирового турнира в игре Dota 2 – The International 10, всем составом эмигрировала в Сербию. Некоторые киберспортивные клубы вообще прекратили своё существование. Так принадлежавшая компании МТС команда Gambit Esports (Gambit Gaming) была частично распущена, частично распродана в 2022 году. Однако их фан-база не уменьшилась, а только увеличилась. В связи с этим можно сказать, что появление новых больших игроков на этой арене – лишь вопрос времени. Ведь предложение появляется тогда, когда есть спрос, а, как мы поняли, спрос уже сейчас велик и со временем он будет только расти.

Цель работы – изучить систему соревнований чемпионата России по компьютерному спорту, выявить их особенности.

Основная часть исследования. Чемпионат России по киберспорту – это спортивное соревнование, которое проводится каждый год. Внесён в перечень физкультурных и спортивных мероприятий, учреждённый министерством спорта России.

Главным организатором и учредителем всех киберспортивных состязаний в России, включая национальный чемпионат, является Межрегиональная молодёжная общественная организация «Федерация компьютерного спорта» (ФКС). Она была основана ещё в 2000 году, и с тех пор непрерывно имеет членство в международной федерации компьютерного спорта (International Esports Federation). Согласно уставу ФКС главные задачи организации, помимо проведения турниров, – это развитие компьютерного спорта и подготовка граждан к жизни в информационном обществе [6].

Национальный чемпионат организован следующим образом. Первый этап – региональный, на данном этапе соревнуются команды, образованные в одном регионе. Далее из членов команд-победителей этого этапа формируется региональная сборная, которая и представляет свой регион на чемпионате России. Национальный чемпионат проводится в течение одного календарного года [2].

По итогам одного сезона из победителей национального чемпионата формируется сборная команда страны для организации и проведения соревнований на международном уровне. Однако, как показывает практика, большего успеха на мировой арене добиваются частные команды.

На чемпионат России 2023 завялены следующие соревновательные дисциплины (в скобках указано название компьютерной игры, на которой основана каждая из дисциплин) [5]:

боевая арена (DOTA 2);

соревновательные головоломки (StarCraft II);

стратегия в реальном времени (Clash Royale);

тактическийтрёхмерныйбой (Counter Strike: Global Offensive);

технический симулятор (DCLThe Game);

файтинг (Tekken 7).

Характер соревнований тоже разнообразен. Выделяются три типа: командные, командно-личные, личные. В первом случае каждая команда выступает как отдельная единица, борющаяся за место в таблице. В командно-личных соревнованиях результаты распределяются между спортсменами, при этом результат каждого участника засчитывается ещё и той команде, в которой он состоит. В личных соревнованиях результаты засчитываются каждому отдельному спортсмену [5].

Также в ходе проведения турнира в разных дисциплинах используются разные соревновательные системы: круговая (каждый с каждым), олимпийская (на выбывание), олимпийская с выбыванием после двух поражений, швейцарская (система выборочного жребия) и смешанная [5].

Контроль результатов ведётся в многоуровневом режиме. Результаты фиксируются в протоколах и/или в системе турнирной таблицы, при этом правильность внесения в них результатов контролируется судьями. Судейская коллегия осуществляет свою работу в формате непосредственного наблюдения, постфактум (просмотр записи игры) и с помощью специализированных программ. Судьи контролируют не только корректность фиксирования результатов, но и соблюдение участниками регламента соревнований, а также соблюдение правил поведения участников. Нарушения караются общеспортивными санкциями: предупреждение, удаление, техническое поражение в гейме, техническое поражение в матче [5].

Победитель матча определяется внутренней механикой игры. Число и состав участников финальной стадии турнира определяется судейской коллегией на основании очков, набранных участниками (командами) в первой части соревнования, которая как правило проводится по круговой системе. Далее определение победителя всего соревнования и итоговое распределение по местам зависит от системы проведения финального этапа.

В олимпийской системе победителем является тот, кто проходит всю сетку и выигрывает финал. Дополнительно разыгрывается матч за третье место. Дальше распределение зависит от того, до какой стадии сетки дошёл участник (команда), причём в итоговом зачёте выше оказывается тот, кто проиграл более сильному сопернику, то есть тому участнику (команде), который пробился выше.

В олимпийской системе с двумя выбываниями подсчёт итогов ведётся схожим образом, но на результат влияет ещё она переменная – количество поражений. Условно, если у двух команд по пять побед, но у одной одно поражение, а у второй – два поражения, то выше будет стоять команда №1.

На основе итоговых результатов соревнования победители, призёры и участники получают спортивные разряды [2]:

1–7 место ­ 1 разряд;

8–11 место – 2 разряд;

12–15 место – 3 разряд.

Также у участников соревнований есть возможность получить спортивные звания мастера спорта (МС) и кандидата в мастера спорта (КМС) [4]. Условия для получения спортивных званий по компьютерному спорту представлены в таблице.

Таблица. Спортивные звания МС и КМС по компьютерному спорту.

Статус соревнований

Требование:

занять место

Условие:

количество выигранных матчей (не менее)

МС

КМС

МС

КМС

Чемпионат мира

1

2-4

4

3

Чемпионат Европы

 

1-3

4

3

Кубок Европы (финал)

 

1-2

4

3

Другие международные спортивные соревнования, включенные в ЕКП

 

1

4

3

В последнем завершённом на данный момент турнире – чемпионате России 2022 победителями стали следующие игроки (в скобках указан игровой псевдоним игрока/команды (при наличии)) [7]:

в дисциплине «стратегия в реальном времени» – Артур Рахматуллин (Potato);

в дисциплине «соревновательные головоломки» – Илья Потапов (Milkicow);

в дисциплине «спортивный симулятор» (NHL 22) – Евгений Попов (Virusactive);

в дисциплине «файтинг» – Алексей Комиссаров (Higem);

в дисциплине «технический симулятор» – Александр Холодных (the23);

в дисциплине «боевая арена» – команда ХЗ из Мордовии.

Помимо чемпионата России, Федерация компьтерного спорта занимается организацией и проведением других турниров:

Кубок России по компьютерному спорту;

Открытые киберспортивные игры;

Всероссийская интеллектуально-киберспортивная лига;

Всероссийская киберспортивная студенческая лига;

Мегафон кубок РФС по интерактивному футболу;

Чемпионат РФС по интерактивному футболу.

Кубок России по компьютерному спорту в 2022 году проводился в трёх дисциплинах: боевая арена, файтинг и тактический трёхмерный бой. Победителями стали команда Luna Gaming из Томской области (боевая арена), Сергей «Strong» Платов (файтинг) и QUAZAR.NSK, команда из Новосибирской области (тактический трёхмерный бой) [9].

Помимо чувства спортивного превосходства и самореализации, участники соревновались за денежное вознаграждение, которое достаётся призёрам и победителям. В 2022 году общий призовой фонд чемпионата России составил 3,6 млн. рублей [8], кубка – 1,1 млн. [9]. Призовой фонд турниров, проводимых в 2023 году на момент написания данного материала ещё не учреждён.

Заключение. Как мы видим, при создании системы киберспортивных соревнований, были использованы более ранние шаблоны и наработки. Например, прослеживаются явные параллели с футбольными соревнованиями, где также из игроков команд-участниц чемпионата формируется сборная команда страны. На наш взгляд, такой подход выглядит морально устаревшим для применения к киберспортивным турнирам. Успех на международной арене таких команд, как Virtus.Pro и Team Spirit, показывает, что между частными и национальными сборными командами, преимущество на стороне первых. Компьютерный спорт – спорт нового времени – та сфера, где достаточно явно выражаются и прослеживаются все плюсы и достоинства международной интеграции, а потому он требует новых решений и разрушения старых рамок.

Список литературы:

1. Аналитический центр НАФИ. 14% россиян считают киберспорт полноценным видом спорта: // Результаты опроса. 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-desyatyy-rossiyanin-schitaet-kibersport-polnotsennym-vidom-sporta/. (Дата обращения 20.01.2023).

2. Дисциплинарный регламент ФКС России: офиц. текст. – М., 2020. ­– 40 с.

3. Игровая индустрия 2022: есть ли будущее у киберспорта в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.sostav.ru/publication/igrovaya-industriya-2022-58216.html. (Дата обращения 20.01.2023).

4. О внесении изменений в положение о Единой всероссийской спортивной классификации, утвержденное приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 108 : приказ Министерства спорта России от 1 июня 2021 г. №370.

5. Об утверждении правил вида спорта «Компьютерный спорт»: приказ Министерства спорта России от 22 января 2020 г. №22 (изм. Приказом Министерства спорта России от 8 декабря 2022 г. №1178).

6. Устав межрегиональной молодёжной общественной организации «Федерация компьютерного спорта»: офиц. текст. ­– М., 2018. ­– 19 с.

7. ФКС России. Архив: в Белгороде завершен первый день финала чемпионата России по компьютерному спорту 2022. 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://esportchamp.ru/news/v-belgorode-zavershen-pervyy-den-finala-chempionata-rossii-po-kompyuternomu-sportu-2022/. (Дата обращения 22.01.2023).

8. ФКС России. Архив: стартует чемпионат России по компьютерному спорту 2022. 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://esportchamp.ru/news/startuet-chempionat-rossii-po-kompyuternomu-sportu-2022-/. (Дата обращения 22.01.2023).

9. ФКС России. Названы имена победителей кубка России по компьютерному спорту 2022. 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://esportscup.ru/news/nazvany-imena-pobeditelej-kubka-rossii-po-komputernomu-sportu-2022/. (Датаобращения 22.01.2023).

10. The Esports Audience Will Pass Half a Billion in 2022 as Revenues, Engagement, & New Segments Flourish [Электронныйресурс]. – Режимдоступа : https://newzoo.com/insights/articles/the-esports-audience-will-pass-half-a-billion-in-2022-as-revenue-engagement-esport-industry-growth.

Просмотров работы: 47