Тема современного искусства актуальна в любой исторический период развития культуры, ведь современное искусство создаётся здесь и сейчас. Но вместе с тем оно сложно и многоранно, так как испытало на себе влияние многих художественных направлений преимущественно XX столетия. Чтобы выявить это влияние, для начала нужно разобраться, что же понимается под термином «современное искусство». Объектом исследования представленной работы является выявление влияния абстракционизма как направления в европейском искусстве XX столетия на современную художественную культуру.
Современным искусством принято считать совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века в период постмодернизма; передовое искусство с конца Второй мировой войны до настоящего времени. Современное искусство неразрывно связано с искусством авангарда или модернизма, но предствляет собой новое течение, которое вобрало в себя большой спектор техник и создало свой индивидуальный характер. Тематический спектр современного искусства широк, так как оно реагирует не только на провокационные события в обществе, но и на любые проявления человеческой деятельности. В своём творчестве деятели современного искусства выражают новый взгляд на общество и на роль творческой личности в нём, отражают своё отношение к современному миру и преображают его, используя различные методы, которые мы можем наблюдать и по сей день. В работах используются различные предметы – обрывки газет, бытовые инструменты, элементы одежды и прочее, что препредносится как произведение искусства; смело используются яркие краски; линии и формы преобладают над изображением «реальных» объектов; на первое место ставится не визуальное восприятие, а интелектуальные и концептуальные идеи, которые призваны пробуждать в человеке глубинные размышления, вплоть до дематериализации объекта.
Впервые термин «современное искусство» употребила американский искусствовед и критик Розалинда Краусс в своей диссертации о работах Дэвида Смита и в знаменитой книге «Подлинность авангарда и другие модернистские мифы» (1985). Но современное искусство в нынешнем своём виде сформировалось преимущественно как поиск альтернатив модернизму, что послужило толчком для поиска новых образов, форм, средств и материалов выражения художественных исканий конца XX столетия. Далее современное искусство начало развиваться с примесью постмодернизма.
Постмодернизм достаточно быстро пришел на смену новейшему модернизму, и представляет собой антитез уходящему в прошлое достаточно необычному периоду во всех сферах творчества. Формы творчества получили игровую или даже саркастическую форму, сглаживая при этом различия между массовым потребителем и элитой общества. Постмодернизм существенно отличался от модернизма тем, что в нём имелись классические и традиционные мотивы, а также присутствал пересмотр традиционных взглядов. В основу направления легли не столько «новые мотивы», сколько ярко выраженные сомнения в правильности устаревших традиций в искусстве. На фоне невозможности объективности познания, а также отсутствия различных критериев достоверности устанавливалось четко выраженное сомнение касательно позитивных истин, установок и убеждений. Философские мотивы постмодернизма направлены на сближение не с научными сферами деятельности, а с искусством. Постмодернисты старались выражать относительность всех существующих в жизни ценностей и иллюзорности воспринимаемого мира. Кроме того делался акцент на неограниченных возможностях научных исследований. Стремление авторов к оригинальности своего творчества привели к пересмотру классических позиций о созидании и процессе разрушения, а также понятий порядка и хаоса.
XX век принёс в изобразительное искусство множество новых направлений и форм. Художники отказывались от классического понимания искусства, от эстетики художественной культуры, от «чистого» искусства. Авангардисты считали, что классическое искусство изжило себя и новая эпоха требует новых художественных форм. Искусство, по их мнению, не должно передавать реальность, но должно пробуждать в человеке определённые мысли, чувства и эмоции. Это время стало периодом, в котором особое внимание начало уделяться сфере бессознательного в человеке, тайнам человеческой психики. Это привело к созданию новых философских концепций и художественных направлений. Одним из таких направлений стал абстракционизм.
Абстракционизм представляет собой одно из модернистских направлений, последователи которого отказываются от подражания реальности. Термин «абстракционизм» произошел от латинского слова abstractio, что в переводе означает «удаление, отвлечение». Художники-абстракционисты вместо явлений окружающей действительности берут в качестве объектов для изображения простые и сложные формы, используют линиии, плоскости, пятна и различные цвета, комбинируя их так, чтобы вызвать у зрителя определённые мысли, эмоции и настроение. В основу выразительности ложатся отношения между этими элементами. С их помощью художники стараются показать, что реальность субъективна. Такой подход ― одна из важнейших характеристик абстракционизма. Исследователи и историки называют первыми абстрактные произведения искусства русского художника и теоритика изобразительного искусства Василия Кандинского, соответственно считая его одним из родоначальников абстракционизма как направления живописи. Первым в полном смысле абстрактным произведением художника считается акварель «Без названия», написанная в 1910 году. По мере того, как цвет выходит на первый план, Кандинский отказывается от постимпрессионистских пейзажей, все больше уходит в чистую абстракцию и рисует серии «импровизаций», «импрессий» и «композиций».
Самые ранние проявления абстракционизма можно заметить в работах Казимира Малевича, нидерландского художника Пита Мондриана, чеха Франтишека Купку, француза Робера Делоне. Часть искусствоведов полагает, что истоки абстрактного искусства можно найти в XIX веке — в произведениях американского художника Джеймса Уистлера и даже французского живописца Клода Моне. По их мнению, эти мастера уделяли больше внимания визуальным ощущениям, чем изображению объекта. Важную роль в развитии абстракционизма сыграл непосредственно Казимир Малевич, который сделал технику абстрактности совершенно беспредметной, разработав такое направление, как супрематизм.
Абстракционизм после Кандинского начал активно развиваться. Начиная с 1910-х к беспредметности и абстракции стали обращаться многие русские художники. Кто-то ограничивался единичными экспериментами как Наталья Гончарова в работе «Пустота» 1913 года, другие превращали её в главный принцип своего искусства, например, Ольга Розанова, а также были те, кто наделял абстрактную живопись духовным содержанием и делали её носителем философской идеи как Василий Кандинский и Казимир Малевич. Известными художниками этого направления стали также представители школы абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок, Ли Краснер, Марк Ротко, Франц Клайн, Аршил Горки.
В своих философско-теоритических работах В. В. Кандинский представляет собственное понимание искусства, которое интерпретируется живописцем как результат «внутренней необходимости», кардинальной оппозиции «внешнее – внутреннее», которые находят своё отражение в противопоставлении и синтезе точки и линии. В теории Кандинского точки и линия выступают «первообразами» всех геометрических форм. Точка представляет собой воплощение статистики, покоя и неопределённости, а линия же, напротив, динамична. Оба графических объекта характеризуются рядом особенностей, несут смысловую нагрузку, которая может варьироваться в зависимости от расположения в пространстве. Дальнейшее развитие идеи абстракционизма получили в военное и послевоенное время в работах американских и французских художников, среди которых М. Тебей, Б. Ньюмен, У. Кунинг, П. Сулаж, Ж. Матье, Р. Биссьер и другие.
Таким образом, возникнув в начале прошлого столетия, абстракционизм продолжал своё развитие на протяжении всего XX века, оказывая огромное влияние на формирование современного искусства, а также современной культурной модели. Беспредметное творчество создало особый тип мышления, который четко прослеживается в направлениях современного искусства. Оно выражается в слудующих аспектах: стремление выявить сущность предметной действительности через отрицание её видимых форм, то есть борьба с тенденцией подражания в искусстве; Лишение предмета осязаемости с помощью предметов абсурдизма, то есть сопоставление несопоставимого и помещение предмета в непривычный контекст; Концептуализация творчества, отказ от живописных форм в искусстве и графике. Искусная имитация сменяется свободой ассоциативного расположения. Произвол ведёт к высвобождению изобразительных техник, художественных приёмов, с помощью которых актуализируется и выражается авторский замысел. Современное искусство неоднозначно. Оно воздействует на подсознание, порождает мысли и эмоции. В нём не существует правильного и неправильного понимания, каждый зритель является соавтором и может дополнить произведение своим толкованием, принять или не принять его.
Источники:
Андреева Е.Ю.Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007
Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007.
Бобринская Е.А. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006
Бюргер П. Теория авангарда, 2014
Кандинский В. В. Точки и линия на плоскости. СПб.: Азбука-классика, 2005
Штейн С.Ю. Онтология «современного искусства» // Артикульт. 2017