Н.Рерих
В условиях внедрения ФГОС ООО и СОО приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитиеи самореализациюличности. Поэтому сегодня одна из основных задач школы – создать оптимальные для обучения условия, обеспечивающие не только качественное усвоение выпускником сложной системы знаний, но и его развитие [5].
В этой связи увеличивается нагрузка на старшеклассников в школе (в том числе и на уроках информатики). И сразу возникает ряд вопросов: «Как добиться того, чтобы школьники учились с увлечением и максимальной эффективностью?», «Какие технологии помогут поддержать интерес обучающихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока?».
Ответом на данные вопросы служит деятельность учителя на уроке, который активно использует информационные и коммуникационные технологии и как объект изучения, и как средство обучения и стимуляции познавательной деятельности. Активная работа с ИКТ формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений.
При этом уроки с применением компьютерных технологий, являясь на сегодняшний день неотъемлемой частью школьного процесса обучения, не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию учения. В результате чего заметно повышается эффективность обучения и качество знаний и умений.
Учить и учиться с интересом и максимальной отдачей в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Современный урок трудно представить без использования учебного электронного материала: электронных учебных пособий, средств компьютерного моделирования, Интернет-сайтов, тренажеров, обучающих и прикладных программ и других цифровых образовательных ресурсов.
Использование Интернет-ресурсов в обучении и преподавании рассмотрены в ряде исследований Я. И. Мельниченко, В. С. Новиковой, Р. И. Остапенко, Е. В. Потехиной и др. По мнению этих авторов, Интернет-технологии эффективно используются в качестве наглядного и доступного средства обучения, обеспечивают многозадачность и дифференцированный подход в процессе обучения. В большинстве этих исследований под Интернет-ресурсом понимается какой-либо сайт или портал, на котором размещены электронные учебные издания (учебные и учебно-методические пособия, журналы, энциклопедии), ресурсы, предоставляющие возможность обработать данные в режиме онлайн, либо провести эксперимент или получить образование дистанционно. Интернет-ресурс в нашем понимании — это сайт в сети Интернет, имеющий исходные данные (сырую информацию) для решения прикладных задач.
На уроках информатики и математики обучающиеся имеют дело с числовой информацией, которая, как правило, обрабатывается при помощи электронных таблиц, являющихся эффективным средством наглядного представления числовых значений и соотношений между ними.
Таблица – одна из основных и наиболее распространённых форм представления информации, в том числе и в случае, когда информация обрабатывается при помощи персонального компьютера. Известно, что информация лучше воспринимается человеком, если она представлена в наглядной форме. Часто соотношения между величинами удобнее показать в табличной форме: в виде столбцов, строк, полей и диаграмм [1].
Электронные таблицы (или табличные процессоры) — это прикладные программы, хранящие и обрабатывающие данные в прямоугольных таблицах и предназначенные для проведения табличных расчетов.
Электронные таблицы используются в компьютерной технологии около 40 лет.
Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского университета (США) Дэна Бриклина (Dan Bricklin) в 1979 г. Выполняя скучные вычисления экономического характера с помощью бухгалтерской книги, он и его друг Боб Франкстон (BobFrankston), который разбирался в программировании, разработали первую программу электронной таблицы. Она предназначалась для компьютеров типа Apple II и называлась VisiCalc (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, чтобы в одни ячейки помещать числа, а в других задавать закон их математического преобразования.
В 1982 году появляется знаменитый табличный процессор Lotus 1-2-3, предназначенный для IBM PC. Lotus объединял в себе вычислительные возможности электронных таблиц, деловую графику и функции реляционной СУБД [6].
Популярность табличных процессоров росла очень быстро. Появлялись новые программные продукты этого класса: Multiplan, QuattroPro, Super Calc и другие. Одним из самых популярных табличных процессоров сегодня является MS Excel, входящий в состав пакета Microsoft Office.
Функции электронных таблиц - выполнение вычислений. В основном все расчеты выполняются в табличной форме, особенно в области делопроизводства: многочисленные расчетные ведомости, табуляграммы, сметы расходов и т. п. Кроме того, решение численными методами целого ряда математических задач удобно выполнять в табличной форме. Использование математических формул в ЭТ позволяет представить взаимосвязь между различными параметрами некоторой реальной системы. Основное свойство ЭТ — мгновенный пересчет формул при изменении значений, входящих в них операндов [8].
Работая с таблицами, необязательно устанавливать саму программу Excel на компьютер, а можно использовать онлайн-версию приложения или сервисы со схожими функциями других разработчиков, например:
1. Excel Online
2. Excel Online на Яндекс.Диске
3. Google Sheets (Таблицы)
4. Zoho Sheet
5. OnlyOffice
Все зависит от того, какие задачи нужно решить — изменить несколько значений в ячейках или осуществить расчет с помощью сложных функций и макросов.
Excel Online — веб-версия настольного приложения из пакета Microsoft Office. С ее помощью можно бесплатно пользоваться основными функциями программы для работы с таблицами и данными. Файлы, созданные в Excel Online, могут быть сохранены в облаке OneDrive.
Веб-версия приложения Excel доступна также пользователям Яндекс.Диска — облачного хранилища от Яндекса. Чтобы в нее войти, необходимо:
1. Открыть сайт Яндекса и авторизоваться в своей учётной записи.
2. Перейти в интерфейс Яндекс.Диска.
3. Нажать кнопку «Создать» и выбрать тип «Таблицу».
Эта версия мало чем отличается от Excel Online на One Drive. Разница лишь в том, что документы, созданные здесь, по умолчанию сохраняются на Яндекс. Диске и ими можно делиться с другими пользователями при помощи публичных ссылок [2].
Google Sheets — основная альтернатива браузерной версии Excel, которая предлагает намного больше возможностей для работы с таблицами и данными, чем аналог от Майкрософта. Например, кроме предустановленных четырёх сотен функций, здесь доступно создание собственных скриптов. Плюс к этому функциональность Google Sheets расширяется за счёт плагинов.
Еще одно онлайн-средство для просмотра и простого редактирования файлов Excel – это Zoho Sheet, поддерживающее форматы XLS, XLSX ODS, CSV и TSV.
Офисный пакет с открытым исходным кодом OnlyOffice предлагает пользователям онлайн-редактор электронных таблиц. Чтобы получить доступ к нему, необходимы регистрация по электронной почте или аккаунты сервисов Google.
Однако с помощью веб-версии OnlyOffice можно открыть с компьютера только те файлы, что были созданы в нем. Созданные документы можно хранить на «облаке» или скачать на различные устройства в форматах XLSX, ODS, CSV, OTS, PDF [5].
Таким образом, обработка информации часто приводит к тому, что возникает необходимость представления данных в виде таблиц.
Для табличных расчетов характерны формулы, по которым производятся вычисления, и большие объемы исходных данных. Такого рода расчеты принято выполнять с помощью компьютера. Для этих целей созданы электронные таблицы (табличные процессоры) – прикладное программное обеспечение общего назначения, предназначенное для обработки различных данных, представимых в табличной форме [9].
Электронная таблица позволяет хранить в табличной форме большое количество исходных данных, результатов, а также связей (алгебраических или логических соотношений) между ними. При изменении исходных данных все результаты автоматически пересчитываются и заносятся в таблицу. Электронные таблицы не только автоматизируют расчеты, но и являются эффективным средством моделирования различных вариантов и ситуаций. Меняя значения исходных данных, можно следить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов решения задачи выбрать наиболее приемлемый.
Электронная таблица – это большой и мощный калькулятор с множеством функций и возможностей, который позволяет вести работу в разы проще и эффективней!
Список литературы
1. Гербеков Х.А., Кубекова Б.С., Чанкаева Н.М.Использование информационных технологий в обучении математике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2016. No 3. С. 78—84.
2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для студентов педвузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. М.: МГПУ, 2005. 231 с.
3. Корнилов В.С. Теоретические основы информатизации прикладного математического образования: монография. Воронеж: Научная книга, 2011. 140 с.
4. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К., Имакаев В.Р. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя // Информатика и образование. 2010. No 4. С. 3—11.
5. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. и др. Теория и методика обучения информатике. .: Академия, 2008. 592 с.
6. Магомедов Р.М., Сурхаев М.А. Предпосылки изменения компонентов методической подготовки будущего учителя информатики // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2014. No 1 (9). С. 22—25.
7. Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М., Магомедов Р.М. Модернизация системы подготовки будущих учителей в условиях информационно-образовательной среды // Наука и Мир. 2016. Т. 3. No 2. С. 96—97.
8. Сурхаев М.А. Использование электронных таблиц на уроках информатики для моделирования объектов и процессов // Информатика и образование. 2009. No 10. С. 80—83.
9. Филатова Л.О. Информатизация образования: новые возможности реализации преемственности обучения в школе и вузе // Информатика и образование. 2004. No 7. С. 118.