СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ» В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ» В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Хименкова М.А. 1
1Владимирский государственный Университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие «образ» является глубоким и обширным. Сам по себе данный термин имеет множество трактовок, так как он находится в центре исследований многих гуманитарных наук, каждая из которых анализирует его со своей точки зрения. Рассмотрим понятие «образ» в философии, психологии и эстетике.

С точки зрения философии слово «образ» связано с термином «эйдос», который, согласно философскому энциклопедическому словарю, относится к древнегреческой философии. У различных философов данное слово имело свое собственное значение. Например, у Гомера «эйдос» обозначал внешний «вид», «образ». У Геродота и Фукидида это значение было приближенно к «виду», как классификационной единице. У Демокрита – одно из обозначений «атома», «формы» или «фигуры». У Платона – синоним термина «идея». У Аристотеля – «имманентная форма», которая не отдалена от материального субстрата [1, С. 787].

Учение об идеях (эйдосах) лежит в основе философии Платона. Он полагал, что существуют два мира: мир эйдосов (идей) и мир вещей или форм. Идеи или эйдосы рассматриваются как воплощение вещей. Другими словами, идеи являются основой всего, что образованно из бесформенной материи. Именно идеи порождают вещи или формы, так как материя сделать этого не может. Мир идей (эйдосов) может находиться за пределами пространства и времени. Более того, здесь существует определенная иерархическая лестница.

Согласно Платону, сама идея (эйдос) – это самое сокровенное и существенное, которое находится глубоко внутри любой вещи и существа. Например, идея (эйдос) человека – это его бессмертная душа. Тем самым идеи (эйдосы) постоянны, чисты и едины, в то время как вещи обладают совершенно противоположными качествами. Говоря иначе, они изменчивы, искажены и многочисленны [2].

Слово «эйдос» в философии Платона эквивалентно слову «образ», так как огромное количество вещей сводится к единственной идее, то есть к образу. Другими словами, мир вещей или форм – это отражение идеи, а отражение идеи является образом.

У Аристотеля был несколько иной взгляд на понятие «образ». В трактате «О душе» он полагает, что образ входит в состав сущности наряду с материей, формой и того, что включает в себя как материю, так и форму. При этом, Аристотель не разделяет форму и образ. Ведь только благодаря им сущность уже можно назвать чем-то определенным. Тем самым он утверждает, что материя – это возможность, а форма вместе с образом – это внутренняя сила, состоящая из цели и конечного результата [3].

Можно сказать, что с точки зрения античной философии понятие «образ» обладает двупланностью. Если посмотреть на это с одной стороны, то образ воспринимается как копирование облика предмета, то с другой – это его внутренняя сила, идея. Однако если для Платона образ существует в отдельном мире, то для Аристотеля он существует только вместе с формой.

Анализируя содержание понятия «образ» в эстетике, то можно заметить, что образ здесь рассматривается как художественный. Если в античной философии главной функцией образа является пародирование, то в эстетике образ несет в себе отражение искусства, то есть творческого характера труда самого художника.

Первым, кто поднял проблему образа в эстетике, был Г.В.Ф. Гегель. В книге под названием «Эстетика» он пишет, что представление образное можно обозначить как представление поэтическое, потому что оно показывает нам не «абстрактную сущность, а конкретную ее действительность, не случайное существование, а такое явление, в котором непосредственно через само внешнее и его индивидуальность мы в нераздельном единстве с ним познаем субстанциальное, а тем самым перед нами оказывается во внутреннем мире представления в качестве одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие. В этом отношении существует большое различие между тем, что дает нам образное представление и что становится нам ясным благодаря иным способам выражения» [4, С. 384-385]. Тем самым Гегель дает понять, что образ состоит из искусства в целом, и нечто поэтического в частности.

С точки зрения Гегеля, главной особенностью образа является то, что он позволяет человеку вспомнить не только сам предмет или какое-либо событие, которое всплывает в сознании человека, но и увидеть реальную сущность и первостепенную важность того самого предмета или события. Для большего понимания Гегель приводит пример со словами «солнце» и «утро». Когда мы их читаем, то мы пониманием, о чем говорится, но ни утро, ни солнце не появляются у нас перед глазами в истинном обличии [4, С. 385].

Гегель делит образы на два аспекта: образы «в собственном смысле» и образы «в несобственном смысле». К первому аспекту немецкий философ относит полное копирование предмета или события, ко второму же аспекту Гегель относит переносное воспроизведения предмета через другой. К такому способу воспроизведения относятся фигуры, сравнения, метафоры.

Понятие «Образ» с точки зрения психологии. В конце XX века психология находилась на заключительном этапе становления как самостоятельной научной дисциплины. Уже на начальных стадиях развития психологии понятие «образ» затрагивал широкую область исследований. Впервые мы можем увидеть категорию образа в области структурализма, основателем которого стал В. Вундт. Так или иначе, в своих работах он не затрагивал подробный анализ образов, но изложенный им опыт работы помог сделать это его ученику, Э.Б. Титченеру. Именно он был одним из первых, кто предпринял попытку проанализировать образ.

Наиболее объективное определение понятия «образа», по мнению Э.Б. Титченера, было описано в книге «История современной психологии» Д.П. Шульц и С.Э. Шульц. По словам авторов, Э. Б. Титченер интерпретировал образы как составляющие идей, которые воссоздают переживания, не связанные с протекающим моментом времени [5, С. 106]. Если описать данный термин иными словами, то образ можно воспринимать как одну из частей сознания, которая, в первую очередь, должна воспроизводить феномены внутренней реальности.

Однако пик развития категории образа пришелся на момент формирования психоаналитического направления. Согласно учебнику для магистров «Психоанализ» П.С. Гуревича, «психоанализ – философско-психологическая концепция и часть психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный З. Фрейдом для диагностики и лечения истерии, одно из направлений мировой психологии» [6, С. 9].

Работая над одним из множества исследований, которое называется «Сознание и бессознательное», З. Фрейд начинает анализировать психические образы. Он воспринимает образы как воссоздание в сознании влечений и инстинктов. По мнению З. Фрейда, те самые психические образы относят человека именно с внутренним миром, а не с реальным. З. Фрейд полагает, что образы находятся между двумя противоположными психическими механизмами – сознательного и бессознательного.

Также в работах К.Г. Юнга центральным компонентом является тема образа. Но, в отличие от З. Фрейда, К.Г. Юнг дает совершенно противоположный взгляд на содержание понятия «образ». Перед тем как приступить к разбору данного понятия, необходимо упомянуть, что К.Г. Юнг приравнивает значение слова «образ» к значению слова «архетип», который становится ключевым компонентом в его исследованиях. Он полагал, что архетип, или другими словами, образ не может находиться в сознании, он всегда будет в единстве с некими представлениями опыта, а также всегда будет предаваться сознательной обработке. Под словом «опыт» К.Г. Юнг подразумевает сновидения, мистические явления и, даже, галлюцинации, то есть те моменты, когда та самая сознательная обработка находится на минимальной стадии. То есть, по мнению К.Г. Юнга, архетип это и есть образ, который воспринимается как нечто чуждое, но в тоже время как нечто превышающие самого человека [7, С. 17].

Исходя из вышеперечисленного раннее, можно сделать вывод, что З. Фрейд воспринимал образ как репрезентацию инстинктов и влечений, в то время как К.Г. Юнг полагал, что образ является не только копией, но еще и неким явлением, которое, в той или иной степени, может выполнять созидательную функцию.

Рассмотрим содержание понятия образа в рамках советской психологии. Исследования на тему категории образа есть у таких выдающихся ученых-психологов, как П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

Как указано в книге «Образ в системе психической регуляции деятельности», образ, со взглядов советских психологов, является ни чем иным как отражением события, объекта или предмета [8, С. 6]. Именно такое теоретическое представление помогает раскрыть понятие слова «образ» в полном его виде. Например, в своих исследованиях такой ученый-психолог как П.Я. Гальперин под образом имеет ввиду «все психические отражения, в которых перед субъектом появляются предметы и отношения объективного мира». Также он подчеркивает две важные функции, которые выполняет образ: во-первых; образ показывает субъекту сами объекты, с которыми субъект еще не сталкивался; во-вторых; образ дает возможность субъекту понимать отношения и свойства объектов [9, С. 60].

Если мы еще раз обратимся к книге «Образ в системе психической регуляции деятельности», то можем увидеть и схожее определение образа другого видного ученого-психолога С.Л. Рубинштейна. Он утверждает, что образ без предмета как такового не может существовать в принципе, так как образ – это и есть отражение любого предмета [8, С. 7]. Другими словами, С.Л. Рубинштейн под данным высказыванием полагал, что образ необходимо воспринимать как некий феномен, в котором отношение и свойства предмета выступают перед субъектом как инструменты познания.

Таким образом, можно заметить, что понятие образа в психологии обладает двупланностью, как и понятие образа в рамках философии, которое мы анализировали раннее. С одной стороны, образ в психологии – это воссоздание внутренних чувств, эмоций и переживаний, которые тем или иным образ соприкасаются с сознанием человека, но с другой стороны образ – это всего лишь отображение объективного мира.

Список источников

1. Понятие эйдоса с точки зрения философии. [Электронный ресурс]: https://runivers.ru/upload/iblock/1b4/filosofsky%20slovar.pdf

2. Учение Платона об эйдосах. [Электронный ресурс]: https://www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/Plato/Uchenie_Plato/

3. Аристотель. Трактат о душе. [Электронный ресурс]: https://librebook.me/on_the_soul/vol1/2

4.Edward Bradford Titchener. [Электронный ресурс]: https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/shultz_istoria_sovremennoj_psihologii.pdf

5. Психоанализ. [Электронный ресурс]: https://urss.ru/PDF/add_ru/171985-1.pdf

6. З. Фрейд. Сознание бессознательного. [Электронный ресурс]: https://cppp.ru/wpcontent/uploads/2015/05/Zigmund_Freyd_Psihologiya_bessoznatelnogo.pdf

7. К. Юнг. [Электронный ресурс]: https://kilinson.com/wa-data/public/site/АРХЕТИПЫ%20И%20КОЛЛЕКТИВНОЕ%20БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.%20Карл%20Юнг.pdf

8. С.Л. Рубинштейн. Начало. [Электронный ресурс]: https://vshp.pro/wp-content/uploads/2020/03/Zavalova-N.D.-Obraz-v-psihicheskoj-regulyatsii-deyatelnosti.pdf

9. П.Я. Гальперин. [Электронный ресурс]: https://vk.com/doc4605748_452663342?hash=P0yYQORuSdLMs97jfZc53En7K68szD02ZfLbZx0GTd8&dl=6z9ReyCY0wdOlepJCrkqoCAax5DCUZJGC9nizt37S4P

Просмотров работы: 154