Словарный состав языка, т.е. вся совокупность слов, входящих в его состав, — это наименее стабильный и наиболее подвижный аспект любого языка. Именно лексика языка «особенно чувствительна ко всем изменениям в истории народа-носителя, и не только к изменениям экономического уклада, но и ко всяким вообще изменениям в производстве, культуре, науке, быту и т.д.» [2, с. 321].
Изменения в словарном составе английского языка происходили на протяжении всей его истории и легли в основу формирования лексической системы современного английского языка в том виде, в котором она известна исследователям на сегодняшний день. Знание и понимание характерных особенностей словарного состава изучаемого иностранного языка является необходимым условием для каждого специалиста в области иноязычного образования, поскольку служит свидетельством глубокого понимания процессов, происходящих внутри языка и способствующих формированию его лексической системы, а также подтверждает высокий уровень владения языком.
В связи с вышеперечисленным становится очевидным вопрос о необходимости категоризации и систематизации лексических особенностей современного английского языка, что определяет актуальность работы.
Целью работы является описание и верификация особенностей словообразования современного английского языка путем сравнительно-сопоставительного и количественного анализа лексических систем английского и русского языков.
Материалом для исследования послужили словарные статьи словаря английского языка Merriam Webster.
В системе словообразования английского языка выделяют два основных способа образования слов:
1) Cловопроизводство, т.е. образование одного слова из другого. К способам словопроизводства относят:
a) аффиксацию;
б) конверсию.
2) Словосложение, т.е. образование одного слова путем соединения двух слов [5, с. 70].
Ко второстепенным способам словообразования в английском языке относят: сокращение, чередование, удвоение, перераспределение, обратное словообразование, стяжение [2, с. 187].
Рассмотрим аффиксацию, конверсию и словосложение как наиболее распространенные, по мнению авторов, способы пополнения словарного состава английского языка.
Аффиксация представляет собой создание новых слов путем присоединения к основе тех или иных словообразовательных элементов – аффиксов. Аффиксация включает в себя префиксацию (приставочный способ словообразования) и суффиксацию (суффиксальный способ словообразования). Несмотря на то, что аффиксация являлась продуктивным способом словообразования на древнем этапе развития английского языка [1, с. 100], значительная часть аффиксов в современном английском языке непродуктивна, малопродуктивна или даже настолько омертвела, что без специального филологического анализа в составе слова не осознается. Тем не менее, считается, что аффиксация в целом сохранила свою продуктивность до настоящего времени [2, с. 124].
Показателем продуктивности аффикса является наличие в языке недавно возникших оформленных им слов. Продуктивными суффиксами на сегодняшний день принято считать: суффиксы существительных -ion, -ness, -(i)er; суффиксы прилагательных -(a,e)nt, -ic, -al, -ous; суффиксы глаголов -ate, -ize, -ify; наречный суффикс -ly [3]. Весьма продуктивны в современном языке греческие и романские префиксы: anti-, auto-, со-, counter-, extra-, inter-, neo-, post-, pre-, re-, semi-, sub-, ultra- [2, с. 134].
Приведем примеры, свидетельствующие о продуктивности данных аффиксов. Так, с 2000 года в словарь Merriam Webster вошли такие слова, как:
•gamification (2006), shrinkflation (2013); truthiness (2005); truther (2005), birther (2006), YouTuber (2006), fat-shamer (2007), body-shamer (2010), Zoomer (2017);
•anti-cultural (2003); aromantic (2004), neonic (2006);
•anti-vaxxer (2000), anti-cultural (2003); coworking (2007); refeed (2000); retweet (2007) [6].
Таким образом, в число недавно возникших слов современного английского языка входят слова с суффиксами существительных -ion, -ness, -er; суффиксами прилагательных -al, -ic; префиксами anti-, co-, re-, что может служить доказательством их продуктивности.
Другой способ словопроизводства, конверсия, представляет собой такой тип словообразования, при котором новые слова возникают без изменения основной формы исходного слова, т.е. без добавления или изменения каких-либо морфем, но в другой части речи и, следовательно, получают новые синтаксические функции и сочетаемость и новое лексико-грамматическое значение [2, с. 137].
По убеждению И. В. Арнольд, конверсия является чрезвычайно продуктивным способом словообразования и играет большую роль в обогащении словарного состава английского языка [2, с. 140].
Приведем примеры слов, образованных способом конверсии и недавно вошедших в словарь Merriam Webster:
•глаголы: Google (n.) – to google (v.), TiVo (n.) – to TiVo (v.), vlog (n.) – to vlog (v.), Skype (n.) – to Skype (v.), photobomb (n.) – to photobomb (v.); Zoom (n.) – to Zoom (v.);
•именасуществительные: to humblebrag (v.) – humblebrag (n.), to butt-dial (v.) – butt-dial (n.), to retweet (v.) – retweet (n.), to subtweet (v.) – subtweet (n.), latinx (adj.) – latinx (n.), latine (adj.) – latine (n.) [6].
Еще одним продуктивным способом образования новых слов в английском языке считается словосложение – создание новых слов путем объединения двух или более основ в одно целое [2, с. 107]. И. В. Арнольд подразделяет такие слова на пять групп в зависимости от их структуры. Приведем классификацию и соответствующие ей примеры слов, недавно вошедших в словарь Merriam Webster:
1) сложные слова, образованные простым соположением основ: zero-day (2000), cornhole (2001), humblebrag (2002), binge-watch (2003), botnet (2003), clapback (2003), eggcorn (2003), paywall (2004), butt-dial (2005), hashtag (2007), tweetstorm (2007), hate-watch (2008), photobomb (2008) и др.;
2) сложные слова, в которых основы связаны соединительной гласной или согласной: cryptocurrency (2009), Afro-Latinx (2014);
3) сложные слова, в которых основы знаменательных слов связаны основой предлога или другого служебного слова – примеры отсутствуют;
4) сложносокращенныеслова: DDoS (Distributed Denial of Service) (2000), PED (Performance-Enhancing Drug) (2001), CRISPR (Clustered Regularly-Interspaced Short Palindromic Repeats) (2002), SARS (Severe Acute Respiratory Syndrome) (2003), ARC (AIDS-Related Complex) (2006), MERS-CoV (Middle East Respiratory Syndrome-Related Coronavirus) (2013) идр.;
5) сложнопроизводныеслова: super-spreading (2003), waterboarding (2004), crowdsourcing (2006), crowdfunding (2007), fat-shamer (2008), manspreading (2014) идр. [6].
Очевидно, что количество слов, вошедших в словарь Merriam Webster с 2000 года и образованных путем словосложения, превышает количество слов, образованных путем словопроизводства и также вошедших в словарь в этот период. Это позволяет сделать предварительный вывод о том, что словосложение становится ведущим способом словообразования в английском языке на сегодняшний день.
В современном русском языке наиболее продуктивными словообразовательными моделями считаются словосложение, аффиксация и сокращение (аббревиация) [4].
Сравним продуктивность словосложения, аффиксации и конверсии в английском и русских языках.
Словосложение, являясь достаточно продуктивным способом словообразования в обоих языках, может считаться более продуктивным способом в английском языке. Это обусловлено преимущественно аналитическим характером строя данного языка, в соответствии с которым сложные слова в английском языке образуются преимущественно путем соположения основ. В русском языке этому препятствует синтетический характер языка и обилие аффиксов у слов разных частей речи.
Аффиксация в английском языке считается сравнительно менее развитым способом словообразования, чем в русском [2, с. 106], что также объясняется вышеупомянутыми типологическими различиями строя обоих языков.
С данными различиями в том числе связана популярность конверсии, характерной для аналитических языков, в английском языке, и меньшая распространенность данного способа словообразования в русском.
Таким образом, рассмотрение продуктивных способов словообразования в современном английском языке в сопоставлении с способами словообразования современного русского языка показало, что наиболее продуктивными способами в английском являются словосложение, аффиксация и конверсия.
Список литературы:
Аракин В. Д. История английского языка: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. 272 с. URL: https://list-english.ru/pdfschools/Hist1.pdf (дата обращения: 26.11.2022).
Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: ФЛИНТА : Наука, 2012. 376 с.
Бартков Б. И. Продуктивный минимум, содержащий 91 суффикс для чтения художественной литературы на английском языке // Молодой ученый. 2017. № 16 (150). С. 391-403. URL: https://moluch.ru/archive/150/42417/ (дата обращения: 09.12.2022).
Дерябкина Е. В. Продуктивные и непродуктивные способы образования новых слов [Электронный ресурс]. URL: https://ya-uchitel.ru/load/russkij_jazyk_i_literatura/raznoe/produktivnye_i_neproduktivnye_sposoby_obrazovanija_novykh_slov/109-1-0-13523 (дата обращения: 03.12.2022).
Зыкова И. В. Практический курс английской лексикологии. A Practical Course in English Lexicology. М.: Академия, 2006. 288 с.
Merriam-Webster's Time Traveler [Электронный ресурс]. URL: https://www.merriam-webster.com/time-traveler (дата обращения: 09.12.2022).