СТРУКТУРА МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У КУРСАНТОВ-ДЕВУШЕК ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. АДМ. Г.И.НЕВЕЛЬСКОГО НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СТРУКТУРА МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У КУРСАНТОВ-ДЕВУШЕК ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМ. АДМ. Г.И.НЕВЕЛЬСКОГО НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

Бажакин А.А. 1, Федотова Ю.Ю. 1
1ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм .Г.И. Невельского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Морской государственный университет им. адм Г.И. Невельского, где обучение курсантов плавательных специальностей производится в соответствии с требованиями международной конвенции по дипломированию моряков по ПДНВ 78/95 и прохождением необходимой тренажёрной подготовки для получения рабочего диплома международного образца в целях расширения возможностей обучения для курсантов, последнее десятилетие принимает на плавательные специальности девушек. Данная практика появилась относительно недавно и, как следствие, на первый план выходит ряд важных социально-психологических вопросов адаптации и интеграции женщин в среду, где преимущество было у мужчин, так как именно для них создавались условия для проживания, прохождения плавательной практики и т.д. Поскольку задачей высшего морского образования является не только обеспечение профессионального обучения курсантов, но и подготовка их к выходу в море с учетом норм и международных стандартов морского транспорта в контексте реализации программы безопасности мореплавания, современные психологические практики в этой области становятся особенно актуальными.

Необходимо отметить, что судовой электромеханик – это специалист, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы. Он является оператором, работающим в особых условиях труда, внутри автономной технической системы (морского судна) и несет ответственность за своевременное, быстрое, безошибочное выполнение своих должностных обязанностей, неисполнение которых может привести к неисправностям и аварии на судне [6].

Так же специальность судовой электромеханик относится к типу профессий «человек – техника», «человек – знаковая система»», где предъявляются повышенные требования к профессионалу, а именно: точности и быстроте движений, ручной умелости. Необходима хорошая координация и обдуманность действий, эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство ответственности, а также особый набор ценностно-мотивационных характеристик личности профессионала [1, 3].

Если мы говорим о профессионально важных качествах специалиста, осуществляющего свой труд в особых условиях жизнедеятельности, то ключевой характеристикой личности здесь является уровень развития ее потребностей, лежащих в основе мотивации поведения и деятельности [2, 5].

Цель исследования – выявить и описать структуру мотивов выбора профессии у девушек, стремящихся освоить труд моряка и выяснить причины привлекательности традиционно мужской специальности «электромеханик» у девушек.

В исследовании принимали участие 24 девушки-курсанта, обучающиеся по специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» электромеханического факультета МГУ им. адм. Г.И. Невельского: 12 человек – курсанты 1 курса и 12 человек – 5 курса. Возраст испытуемых обеих групп – от 18 до 22 лет.

Респондентам сначала было предложено ответить на вопросы специально разработанной анкеты, в которых испытуемые указали свои ФИО, возраст, факультет и группу, отвечали на вопросы, связанные с мотивами выбора профессии моряка и представлением о своей будущей профессиональной деятельности. Затем были предложены к выполнению к выполнению тесты-опросники. Методики предлагались в следующей последовательности: тест «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной, тест «Структура мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана [4].

Результаты диагностики мотивации обучения в вузе по шкалам методики «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной у курсантов-девушек 1 и 5 курсов показал, что для курсантов-девушек 1 курса на первом месте стоит мотив «Приобретение знаний» (среднее значение по шкале – 6,3 балла), на втором «Овладение профессией» – 5,8 балла, на третьем месте «Получение диплома» – 3,8 балла.

Для курсантов-девушек 5 курса на первом месте выступил мотив «Приобретение знаний» – 8,9 баллов, на втором – «Получение диплома» (5,9 баллов), на третьем месте – «Овладение профессией» – 4,8 баллов.

Таким образом, у курсантов-девушек 1 курса преобладает мотивация, связанная в основном с приобретением знаний и овладением профессией, тогда как у курсантов-девушек 5 курса преобладает мотивация на приобретение знаний и получение диплома. Отметим, что мотив «Приобретение знаний» является ведущим по отношению к остальным, что может говорить о неудовлетворенной потребности в знаниях в рамках данной специальности, стремлении приобрести больше полезных знаний и навыков, чтобы стать квалифицированным специалистом, профессионалом в данной области. Также по сравнению с 1 курсом отмечается рост стремления получить рабочий диплом.

В рамках исследования также была проанализирована структура мотивации профессиональной деятельности по методике К. Замфир. В данной методике используются следующие виды мотивации: ВМ – внутренняя мотивация, ВПМ – внешняя положительная мотивация, ВОМ – внешняя отрицательная мотивация. К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания: внутренняя мотивация ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ. Неоптимальным мотивационным комплексом является следующий тип: ВОМ > ВПМ > ВМ.

В результате исследования было установлено, что у 9 курсантов-девушек 1 курса преобладающий тип мотивации профессиональной деятельности – внутренняя мотивация наравне с внешней положительной, что является оптимальным мотивационным комплексом ВМ = ВПМ > ВОМ. В профессиональной деятельности они в равной степени ориентированы на личную значимость работы, которая несет удовлетворение, направлена на творчество, а также и на материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж. Также было выявлено, что одна девушка имеет мотивационный комплекс ВПМ > ВМ> ВОМ, т.е. внешнюю положительную мотивацию профессиональной деятельности. Можно сказать, что она в первую очередь ориентирована на материальное стимулирование и престиж профессии.

Структура мотивов курсантов-девушек 5 курса представлена более широким спектром комбинаций мотивационных комплексов: у 5 курсантов-девушек был выявлен самый оптимальный вид мотивационного комплекса – ВМ > ВПМ > ВОМ. В профессиональной деятельности они в первую очередь ориентированы на личную значимость работы, которая несет удовлетворение и направлена на творчество и приобретение профессиональных навыков. Второй по значимости мотив включает в себя материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж. И только третьим выступает мотив, не связанный непосредственно с процессом и результатом труда, но имеющий негативную эмоциональную окраску избегания: наказание, критика, осуждение, штрафы и т.п. Данный тип мотивационного комплекса (ВМ = ВПМ > ВОМ) выявлен у 1 девушки, которая в своей профессиональной деятельности в равной степени ориентирована на личную значимость деятельности, удовлетворение, направленность на творчество и материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение. Можно утверждать, что данный тип мотивации является оптимальным.

Также в данной группе 2 респондентов имеют мотивационный комплекс ВПМ > ВМ > ВОМ. Можно предположить, что они ориентированы на внешнюю положительную мотивацию в профессиональной деятельности, материальное стимулирование, престиж профессии и только потом на потребности, связанные непосредственно с процессом и результатом труда, на основе которого они трудятся с удовольствием и без какого-либо внешнего давления. В последнюю очередь вступают мотивы профессиональной деятельности, связанные с осуждением и наказанием. И только 2 девушки имеют слабо дифференцированный промежуточный мотивационный комплекс – ВМ = ВПМ = ВОМ. В этом случае сложно выделить преобладающий тип мотивации.

Таким образом, большинство курсантов-девушек 1 курса (12 из 14 человек) имеют преобладающий тип мотивации профессиональной деятельности – внутренняя мотивация, наравне с внешней положительной мотивацией, что является оптимальным мотивационным комплексом (ВМ = ВПМ > ВОМ). В профессиональной деятельности они в равной степени ориентированы на личную значимость работы, которая несет удовлетворение и направлена на творчество, материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж.

8 курсантов-девушек 5 курса демонстрируют самый оптимальный вид мотивационного комплекса – ВМ > ВПМ > ВОМ и только 1 курсант-девушка 5 курса неоптимальный вид – ВМ = ВПМ > ВОМ. В профессиональной деятельности они в первую очередь ориентированы на личную значимость работы, которая несет удовлетворение, направленность на творчество и приобретение профессиональных навыков. Второе по значимости – материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж. И только третьим выступает мотив, не связанные непосредственно с процессом и результатом труда, но имеющие негативную эмоциональную окраску избегания: наказания, критику, осуждение, штрафы и т.п.

По итогам анкетирования ответы респондентов были обработаны и классифицированы по пяти категориям анализа: познавательные мотивы; прагматические мотивы; мотивы общественного престижа, социальной значимости труда; мотивы профессионального мастерства; мотивы влияния социального окружения. В качестве метода математической обработки данных анкеты был использован метод контент-анализа. Реализация процедуры контент-анализа проходила по классической схеме: был осуществлен подсчет частоты употребления смысловых единиц, то есть высказываний респондентов. Также учитывались все смысловые единицы, независимо от их устойчивости, то есть частоты повторения. Затем были определены относительные частоты смысловых единиц и был рассчитан показатель их разнообразия. На основе данного показателя получилось процентное отношение каждой категории к общему разнообразию текста.

Результаты анкетирования представлены в рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты анкетирования курсантов-девушек 1 и 5 курсов по выделенным категориям контент-анализа (% от количества ответов).

Как видно из рисунка 1, для курсантов-девушек 1 курса наиболее выраженной оказалась категория «Познавательные мотивы» (37%), в которую включены такие высказывания как интерес к морю, интерес к электронике, желание понять и проверить себя и свои силы и т.д. Интерес подпитывает возможность путешествовать в разные страны, также интерес к самой жизни курсанта. По их мнению, профессия обучает большому спектру умений и знаний. На втором месте по значимости стоит категория «Мотивы общественного престижа» (31%), в том числе: престижность профессии, хорошее образование, статус, перспективы и т.д. В категории «Прагматические мотивы» (18%) по субъективной значимости у курсантов-девушек 1 курса доминируют: высокий доход, государственное обеспечение, легкость трудоустройства.

Категория «Мотивы профессионального мастерства» (10%) включает в себя: желание ходить в море, научиться быть моряком, стать профессионалом и т.д. Менее встречающимися в ответах респондентов-девушек представлены «Мотивы влияния социального окружения» (4%), среди которых можно отметить: семейная традиция, рекомендация родственников и знакомых.

Для курсантов-девушек 5 курса наиболее актуальна категория «Прагматические мотивы» (39%), в которую включены такие высказывания как: бюджетное образование, рабочий диплом, легкость трудоустройства на берегу, хороший доход и др. На втором месте мотивы общественного престижа (22%). На третьем месте по значимости стоят познавательные мотивы (21%). Мотивы профессионального мастерства (13%). «Мотивы влияния социального окружения» (5%). Для данной группы респондентов наиболее важным являются прагматические мотивы, включающие: аккредитование университета, государственное обеспечение, бюджетное образование, трудоустройство по выпуску, возможность работать заграницей, приобретение востребованной специальности.

Различия в иерархии мотивов между курсантами-девушками 1-го и 5-го курсов носят качественный характер, однако, свойственный только представленной выборке. У курсантов-девушек 1 курса выражены в равной степени и внешние и внутренние мотивы, где приобретении знаний и овладении профессией стоят на одном уровне со стремлением приобрести хорошую специальность. При этом у девушек 5 курса ведущей выступает внешняя мотивация, выраженная в стремлении получить диплом, обеспечивающий трудоустройство на высокооплачиваемую работу. Познавательный мотив направлен на приобретении знаний, однако слабо выражен мотив профессионального мастерства или овладения профессией.

Таким образом, проведенное психодиагностическое исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

Курсанты-девушки 1 курса демонстрируют структуру мотивов выбора профессии, где в равной степени выражена внутренняя и внешняя положительная мотивация, что является оптимальным мотивационным комплексом для молодых специалистов, которые находятся на стадии оптации в профессиональном становлении личности. В обучении профессиональной деятельности они в равной степени ориентированы на личную значимость, выраженную в приобретении знаний и овладении профессией, которая несет удовлетворение, одобрение со стороны родственников и знакомых, престиж. Ими движет- интерес к творчеству и новым технологиям, достойная заработная плата, а также- стремление к получению социальной выгоды в форме престижа и одобрения со стороны ближайшего социального окружения, которое повлияло на выбор профессии.

У большинства курсантов-девушек 5 курса преобладает внутренняя мотивация, где ведущим мотивом выступает познавательный процесс или мотив – приобретение знаний, а также творческий интерес к получаемой профессии, возможность работать с информационными ресурсами и электронным оборудованием не только в море, но и на берегу. Внешняя мотивация выражена в преобладании прагматических мотивов. В обучении профессиональной деятельности выражено стремление к получению диплома и извлечение из этого максимальной выгоды: возможность работать за границей, устроиться на высокооплачиваемую и престижную работу.

Результаты исследования формирования профессиональных мотивов у курсантов-девушек представляют практическую значимость для дальнейших исследований в направлении оптимизации психологического сопровождения, адаптации в процессе обучения, прохождения практики в море, а также развития профессионально-психологических качеств курсантов морских специальностей для повышения эффективности в выполнении профессиональных задач. Данная практика особенно востребована для подготовки курсантов-девушек, желающих не только получить морскую специальность, но и для того, чтобы максимально эффективно справляться с задачами в той сфере обучения и деятельности, которые они выбрали.

Список литературы

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров- 2-е изд. - Москва: ПЕР СЭ. 2017. 511 с.

Гнездилова Л.Б., Гнездилова М.А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №2. С. 4 – 11.

Данченко С.А. Профессиональная направленность моряков / С.А. Данченко: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г.И. Невельского. 2015. 56 с.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://bookap.info/book/ilin_motivatsiya_i_motivy/ (дата обращения: 20.01.2023).

Леонтьев, Д. А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации / Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. – № 2. 2016. С.3-18

Стенько Ю.М. Психогигиена моряка / Ю.М. Стенько. – Л.: Медицина. 1981. 176 с.

Просмотров работы: 20