СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Тамбовцева В.А. 1, Артеменко О.А. 1
1ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из достаточно распространенных нарушений является – ранний детский аутизм, проблема и специфика данного отклонения очень сложна и требует дальнейшего исследования этой проблемы.

Множество ученых и специалистов, как в России, так и за рубежом исследовали это расстройство.

Первый кто описал ранний детский аутизм – Э. Блейлер в 1912 г.

Позже в 1943 г. американский психиатр Лео (Хаскл – Лейб) Каннер.

Э. Блейлер, определил аутизм, как отрыв от реальности с наличием внутренней жизни, особенный мир фантазий и грез у людей с шизофренией.

Вслед за Каннером, австрийский психиатр Ганс Аспенгер в 1944 г. выявил у детей отсутствие способности к невербальным коммуникациям, ограниченную эмпатию по отношению к сверстникам, определив эти признаки, он назвал это термином «аутистическая психопатия».

Из определения Г. Салливана следует, что аутизм – это регресс на раннем уровне психического онтогенеза.

Немецкий психиатр Э. Кречмер отметил, что аутизм возникает при шизофреническом расстройстве.

Э. Ньюсон, определяла аутизм, как глобальное нарушение коммуникации, при котором главную роль играет расстройство языкового кодирования.

Зарубежные ученые связывали аутизм с шизофренией, фиксировали данные, что аутизм чаще обнаруживается у детей страдающих умственной отсталостью.

Большой вклад в понимание и разработку этого расстройства, внесли и отечественные ученые.

По мнению К.С. Лебединской, термин аутизм – это уход в себя, отрыв от реальности, отсутствие реакции на внешнее воздействие, пассивность, сверхранимость в контактах со средой.

Из определения Л.М. Шипицыной следует, что ранний детский аутизм – это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.

О.С. Никольская, в широком смысле под аутизмом понимает - необщительность, стремление уйти от контактов и жить в собственном мире.

М.М. Либлинг, отмечает, что аутизм – это неконтактность, которая проявляется в разных формах и по разным причинам.

Ранний детский аутизм, как симптом, может встречаться при довольно многих психических расстройствах, но имеются и случаи проявления симптома уже в первые годы жизни ребенка, а иногда и первые месяцы, это занимает главное место в клинической картине ребенка и оказывает негативное и отрицательное влияние на психическое развитие ребенка.

Причины и особенности раннего детского аутизма имеют разнообразный характер и проявления и являются предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время существует несколько гипотез, которые объясняют природу этого заболевания.

Первые обследования детей с ранним детским аутизмом не выявляли патологии в их нервной системе. Было принято считать, что нарушения эмоциональных связей с людьми, активность в познании окружающего мира, связаны с ранними психическими травмами, с неправильным воспитанием родителями.

Одними из первых гипотез были выдвинуты Лео Каннером, в своих работах он особенно выделяет у детей эмоциональную холодность, жесткость, ригидность родителей и это накладывает негативный отпечаток на процесс общения с ребенком.

В дальнейшем ученые стали подчеркивать биологические факторы влияющие на аутизм. Особую роль они уделяют генетическому фактору. Также выделяют органическое поражение центральной нервной системы.

Исследования детей с ранним детским аутизмом, выявили у них изменения мозжечка, гипоплазию ствола мозга и мозжечка, снижение уровня метаболизма глюкозы в извилинах.

На данный момент большинство исследователей полагают, что в основе аутизма лежит недостаточность центральной нервной системы, вызывающая аномальное развитие мозга.

В настоящее время имеются исследования, которые выявили основные причины появления аутизма у детей:

Хромосомные аномалии и нарушения обмена;

Недоразвитие мозговых долей, гиппер развитие мозговых областей;

Врожденные биологические факторы.

Ранний детский аутизм может быть вызван генетической патологией, отмечено большое количество случаев вызванных мутацией хромосом у таких детей.

Аутизм можно рассматривать, как следствие нарушения определенных психофизиологичеких механизмов, нарушение уровня бодрствования, первичная патология вестибулярного аппарата, нарушение восприятия.

В клинической картине причинами аутизма служат:

- нарушение сознания и активности;

- врожденная тревожность детей;

- недостаточное развитие интуиции;

- не понимание переживаний других людей.

В нейропсихологической картине аутизм связывают с гипоактивностью правого полушария головного мозга.

В.М. Башиной представлены разновидности аутизма, выделены:

- Синдром раннего инфантильного аутизма Л. Каннера.

- Инфантильный психоз.

- Аутистические расстройства.

- Инфантильный вариант аутизма.

О.С. Никольская и М.М. Либлинг, выделили следующие группы аутизма:

Дети первой группы проявляют отрешенность от внешней среды, не контактны, навыки самообслуживания отсутствуют у таких детей, за ними нужен постоянный присмотр и уход, отмечаются проблемы со сном, беспокойство, проявление глубокого аутизма, полная отрешенность детей от внешнего мира.

У детей второй группы присутствует отвержение окружающей реальности, появление самых простых стереотипных реакций, в условиях длительного коррекционного процесса, дети могу освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения.

Для третьей группы детей характерна произвольность в поведении, формы аффективной защиты проявляются в компенсаторных фантазиях и патологических влечениях детей, в условиях длительного коррекционного процесса возможна подготовка таких детей к обучению.

К четвертой группе относятся дети, имеющие не глубокую форму аутизма, присутствие неврозоподобных расстройств.

По мнению О.О. Аршатской, синдром аутизма окончательно складывается в возрасте 2-3 лет, но проявление к тенденции такого развития, может проявиться с рождения ребенка.

Появление у детей повышенной чувствительности, им тяжело переносить бытовые шумы, неприятие ярких игрушек, которые фиксируются в памяти детей и остаются надолго. У аутичных детей отмечается зачарованность впечатлениями, тактильными, вербальными, зрительными и слуховыми, дети стремятся постоянно их воспроизводить.

В раннем возрасте можно выявить нарушения эмоционального контакта, ребенок избегает общение со взрослым, не улыбается, не просится на руки, избегает взгляда в глаза.

У детей нарушается формирование привязанности, формирование адекватной мимики происходит с определенными затруднениями, понять выражение лица таких детей совсем не просто, возможна и неадекватная реакция эмоций.

Ребенку очень трудно сосредоточиться на каком-либо одном предмете или объекте, которые вызывают у него интерес.

В возрасте 6 месяцев уже заметны нарушения координации внимания, родители с трудом могут вовлечь ребенка в совместное действие и привлечь их внимание.

О.С. Никольская отметила, что в возрасте одного года, у ребенка можно заметить задержку или искажение речевого развития, дети не подражают взрослым в их речи, когда ребенок начинает ходить, он может утратить уже сформированные навыки, у родителей появляются подозрения, что у ребенка имеется слепота или глухота.

Вместе с тем, явные тенденции развития синдрома складываются не окончательно, он менее активно действует, наблюдается негативизм и уход в себя, это в малой степени облегчает отношение со взрослыми, у ребенка не фиксируется стереотипный стиль жизни.

Именно это в дальнейшем помогает установить эмоциональный контакт с такими детьми и способствует более продуктивному коррекционному процессу.

Коррекционный процесс, по мнению О.С. Никольской, необходимо начать с первичного контакта с ребенком, коррекционные задачи должны выбираться в соответствии с зоной ближайшего развития детей, целью работы является интеллектуальное и речевое развитие, и развитие отношений детей с окружающим миром и с другими людьми.

Коррекционную работу необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями и другими специалистами, необходимо давать рекомендации родителям по поводу организации взаимодействия с ребенком.

Для установления эмоционального контакта, необходимо использовать впечатления с помощью словесной основы, подкреплять тактильным и зрительным контактом.

Вербальное тонизирование осуществляется тоном, ритмом, смысловыми акцентами, которые помогают ребенку почувствовать, что ему сопереживают, а также выстроить связь между сенсорными впечатлениями и повседневным опытом ребенка.

Одной из главных проблем аутичного ребенка, является мгновенное перенасыщение впечатлениями, время взаимодействия с ребенком должно быть индивидуальным.

В.Е. Коган отмечает, что такие дети, в конфликтах не обращаются за помощью старших, они реагируют на конфликты агрессией, либо криком.

По мнению Е.А. Екжановой, нарушение сна у детей с аутизмом достаточно частое явление, сон не регулярный, иногда дети не могут заснуть самостоятельно, могут засыпать не в своей кровати, это может быть связанно с навязчивыми страхами детей, обычные предметы и явления, могут вызывать у аутичных детей чувство страха, и чаще этот страх определен их навязчивыми идеями.

Интеллект у детей, страдающих аутизмом разнообразен, у некоторых в большей степени выходит за рамки возрастной нормы, у других значительно низкий интеллект.

Дети с аутизмом не играют со сверстниками в игры, в дошкольном возрасте приоритетной является сюжетно-ролевая игра, дети не могут проигрывать ситуации из жизни и не принимают социальных ролей.

В игре не используют воображение, чаще всего играют мелкими незначительными предметами.

Чаще всего ограниченный запас действий, которые они постоянно повторяют и не вносят изменения.

Как отмечает Е.Р. Баенская, ребенок с аутизмом может быть очень спокойным и тихим, в других случаях очень активным и возбужденным, чаще дети очень чувствительны к громким звукам, не могут принять ярких игрушек, что надолго фиксируется в их памяти.

Дети, имеющие ранний детский аутизм избегают общения с людьми. Окружающим кажется, что они не слышат и не понимают, что им говорят.

Часто такие дети не говорят и для общения с людьми такие дети словами не пользуются. В речи не употребляют местоимений, о себе говорят во втором или в третьем лице.

К обществу, общению и контакту с другими людьми такие дети равнодушны. На конфликтную ситуацию обычно реагируют криком или агрессией, в некоторых случаях выбирают пассивную позицию и никак не реагируют.

Дети с аутизмом часто страдают тяжелым нарушением приема пищи, в некоторых случаях отказываются от приема пищи, в выборе еды придерживаются определенного вида продуктов.

Часто страдают тяжелыми нарушениями сна, отсутствие регулярного сна, а иногда и невозможность заснуть в одиночку, засыпают в определенной позе.

Такие особенности можно связать со страхами или навязчивыми идеями, которые занимают особое место в формировании поведения детей с ранним детским аутизмом.

Окружающие их люди, предметы и явления постоянно вызывают у детей с аутизмом чувство страха, страх возникает в результате навязчивых идей.

Дети с аутизмом очень пассивны при общении, они испытывают некое безразличие, особенно трудно вступают в общение со сверстниками.

При взаимодействии с другими людьми чаще всего выбирают шаблонный способ общения, и совсем не обращают своего внимания на реакцию людей с которыми они взаимодействуют.

Манера общения лиц, имеющих аутизм может быть непонятна окружающим, она чаще всего носит неестественный характер.

В современном понимании, социализация превращает ребенка из природного существа в общественное, если сказать одним словом, индивид превращается в личность.

В процесс социализации входят основные нормы человеческих отношений, формы человеческих форм общения, социальных норм поведения и видов деятельности.

Социализация напрямую зависит от общества, которое создает социальную среду для индивида, определенный круг лиц, который оказывает непосредственное влияние на человека.

Одним из самых важных источников социализации является семья, различные социальные институты, образовательные учреждения и общественные объединения.

На социальное развитие ребенка интенсивно влияет и социальное окружение, которое способствует формированию качеств поведения и особенностей характера.

Не малое значение и влияние на ребенка оказывает положительный фон и окружающая обстановка, который влияет на психическое и социальное развитие детей.

На формирование личности человека, отпечатываются качества общения ребенка с семьей и активная деятельность.

Развитие человека складывается из усвоенных ребенком правил взаимоотношений с людьми и ребенка с предметами.

О.С. Никольская, утверждает, что для коммуникации ребенку необходимо знать, как устроено общество и как надо себя в нем вести, ребенок должен самостоятельно приобрести личный опыт.

С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития.

Таким образом, проблема изучения аутизма рассматривалась во многих странах, большое количество ученых и специалистов интересовались этой темой, несмотря на многочисленные исследования и поиски причин аутизма, на данный момент не существует научного доказательства и объяснения появления аутизма. Большой вклад в изучение аутизма внесли отечественные и зарубежные ученые: О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, В.Е. Коган, В.В. Лебединский, М.М. Либлинг, М.Ю.Веденина, К.С. Лебединская,В.М. Башина, Е.А. Янушко, Л. Каннер,Т. Питерс, Г.Аспенгер, К. Гилберг, М. Раттер, Е. Блейер, М. Скариано, Т. Грэндин, Э. Кречмер, Г. Салливан и другие. Из определения ученых следует, что аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения головного мозга и характеризующееся выраженным всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, неконтактность, уход ребенка в себя, отрыв от реальности и сверхранимость в контактах со средой.

Список литературы:

Аршатская О.О. Психологическая помощь детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма. // Дошкольное воспитание, 2006- № 8.

Баенская Е.Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста. // Дефектология. 1999. - №1. - С. 47 – 54.

Москаленко А.А. Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм. // Дефектология. – 1998.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: 1997.

Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом. – М., 2005.

Просмотров работы: 211