Представление о профессии судомеханика у курсантов колледжа - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

Представление о профессии судомеханика у курсантов колледжа

Данченко С.А. 1, Шевлякова Е.В. 2
1МГУ им. адм. Г. И. Невельского
2МГУ им. адм. Г. И. Невельского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Судомеханик - это специалист, обязанностью которого является организация бесперебойной и безопасной работы судовых механизмов, их технического обслуживания и ремонта, а также вахтенной службы экипажа машинного отделения. Он несет ответственность за экономное, бесперебойное и безопасное использование, обслуживание и ремонт судового оборудования.

Основные места работы судовых механиков – это судоходные фирмы, а также судоремонтные и судостроительные предприятия. На береговых предприятиях, также необходимы люди с техническими знаниями и умениями. Судовые механики легко могут получить работу и работать на должности главного инженера, главного энергетика, руководителя проекта, руководителя предприятия.

В представлении курсантов колледжа профессия судомеханика - квалифицированная, высокоответственная, нормативная. В своей деятельности механик скрупулёзно следует утверждённым трудовым инструкциям, он должен заполнять всю необходимую рабочую документацию. Если возникла аварийная ситуация, которая требует принятия незамедлительных мер безопасности, то судомеханик немедленно проводит действия, направленные на обеспечение безопасности плавсредства, а также сохранение жизней членов экипажа и пассажиров судна.

Навыки работы механика на судне относят к таким предметам, как электротехника, электрика, термическая динамика, техническая механика, а также гидравлика, технология металлов, сопромат и черчение, что относит эту профессию к технической.

С каждым годом в работе судомеханика появляются различные новые технологии, которыми должен овладеть профессионал, поэтому существует необходимость повышать квалификацию каждые 5 лет. Судомеханики проходят обучающие курсы и сдают экзамен. Поэтому профессия судомеханика- развивающая и преобразующая.

В то же время профессия судомеханика интересная, удовлетворяющая в представлении курсантов колледжа. В морских рейсах экипажи посещают разные уголки мира. У механиков в составе команды неплохие шансы побывать в крупных заграничных городах, увидеть мировые достопримечательности, других людей с уникальной культурой.

Судомеханику присущи работоспособность, выносливость, умение делегировать и работать в команде, ответственность, исполнительность, аккуратность, решительность. Он должен быть физически и морально подготовлен к высоким нагрузкам и долгому пребыванию в замкнутом пространстве. 

Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. Действительно, когда человек работает, его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель с помощью средств труда. И конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения [2].

Рассмотрим компоненты труда профессии судомеханик.

Судомеханик относится к сфере деятельности человек-техника. К предметам труда относятся механизмы и машины, связанные с периодическим контролем основных и вспомогательных судовых машин, механизмов, оборудования и систем, то есть технические объекты. Типы видов деятельности данной сферы лежат в следующих областях: создания, сборки и монтажа технических устройств. Это специалисты, которые проектируют и конструируют различные устройства и технические системы, а также разрабатывают технологии процесса их изготовления. Эксплуатации технических устройств. Специалисты способны выявить и распознать неисправности аппаратов, приборов, механизмов, приводя их в нормальное состояние и осуществляя наладку [2].

Специалисты области человек - техника обладают хорошей координацией движения; точным кинестетическим, слуховым, зрительным и вибрационным восприятием; развитым творческим и техническим воображением и мышлением; умением концентрировать и переключать внимание; наблюдательностью

Цели его труда как гностические (распознать, различить, оценить, проверить, исследовать, классифицировать поломку), так и преобразующие (цели, связанные с активным изменением свойств, состояния предмета труда). Судомеханик отвечает за своевременное обнаружение и устранение поломок, плановые и аварийные ремонтные работы судовых машин, механизмов. Если ситуация требует, то он немедленно принимает меры по обеспечению безопасности судна, экипажа и пассажиров.

Профессия судомеханика относится к профессиям связанными с применением автоматических и автоматизированных средств.

Условия работы судового механика относится к условиям труда в экстремальных и необычных условиях: физические перегрузки, дефицит времени на осуществление рабочего задания, воздействии факторов окружающей среды, ограниченных контактах с людьми. Так же относится к условиям труда с повышенной моральной и материальной ответственностью.

Для будущего специалиста судомеханика, очень важны профессиональные представления. Неупорядоченное развитие этих представлений, приводит к формированию узких, искаженных моделей будущей профессии, что может препятствовать дальнейшему профессиональному росту. Наоборот, адекватный и систематизированный уровень профессиональных представлений будет являться важным фактором успешного профессионального становления индивида, а также залогом качественного выполнения профессиональной деятельности [4].

Профессиональные представления - это определенная система, опираясь на которую специалист выстраивает собственную практическую деятельность и определяет ее индивидуальный стиль. Они включены в образ мира профессии, который представляет собой систему профессиональных личностных смыслов и представление о себе как о будущем профессионале [1]. Представления о профессии, возникающие на начальных этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют особенности движения человека в профессии и возможности его личностной и профессиональной самореализации.

Профессиональные представления носят двойственный характер: они, с одной стороны, социальны, поскольку исторически обусловлены, а с другой - индивидуальны, так как отражают опыт конкретного субъекта. Их формирование у каждого человека происходит посредством выполнения какой-либо профессиональной деятельности.

Профессиональное представление можно определить как сложное динамическое образование, отражающее особенности мира профессий и конкретных видов профессиональной деятельности в сознании человека. Важной характеристикой этих представлений является их динамичность, они могут меняться и корректироваться в ходе профессионального самоопределения.

Целью нашего исследования было изучить представления о профессии судомеханика у курсантов колледжа.

В исследовании приняли участие курсанты 3 курса судомеханического факультета колледжа, мужчины в возрасте 18-19 лет, в составе 21 человека.

Для исследования была выбрана следующая методика: Специализированный Семантический Дифференциал для оценки работы, профессии, профессионала.

Обработав методики В.П. Серкина, мы получили семантическое пространство оценки работы, профессии, профессионала – судомеханика. То есть мы получили представления о профессии курсантами судомеханического факультета колледжа [3].

Работа судомеханика в представлении у курсантов колледжа следующая: Официальная, нормированная, квалифицированная, высокоответственная, востребованная, стабильная, техническая, инструментальная, технологична, желаемая, осмысленная, удовлетворяющая, связанная с людьми, исполнительская, не офисная.

Профессия судомеханика в представлении у курсантов колледжа: Квалифицированная, широкая, высокооплачиваемая, перспективная, выгодная, преобразующая, развивающая, интересная, удовлетворяющая, осмысленная, одобряемая, связанная с людьми, коллективная, коммуникабельная, инструментальная, хорошая.

Профессионал - судомеханик в представлении у курсантов колледжа: Компетентный, знающий, способный, ответственный, эффективный, целеустремленный, развивающийся, карьерист, высокооплачиваемый, уважаемый, помогающий, выполняющий, работоспособный, инициативный, удачливый.

Работа

Профессия

Профессионал

Квалифицированная

Квалифицированная

Компетентный

Высокоответственная

Осмысленная

Ответственный

Востребованная

Перспективная

Карьерист

Стабильная

Высокооплачиваемая

Высокооплачиваемый

Официальная

Выгодная

Уважаемый

Осмысленная

Широкая

Удачливый

Удовлетворяющая

Удовлетворяющая

Целеустремленный

Инструментальная

Инструментальная

Работоспособный

Желаемая

Развивающая

Развивающийся

Исполнительская

Преобразующая

Выполняющий

Не офисная

Коммуникабельная

Инициативный

Связанная с людьми

Связанная с людьми

Помогающий

Нормированная

Коллективная

Эффективный

Техническая

Одобряемая

Знающий

Технологичная

Интересная

Способный

 

Хорошая

 

Таблица №1 Представление курсантов о работе, профессии, профессионале - судомеханике

Таким образом, по результатам проведенных методик можно сказать, что курсанты видят свою профессию востребованной, высокооплачиваемой, перспективной, стабильной, широкой. Так как любому оснащенному силовыми и электрическими установками водному транспорту необходим такой специалист. Данная профессия распространена не повсеместно, и судовые компании всегда ищут новых работников. Мировая экономика сильно зависит от морских перевозок, и труд механиков всегда в цене.

Не противоречащие профессиональные представления о работе, профессии и профессионале способствуют гармоничной работе специалиста.

Список источников

Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога. – Свердловск, 1985 г. – 348 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 304 с

Кондаков ИМ., Сухарев АВ. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158-

Науменко М.В. Анализ представлений об объекте деятельности будущих школьных психологов // Динамика профессиональных представлений в онтогенезе: сборник научных статей Международной интернет-конференции / Под редакцией Е.И.Рогова. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. – 246 с., С. 111-116

Просмотров работы: 248