ВЛИЯНИЕ IT –ТЕХНОЛОГИЙ НА ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ВЛИЯНИЕ IT –ТЕХНОЛОГИЙ НА ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Зиновьева Э.Н. 1, Спиридонов С.А. 1, Чекурков И. 1, Пермяков А. 1
1ФГБОУ ВО УЛГТУ СП ИАТУ, Самолетостроительный факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровые технологии сегодня являются неотъемлемой сферой современной жизни. Они позволяют быстро обработать большое количество информации, сохранять её и передавать потребителю в удобной для него форме. Это стало возможно благодаря научно-техническим достижениям последних 25-30 лет.

Сегодня достижения в области IT- технологий активно внедряются даже в такие сферы как медицина и образование. В последнее время использование цифровых продуктов проникает в научные исследования в области психологии и педагогики, в том числе при использовании психодиагностических методов.

Такое явление как социальные сети, а также быстрый обмен информацией через электронную почту являются следствием развития электронно-коммуникационных систем. Вовлечённость пользователей Интернет в общение с помощью социальных сетей увеличивается с каждым днём параллельно с разрастанием и распространением сети Интернет.

По данным статистики, в 2020 г. число пользователей социальных сетей по всему миру насчитывало более 3,6 миллиарда человек. К 2025 году прогнозируется рост численности пользователей до 41,4 миллиарда человек. Как показывают исследования, в социальных сетях пользователи в среднем тратят 144 минуты в день. При этом показатели 2015 года были на 30 минут меньше [9].

Кроме того невероятно быстрыми темпами растёт популярность компьютерных игр и игр онлайн. Также развивается сегмент компьютерных игр в сфере образования.

С распространением цифровизации возникают новые вызовы и проблемы, связанные с влиянием новой реальности на сферу образования. Кроме развития IT-сферы в области разработки новых образовательных платформ и продуктов возникает вопрос р влиянии новых технологий на психику ребёнка в процессе обучения.

В современной психологии уже накоплена обширная фактологическая база, которая позволяет утверждать, что цифровые технологии оказывают в том числе и негативный эффект на такие сферы психики как когнитивная, регулятивная и коммуникативная.

Говоря об изменениях в когнитивной сфере, в современной психологии используется понятие «снижения когнитивизации». Благодаря тоту,что человек потребляет информацию через экран, у него сильно искажаются сенсорные ощущения. При этом сенсорные ощущения относятся к базовым психическим процессам. Стимуляция при помощи цифровых технологий качественно отличается от стимуляции мозга на уровне сенсорики.По мнению ряда исследователей, « чувственные, сенсорные основы психики, на основе которых базируются все остальные процессы, приобретают совершенно иной характер, возможно даже в чем-то чуждый естественной стимуляции» [6].

Контент, с которым работает ребёнок выстраивается таким образом, чтобы задерживать внимание, а это резко снижает произвольность. Произвольность является основой осознанной регулятивной функции психики. Особенно печально отсутствие регулятивных функций проявляются в младшем школьном возрасте.

Память – ещё один психический процесс, на который цифровизация влияет негативно. В связи с этим арсенал психологов пополнился ещё одним понятием «синдром амнезии». В виду того, что информация в сети выдаётся по запросу, нет установки на её длительное сохранение, формируется в основном семантическая, фрагментарная, кратковременная, механическая, непроизвольная. При этом такие формы памяти как долговременная, ассоциативная, логическая и «культурная» (по определению Выготского) практически не развиваются.

Самое разрушительное воздействие цифровизация оказывает на такой психический процесс как мышление. Главная проблема заключается в том, что знания заменяются информацией. Переработка информации – аналитико-синтетическая деятельность заменяется поиском и использованием готовой информации. Это резко снижает осмысленное критическое восприятие материала. В результате доступность больших массивов информации оборачивается несформированностью мозговых механизмов, на основе которых происходит переработка и усвоение информации [8]. Таким образом, в условиях отсутствия сформированности произвольного внимания и волевых усилий освоение сложного материала становится невозможным, что приводит к упрощению контента. при этом вниманием начинает руководить контент, оно приобретает непроизвольный характер.

По данным европейских исследователей, Констатируется негативное влияние гаджетов на память, мышление и креативность. Нейропсихологические исследования показали, что реакции мозга на гаджет идентичны реакции на наркотическое вещество. Введённый в международную классификацию DSM-6 термин «цифровое слабоумие» (digital dementia) у детей свидетельствует о признании медициной негативного влияния цифровизации на психику, формировании зависимых форм поведения [6].

Регулятивная функция психики, которая во многом формировалась под воздействием культуры, также испытывает на себе разрушительное воздействие цифровизации. Культура долгое время формировалась как система ограничений и табу размывается в условиях преодоления всех норм и границ в условиях формируемой цифровой реальности. Очевидно, что без табуирования определенных действий в поведении и взаимодействии культуру сформировать невозможно. Цифровизация и развитие сети интернет в этом отношении снимают культурные ограничения.

Коммуникативная система также испытывает на себе влияние цифровизации. Общение перешло в интернет и социальные сети, что приводит к замене естественного общения искусственным. В результате человек перестает чувствовать социальную ответственность, он не может сформировать навык общения и построения межличностных отношений. Иллюзия неединичности жизни зачастую приводит к необдуманным поступкам и неумению решения конфликтных ситуаций. Опосредованный характер общения, отсутствие прямого контакта, который имеет место в социальных сетях, приводит к социальной «слепоте», невозможности в полной мере репрезентировать в своем сознании социальный характер отношений с другими людьми, критическое снижение рефлексии.

Очевидно, что наряду с привносимой мобильностью и удобством цифровизация привносит и негативное влияние в первую очередь на психику человека в таких сферах как когнитивная, регуляторная и коммуникативная, что в свою очередь сказывается не лучшим образом на процессе образования. Цифровизация разрушительно воздействует на такие важнейшие столпы педагогики как знания, ценности-нормы и личностные качества. Педагогика всегда была направлена формирование знаний и обучения, формирование культуры воспитания и формирование навыков межличностного общения, социально психологических качеств, обеспечивающих социализацию личности. Цифровизация наносит непоправимый урон как основным подсистемам психики, так и основным разделам педагогики: обучению, воспитанию, социализации.

Литература

Бабикова, Н. Н., Мальцева, О. А., Старцева, Е. Н. и Туркина, М. С. (2018). Исследование метакогнитивной осознанности студентов университета // Вестник Марийского государственного университета, 12(3), 9–16. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2018-12-3-9-16.

Бызова В. М., Перикова Е. И., Ловягина А. Е. (2019). Метакогнитивная включенность в системе психической саморегуляции студентов // Сибирский психологический журнал, (73), 126–140. https://doi.org/10.17223/17267080/73/8.

Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич А.В. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 г. // Ярославский педагогический вестник. 2016. Т. 37. № 5. С. 177–192.

Карпов А. В. (2018). О субъектно-информационном классе деятельности. Человеческий фактор: Социальный психолог, (2(36)), 12–22. Доступ 30 апреля 2021, источник https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36266152

Карпов А.В. Методологические основы психологического анализа деятельности субъектно-информационного класса // Вестник ЯРО РПО, №3, 2021.

хххххКарпов А.В., Воронова Т.А. Цифровизация и развитие психики ребенка: вызовы нового времени //Психологическая газета – https://psy.su/feed/9964 /

Карпов А.В, Чемякина А.В. Психологическая специфика профессиональной деятельности субъектно-информационного класса // Вестник ЯрГУ., 2021, №3

Леньков С. Л. (2001). Субъектно-информационный подход к психологическим исследованиям. Тверь: Тверской гос. ун-т. Доступ 30 апреля 2021. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42979173

Number of worldwide social https://www.statista.com/statistics/278414/number-of-worldwide-social-network-users /

Просмотров работы: 26