ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Коптяева В.А. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ходе жизнедеятельности и усвоения социального опыта ребенком, у него формируются определенные психологические модели поведения, закрепляются механизмы выбора наиболее эффективных способов действий, развивается индивидуальный стиль волевого поведения. Одни дети вырабатывают стратегию поведения придерживаться строго установленных взрослыми правила, другие ориентируются на собственные представления о своих силах и возможностях (Я-сам!), третьи двигаются по пути экспериментов и поиска собственных путей решения проблем.

Одними из основных проблем, которые затрудняют развитие действий самоконтроля у детей младшего школьного возраста, являются: несформированность произвольности поведения, волевых качеств, представлений о собственных силах, возможностях в решении возникающих проблем, противоречия в отношениях со взрослыми, интерес к новому опыту, новым впечатлениям.

Произвольность поведения детей связана с принятием правил и следования им в деятельности и поведении, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Если дети дошкольного возраста склонны отказываться от выполнения принятых правил игры, обязательств по выполнению какого-либо поручения при возникновении более сильного мотиватора (интересная игра других детей, громкие звуки за коном, появление новой игрушки и др.), то у младших школьников подобное поведение на уроках приводит к снижению темпа выполнения учебных заданий. переключению на посторонние дела, что вызывает порицание учителя, снижение у детей мотивации и интереса к учебной деятельности.

Волевые качества младших школьников проявляются в целеустремленности, решительности, настойчивости, дисциплинированности, ответственности. Высокий уровень сформированности данных качеств не требует дополнительных мотиваторов, становятся свойством личности, обеспечивают высокий уровень проявления самоконтроля, саморегуляции поведения, что может иллюстрировать рассказ Л. Пантелева «Честное слово», когда ребенок младшего школьного возраста стоял весь день «в карауле», так как дал честное слово никуда не уходить.

И.В. Дубровина [2] отмечает, что волевые навыки выражают одну из главных способностей детей младшего школьного возраста – контроль над собственным поведением. Однако развитие волевых качеств личности детей требует преодоления у многих младших школьников нерешительности, пассивности, безответственности, лени, равнодушия. Подобные проявляется низкого уровня развития волевой сферы личности детей связаны с низким уровнем мотивации к саморазвитию, к овладению учебной деятельностью, принятию новой социальной позиции «Я-школьник».

Противоположной позиции придерживаются дети, которые стремятся приобретать новый опыт, обследовать труднодоступные места, самим все увидеть и попробовать, часто попадая в опасные ситуации. Такое открытие «новых миров», по мнению Л.С. Выготского [1], характерно для младших школьников.

Однако именно такая тяга «к приключениям» часто имеет тяжелые последствия и связаны с уходом из дома, с прогулами уроков, с приемом запрещенных веществ.

Еще одной из проблем, по мнению О..Г. Фроловой [3], которая приводит к снижению функции самоконтроля у младших шильников, является гиперопека родителей. Некоторые родители полностью лишают детей самостоятельности в принятии решения, в выполнении любой домашней работы, учебных занятий и др. Такие родители вырабатывают у детей безвольность, инфантильность, неспособность самостоятельно принимать решения, выполнять учебную работу.

К подобному результату приводит и родительская авторитарность, когда родители требуют от детей беспрекословного подчинения, выполнения всех указаний, любое самостоятельное решение детей в выборе занятий и друзей пресекается и запрещается.

Строгий контроль и порицания приводят к стрессовым состояниям детей, к снижению уровня уверенности в себе. Негативные эмоции затрудняют формирование волевых процессов, что, нередко, приводит к тому, что ребенок не заканчивает начатое им дело, родителям и учителя в школе заявляет: «Я не смогу это сделать, я не знаю, как это делать, я – неспособный».

Нередко и учителя в классе высказывают негативные оценки в адрес таких детей, усиливая неуверенность их в себе, в своих силах и возможностях, создают барьер к овладению младшими школьниками действия самоконтроля, формируют у них стратегию избеганию неудач, что выражается в принятии чужой точки зрения, способов решения учебных задач, привил поведения и др.

Большое значение для решения проблем развития действий самоконтроля у детей младшего школьного возраста имеет психологическая служба, работа педагога-психолога образовательных организаций. Выявление у младших школьников причин, затрудняющих овладение способами самоконтроля, изучения уровня развития волевых качеств, стратегий поведения, уровня социального самоконтроля, умений действовать по установленным правилам, способствует разработке способов оказания таким детям психологической помощи.

Таким образом, одними из основных проблем, которые затрудняют развитие действия самоконтроля у детей младшего школьного возраста, являются несформированность произвольности поведения, волевых качеств, представлений о собственных силах, возможностях в решении возникающих проблем, противоречия в отношениях со взрослыми, интерес к новому опыту, новым впечатлениям, отношения родителей и ребенка. Большое значение для решения выявленных проблем развития действий самоконтроля у детей младшего школьного возраста имеет работа педагога-психолога по оказанию им психологической помощи.

Список литературы:

Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.

Дубровина И.В. Диагностическая и координационная работа школьного психолога / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2019. - 148 с.

Фролова О.Г. Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников/ О.Г. Фролова. – URL: https:// formirovanie-samokontrolya-i-samoocenki-mladshih-shkolnikov-2297500.html (дата обращения 15.01.2022).

Просмотров работы: 221