АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМАНДНОГО ТРЕНИНГА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОЛИТРАВМЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМАНДНОГО ТРЕНИНГА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОЛИТРАВМЕ

Хижняк А.Д. 1, Колесникова Е.Н. 1, Остальцева А.Р. 1
1ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Оказание первой помощи пострадавшим с травмой входит в перечень базовых знаний медицинских работников всех уровней и специальностей. Особенно актуальность этого раздела возрастает в приграничных регионах России, таких, как Курская область, ввиду достаточно активных боевых действий. В результате артиллерийских обстрелов, мин, диверсионной активности, поступления раненых военнослужащих из-за границы пациенты с множественными травмами начали регулярно поступать в районные больницы, ФАПы, в ведомство районных фельдшерских бригад, которые зачастую не имеют подобного опыта и в целом не так часто принимают участие в оказании экстренной медицинской помощи, как их коллеги из крупных городских и региональных центров. По этой причине качество оказания медицинской помощи в таких случаях ожидаемо ниже, чем могло бы быть. Улучшение качества возможно при эффективном теоретическом и практическом обучении, которое должно начаться со студенчества. Поэтому целью данной работы стало изучение полноты и структуры знаний студентов-медиков старших курсов об экстренной помощи пострадавшим с минно-взрывной травмой путем анализа наиболее частых ошибок, совершаемых во время командного тренинга. Для достижения цели поставлены следующие

Задачи:

создание сценария командного тренинга, в котором требуется оказать первую помощь пострадавшему в компетенциях спасателя (с применением комплекта шин и спинального щита)

приглашение опытной группы студентов и проведение тренингов с оцениванием результата по созданному оценочному листу;

выявление наиболее частых ошибок и анализ причин.

Материалы и методы.В процессе исследования проведен анализ чек-листов 30 командных тренингов и интервью с их участниками. Студенты собраны в команды по 4 человека, студенты 5-6 курсов лечебного и педиатрического факультетов. Команды сформированы случайно, курсы и факультеты не имеют значения, так как оцениваются навыки первой помощи, не входящие в программу старших курсов обучения. Чеклисты созданы специально для тренинга и включали все необходимые критические действия, которые оценивались по принципу «Сделано/не сделано». Затем статистически определены ошибки, которые происходят чаще всего, студенты опрошены на предмет причин, с которыми они эти ошибки связывают, сделаны общие выводы.

Основная часть. Описание эксперимента. В помещении был имитирован догоспитальный этап оказания помощи. Пострадавший – манекен, который имитирует травмы: ссадины лица, открытый перелом бедра с одной стороны, закрытый перелом голени с другой стороны, травматическая ампутация пальцев ноги с интенсивным кровотечением, поверхностные ожоги на руках. Кровотечение имитировалось с помощью лужи искусственной крови и истечения ее из сосудов на стопе. Закрытый перелом проявляется выраженной гематомой и определяется пальпаторно. По условиям сценария пациент остается без сознания и потому не предъявляет жалоб. Пострадавший лежит на спине в огороженной зоне, используется приглушенный свет, имитация дыма, аудиосопровождение окружающей среды. Все необходимые предметы для оказания помощи находятся на столе в 1 м от пострадавшего. Тренинг длится 5 минут.

Результаты. После тридцати тренингов была проанализирована частота встречаемости ошибок, проведено ранжирование от наиболее частых. Отметим, что средний балл в этом упражнении превышал 70%, только 1 команда справилась с заданием на 44%. 6 команд выполнило задание на 100%.

Самой частой ошибкой команд стало отсутствие поддержания проходимости дыхательных путей (ошибка допущена в 50% случаев). По условиям тренинга у спасателей не было никакого воздуховодного оборудования, кислорода и пульсоксиметра (эти манипуляции выходят за пределы компетенций первой помощи). Тем не менее, пострадавший находится без сознания, что обуславливает необходимость постоянно поддерживать проходимость его дыхательных путей. Принципиально, что манекен не способен имитировать движения грудной клетки и звуки, издаваемые при дыхании и при развитии западения языка, но в реальных условиях на фоне окружающего шума и недостатка освещения эти признаки тоже трудно заметить. Таким образом, от участников требовалось либо выдвинуть нижнюю челюсть и удерживать ее в этом положении, либо повернуть голову набок (травматично, но допустимо в поставленных условиях). Часть команд использовала прием выдвижения нижней челюсти, определяя признаки жизни, но не поддерживала ее. Некоторые команды, со слов опасаясь травматизации шейного отдела позвоночника, вообще не двигали голову, что в реальных условиях не позволило бы вообще оценить функцию дыхания. В условиях тренинга эти действия приравнивались.

Вторая частая ошибка выражается в отсутствии системного осмотра для поиска закрытых травм. В условиях первой помощи силами спасателей этот этап необходим, так как команда имеет набор шин и иммобилизационный щит, предполагается транспортировка пострадавшего. Осмотр необходимо выполнить после стабилизации всех открытых травм. Тем не менее, в 33% случаев команды не выполняли пальпацию конечностей, суставов, что приводило к пропуску закрытого перелома. Необходимо отметить, что 2 команды провело иммобилизацию закрытого перелома, так как увидели гематому, которая, безусловно, сама по себе не является признаком перелома и не может служить показанием к транспортной иммобилизации. Причина данной ошибки, вероятнее всего, кроется в отсутствии опыта подобных тренингов, что приводит к тому, что команда не успевает следить за происходящим и уделять внимание всем деталям.

Выводы. По итогам настоящей работы, обнаружено:

- команды студентов старших курсов демонстрируют в целом высокие навыки первой помощи;

- основная сложность заключалась в поддержании проходимости дыхательных путей, в связи с чем необходимо уделять внимание важности мониторинга состояния пострадавшего, даже при отсутствии специализированного оборудования;

- тренинги оказания помощи пострадавим с сочетанной травмой необходимо проводить регулярно, чтобы отработать ситуации, в которых необходимо контролировать сразу несколько процессов и манипуляций.

Список литературы

1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 N 901н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматологияиортопедия

2. European Resuscitation Council Guidelines 2021 https://cprguidelines.eu/

3. Рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации (пересмотр 2015 г.) Под редакцией члена-корреспондента РАН Мороза В.В., 2015 г. https://cprguidelines.eu/sites/573c777f5e61585a053d7ba5/content_entry573c77e35e61585a 053d7baf/589d9b914c848614cf360a9e/files/Russian_translation_guidelines.pdf)

4. Первая помощь: учебное пособие для лиц, обязанных и имеющих право оказывать первую помощь. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2018 г., 97 с.

Просмотров работы: 11