Актуальность. На качество взаимодействия врача и пациента влияют полученные знания и практика в рамках симуляционных условий. Много факторов мешают правильному освоению необходимых навыков, особенно нервно-психологическое напряжение. Данная проблема затрагивает широкий спектр научно-теоретических и прикладных задач. Особенно выраженно проявление НПН у будущих специалистов, в отличие от специалистов, имеющих клинический опыт взаимодействия с пациентом. Нервно-психическое напряжение определяет степень воздействия стрессовых факторов. В нашем случае к стрессовым факторам относится сдача аккредитации. Состояние умеренного стресса благотворно влияет на человека. В такие периоды повышается работоспособность, находчивость и сообразительность. Это встряска, запускающая на полную потенциал организма и мышления. Но если подобный период затягивается и сопровождается негативными событиями и переживаниями, это отрицательно сказывается на общем тонусе организма. Наступает компенсация за потраченные усилия. Постепенно происходит исчерпывание физических и психологических ресурсов, снижается настроение, возрастает апатия и раздражительность. Такое состояние может негативно повлиять на результат прохождения аккредитации и в целом на практику врача.
Цель исследования – изучить уровень нервно-психического напряжения у аккредитуемых первичного и первично-специализированного профиля.
Гипотеза: уровень нервно-психического напряжения у студентов, сдающих первичную аккредитацию, выше, чем у ординаторов, сдающих первично-специализированную аккредитацию.
Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе Федерального аккредитационного центра ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. В исследовании приняли участие студенты 6 курса лечебного и педиатрического факультетов в количестве 30 человек, а также ординаторы 2 года обучения в количестве 28 человек. Исследование проводилось за неделю до первого этапа аккредитации с помощью методики «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчина). Для обработки данных использовались методы математико-статистического анализа с помощью MS Excel 2019, STATISTICA 8.0.
Результаты исследования. С помощью психодиагностической методики «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А. Немчина) были получены результаты, отраженные на рисунке 1.
Рис.1. Результаты диагностики студентов и ординаторов
Для проверки гипотезы был проведен статистический анализ с помощью критерия U – Манна-Уитни. Были получены следующие результаты: U=241,5; р≤0,05. Различия в группах являются статистически достоверными.
Среди студентов 6 курса мы наблюдаем преобладание чрезмерного уровня нервно-психического напряжения (61%), отсутствуют респонденты со слабым уровнем. Данное явление можно объяснить высокой значимостью процесса аккредитации у студентов: от результатов зависит будущая врачебная деятельность и конкурентоспособность для поступления в ординатуру.
В группе ординаторов 2 года обучения преобладает умеренный уровень нервно-психического напряжения (64%). На этапе ординатуры обучающиеся являются прошедшими первичную аккредитацию, то есть они имеют опыт прохождения данной процедуры, поэтому меньше испытывают стресс перед первично-специализированной аккредитацией.
Выводы. Таким образом, мы получили подтверждение нашей гипотезы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического напряжения у студентов, сдающих первичную аккредитацию, выше, чем у ординаторов, сдающих первично-специализированную аккредитацию. Мы можем рекомендовать включить в практику в симулированных условиях обучение студентов навыкам саморегуляции.
Список литературы:
Долгина И.И. Определение уровня тревожности студентов выпускного курса на примере обучающихся педиатрического факультета курского государственного медицинского университета / И.И. Долгина, А.В. Фомина, Д.А. Бросалин, И.С. Горелова // Наука и практика в медицине. Сборник научных трудов конференций программы форум. – Изд-во: Амурская государственная медицинская академия (Благовещенск), 2022. – С. 25-29.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 166 с.: граф.; 21 см.
Практическая психодиагностика: Методики и тесты: [Учеб. пособие] / [Ред-сост. – Д.Я. Райгородский]. – Самара: БАХРАХ-М, 2002 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 667, [1] с.: ил.; 20 см.; ISBN 5-89570-005-5 (в обл.).