В последнее время все большие обороты набирает информационная война, целью которой является взращивание образа врага, мысли о необходимости противостоять ему, а также о неизбежности вооруженного конфликта и третьей мировой войны (в самых страшных сценариях). Объектом информационной войны является, в том числе, и население нашей страны. Одним из самых востребованных ее инструментов является распространение фейковой информации, распознание характера которой представляется чрезвычайно важной и актуальной задачей.
Фейк (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение.
Словарь синонимов включает в лексический ряд следующие единицы: ложь (72), неправда (37), обман (113), подделка (37), фальсификация (18). Указанная частотность свидетельствует о том, что интегральной семой для членов ряда является сема «обман». Дифференциальной семой лексемы «фейк» в этом ряду является ее прагматически окрашенная коннотация – намерение ввести в заблуждение.
Прагматической направленности фейковой информации можно противостоять даже при отсутствии достаточного багажа знаний, чтобы определять приведенные факты как достоверные/недостоверные. Чтобы не стать жертвой фейковой информации, в ряде случаев достаточно знания текстовых маркеров фейка. Человек, знакомый с этими маркерами в рамках своей медиаграмотности, может заподозрить фейк, то есть усомниться в факте и получить стимул проверить факт самостоятельно. В настоящей статье приведем примеры наиболее часто встречающихся текстовых маркеров.
Анонимная атрибуция информации, серая пропаганда (отсутствие конкретных имен и фамилий людей, предоставивших информацию) говорят..., кто-то заметил..., принято считать..., стало известно источник, просивший не называть его имени, близкий к руководству человек, сотрудник на условиях анонимности, бывший сотрудник прокомментировал по материалам нашего источника в … из конфиденциального источника...)
Текст строится по канонам журналисткой новости (главное – в начало материала, потом по убыванию).
Использование «манипулятивной семантики», т.е. таких слов, которые влияют на оценку события, явления, человека. Например, «самоизоляция» вместо «карантин», «скупой» вместо «бережливый», «урегулирование» вместо «вооруженное вторжение».
Наличие в тексте ошибок, опечаток пунктуационных, речевых ошибок.
Наличие в тексте сленговых, жаргонных выражений.
Окончательное раскрытие истины Ключевые используемые выражения ‑ на самом деле, кто на самом деле, что на самом деле скрывается за…,. кто в действительности… и т.д.
Предостережение. Что может произойти, если… Будьте осторожны с…
Угрозы. В тексте упоминается возможность наказания за определенное действие. На самом деле такое наказание не предусмотрено. Ключевые выражения – вам грозит, вы можете быть наказаны, нарушителям грозит штраф и т.п.
Знание текстовых маркеров фейка облегчает соблюдение информационной гигиены.
Список литературы
Стернин И.А., Шестерина А.М. Маркеры фейка в медиатекстах/ И.А. Стернин, А.М. Шестерина. – Воронеж: Издательство «Ритм», 2020‑ 34с.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. – 907 с.
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: / З. Е. Александрова. ‑ Москва: Дрофа: Рус. яз. ‑ Медиа, 2010. – 564 с.