ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

Зиновьева Э.Н. 1, Кузьмин Н.С. 2, Абрамушкин И.С. 1, Жуков В.В. 1
1ФГБОУ ВО УЛГТУ СП ИАТУ, Самолетостроительный факультет
2ФГБОУ ВО «УлГТУ» СП «ИАТУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система университетского образования начала складываться в Европе на рубеже XIXII веков. В результате крестовых походов европейцы познакомились с интеллектуальным богатством Востока. Книги из Византии, Кордовы, Иерусалима и других мест перевозились в Европу, переводились и хранились в библиотеках при монастырях. Труды многих античных авторов также были переведены с арабского языка на латынь. Среди таких книг были в том числе и труды Аристотеля, очень почитавшегося учёными Востока. Кроме того факторами, повлиявшими на формирование университетов, исследователи называют рост городов и возросшее влияние римской католической церкви, которая и была на начальном этапе инициатором и покровителем университетской науки.

Первым университетом Европы стал Болонский университет. В дальнейшем за два столетия в европейских городах появляются университеты: в Париже Оксфорде, Кембридже, Падуе, Монпелье, Модене, Орлеане, Анжу, Ареццо, Виченце, Шартре и др. Одни из них возникли стихийно (например, университеты Болоньи, Монпелье, Парижа и Оксфорда), другие были основаны планомерно по указам светского и церковного руководства (университеты в Неаполе, Тулузе, Валенсии, Саламанке, Лиссабоне и др.) [1].

Само понятие «университет» происходит от лат. universitas – целость, совокупность, общность. Известно, что в средневековой Европе термин «Университет» первоначально обозначал межнациональную корпорацию преподавателей (магистров, профессоров) и студентов (схоларов), объединявшихся в интересах просвещения и развития истинного и единого христианского знания [2].

Важно отметить, что университеты, как отмечалось выше, возникали благодаря непосредственному участию и покровительству римской католической церкви. В частности Ватикан был официальным покровителем многих университетов, а Парижский университет с 1231 года подчинялся непосредственно римскому папе. В создании университетов важную роль сыграли крупные религиозные деятели, короли, императоры, богатые феодалы и вельможи, известные ученые и др.

Содержание образования находилось под контролем церкви, преподаватели были представителями церковного клира.

Университет мог быть открыт только в том случае, если в нём был организован факультет теологии, который считался важнейшим. Как правило, университет имел в своем составе 4 факультета: теологический, медицинский, юридический и факультет свободных искусств. Факультет свободных искусств находился на нижней ступени иерархии. Свободными искусствами, как и в период античности, считались риторика, математика и другие научные дисциплины.

Сроки обучения в средневековых университетах были различными, в среднем от 6 до 16 лет. Минимальный срок обучения на факультете свободных искусств – 6 лет. Минимальный срок обучения на теологическом факультете – 8 лет, для получения степени доктора теологии надо проучиться 15 – 16 лет. Большой популярностью пользовались юридические факультеты, окончив которые выпускник получал возможность карьерного продвижения по службе и финансовой независимости. Степени бакалавра и магистра давали право на преподавание.

Во всех университетах Европы обучение велось на латыни. Латынь, как язык, используемый в католической церкви, становится ещё и языком науки. Научное сообщество Европы, включавшее в себя профессуру и студенчество, имело возможность обучения и преподавания в любом университете Европы. Университет получил право автомномной юрисдикции («академические свободы» и «академическое гражданство»), это позволяло иметь право на забастовку и уход, а также монополию на присвоение университетских степеней, позволявшая их обладателям приобрести более высокий социальный статус и дававшая право «преподавать повсюду» (facultas docendi ubique terrarum). «Благодаря автономии университеты в Средние века представляли собой государство в государстве. Наибольшего расцвета университетское образование достигло к середине XIII века, когда в Европе сложилась разветвленная университетская система, которая к XIV веку стала универсальной» [1].

Методология обучения в средневековых университетах складывалась из двух частей: тривиум – «троепутье» и квадриум – «четверопутье».

Тривиум включал в себя изучение трёх дисциплин: грамматики, риторики и диалектики. Квадриум включал в себя астрономию, арифметику, геометрию и музыку.

Обучение в университете можно было начинать с 14 лет.

Основной формой поведения занятий были лекции и диспуты. «Лекции делились на обязательные (как правило, они читались с рассвета до 9 часов утра) и дополнительные, которые читались после обеда (до 9-10 часов вечера). Диспуты - обсуждения какого-либо избранного тезиса. Тезисы предварительно раздавал студентам преподаватель, и студенты готовились. Защищал этот тезис тот, кто организовывал диспут, а возражать, приводя какие-либо аргументы и доводы, мог любой из слушателей. Подобные методики получили точное отражение в схоластических композициях, а практика обсуждения вопросов и диспутов отражалась в общей структуре рассуждения, характерной для сочинений схоластов [5]. С целью контроля знаний проводились экзамены, в результате их успешной сдачи студент получал так называемую «лиценцию», которая давала ему право на преподавание» [1].

Основу научной литературы, используемой при обучении в средневековых университетах составляли тексты Священного писания, христианских богословов, труды Аристотеля при этом особое внимание уделялось практическому применению методов логики и диалектики, а также формированию умений в области риторики. При обучении математике и астрономии опирались на труды Евклида и Птолемея. Медицину изучали по трудам Гиппократа, Галена, Авиценны, Разеса и др. Студенты конспектировали лекции, делали выписки из книг. Бедные студенты нередко подрабатывали перепиской книг.

По мнению профессора Душина, становление университетов и всей системы высшего образования в средневековой Европе XII-XIII вв. явилось необходимым элементом эволюции культуры того времени и было обусловлено многими сложными социальными причинами и вызовами эпохи: противоречиями между светской и духовной властями, централизацией государственности, ростом городов и потребностями коммунальной жизни, развитием Церкви [3].

Благодаря развитию университетского образования в Европе начинает появляться так называемая интеллектуальная прослойка общества. Среди представителей богословской или научной мысли Европы, окончивших тот или иной университет, можно назвать Альберта Великого (обучался в Падуанском университете), Фому Аквинского (обучался в университете Неаполя и Кельнском университете, преподавал в Парижском университете), Бонавентуру (окончил Парижский университет), Уильяма Оккама (окончил Оксфорд), Пьера Абеляра (окончил Парижский университет), Дунса Скотта (преподавал в Оксфорде и Париже). Мартин Лютер обучался в Эрфуртском университете и получил степень магистра свободных искусств. В целом, и территориальное распространение университетской системы в Европе совпадает с территорией становления и распространения западного христианства [1].

На ранних этапах формирования университетской системы образования студенческий контингент отличался интернациональностью, однако к середине XV века в разных странах начинают формироваться национальные университеты, в которых создаются собственные научно-образовательные и культурно-просветительские концепции, базирующиеся на актуальных общечеловеческих и конкретно-исторических ценностях.

К середине XVIII века начинается процесс секуляризации, при котором происходит разделение образования на два направления: светское и богословское. С одной стороны это позволяло освободить научное знание от давления схоластики, а с другой – университет менял свой культурный статус и приобретал новые социальные функции.

Литература

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ, Становление средневекового университета в XII-XVI веках - Становление языковой инфраструктуры европейского университета https://studref.com/533119/pedagogika/universitetskoe_obrazovanie_srednevekovoy_evrope

УНИВЕРСИТЕТ • Большая российская энциклопедия - электронная версия https://old.bigenc.ru/education/text/4699437

Душин О.Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования https://cyberleninka.ru/article/n/srednevekovye-universitety-u-istokov-evropeyskogo-vysshego-obrazovaniya

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. (Великие цивилизации). Екатеринбург: У - Фактория, 2005.

Ряполов В.В. Возникновение средневековых университетов: содержание и формы обучения // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 15. https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-srednevekovyh-universitetov-soderzhanie-i-formy-obucheniya

Просмотров работы: 62