ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

Зиновьева Э.Н. 1, Гончарова Е. 2, Адельшин Р. 3, Иванов Ю. 4
1ФГБОУ ВО УЛГТУ СП ИАТУ, Самолетостроительный факультет
2ФГБОУ ВО УЛГТУ СП ИАТУ, Самолетостроительный факультет
3ФГБОУ ВО «УлГТУ» СП «ИАТУ»
4ФГБОУ ВО УЛГТУ СП ИАТУ, Самолетостроительный факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История Китая насчитывает более 5 тысяч лет. Издавна основой государственного устройства в Китае была разветвлённая и многоуровневая система чиновничьего аппарата. Уже во времена Конфуция (VI век до н.э.) хорошее образование было залогом успеха успешного продвижения по карьерной лестнице. Быть государственным чиновником в Китае считалось высшим успехом для китайца. Для достижения желаемого положения необходимым условием было хорошее образование. На протяжении 1300 лет в Поднебесной действовал очень строгий образовательный ценз. Для назначения на государственную должность требовалось выдержать строгий экзамен.

В Древнем Китае до V века до новой эры образование могли получать лишь дети представителей высшего сословия. В эпоху Конфуция появляется большое количество частных школ. Единой образовательной программы не было, но существовал набор базовых учебных дисциплин: мораль, история, музыка, письмо, счёт. Письмо считалось важнейшим умением. Для получения желаемой должности государственного чиновника необходимо было сдать экзамен не только по владению письму, но и продемонстрировать умение грамотно аргументировать свою позицию, уметь рассуждать, а также продемонстрировать искусное владение поэтическим слогом.

Во времена династии Цин (1644-1912) все служащие разделялись на военных и гражданских. Всего существовало девять рангов с двумя подрангами в каждом. Исторически сложилось так, что «в системе государственного устройства Китая престиж позиций в силовых структурах всегда уступал гражданским: знание ценилось выше силы»[4]. Сегодня изменилось политическое устройство Китая, ушли в прошлое императорские династии, но в современном Китае по прежнему остался высокий образовательный ценз для поступления на государственную службу.

Система образования в современном Китае имеет следующие этапы: дошкольное образование, начальная, неполная или полная средняя школа, университет, докторантура [4].

В Китае детский сад является обязательным этапом в образовании. Дети посещают детские сады с трёх лет. Воспитатель учит детей грамоте, считать, писать, петь, воспитывает любовь к Родине, к народу и труду. Уже в детском саду начинается подготовка к изучению иероглифов, дети осваивают запись звуков китайского языка – пиньинь. Без такой подготовки невозможно обучение китайской письменности, и ребёнка не возьмут в школу.

Обучение в начальной школе в Китае начинается с шести лет. Дети находятся в школе с 7.00 – 16.00. Программа обучения включает в себя три направления: академическое, физическое и общее развитие.

Следующий этап — средняя или профессиональная начальная школа. На этом этапе дети и родители должны определиться, будет ли ребёнок поступать в ВУЗ или он будет получать рабочую специальность.

При выборе рабочей специальности обучение длится четыре года. При выборе поступления в ВУЗ средняя школа предлагает программу из двух ступеней: первой и высшей. Каждая ступень включает три года обучения.

Среднее образование в Китае обязательное и бесплатное, но только до высшей ступени. В средней школе есть необходимые предметы: нравственное воспитание, филология, математика, английский язык, физика и т.д.

Обучение на высшей ступени возможно только на конкурсной основе и платно. Для поступления на высшую ступень необходимо пройти вступительное испытание. В случае провала экзаменов попасть на этот уровень невозможно даже на платной основе. Таким образом, на высшую ступень попадают не все, а только самые способные. Средняя школа готовит учеников к поступлению в вуз, профессиональная помогает найти работу по завершении обучения.

Традиционно в китайской системе образования важнейшие требования к ученику – дисциплина и прилежание. За пропуск по неуважительной причине 12 уроков следует наказание в виде отчисления из школы. В провинциях, отдалённых от Пекина встречаются даже сегодня телесные наказания – удары линейкой. Но ещё важнее то, что дети, которые не смогут сдать государственный экзамен по окончании школы, лишаются возможности обучаться в вузе и могут рассчитывать только на освоение рабочей специальности в профессиональной школе.

Важнейший государственный экзамен в КНР – Единый государственный экзамен для поступления в высшее учебное заведение – гаокао. По результатам этого экзамена учащиеся могут быть зачислены в любой вуз страны или утратить право поступления в вуз. Необходимо сдать два обязательных предмета и два дополнительных (история, химия, физика и т.д.), которые будут зависеть от профиля вуза. Обязательные предметы:

Математика

Китайский язык и литература

Максимальное количество баллов, которое можно получить на гаокао, – 750 за все пять предметов, 150 − за один. Гаокао считается успешно сданным, если выпускник набирает не менее 690 баллов в сумме. Экзамен по предмету считается проваленным, если за него получено менее 93 баллов. Работы проверяет компьютер, он же, суммируя, выводит итоговый результат, который действует один год. Подготовка к экзамену занимает почти весь последний год обучения [7]. В ходе испытания не предусматривается использование никаких вспомогательных материалов. Если абитуриент не набирает необходимое количество баллов и не зачисляется в вуз, то он может сдавать гаокао на следующий год.

Абитуриенты в Китае подают заявление о приеме не в вуз, а в местное государственное уполномоченное агентство. Выпускник может указать в анкете не более пяти вузов, в которых хотел бы учиться. Агентство выстраивает школьников в рейтинг по итоговому баллу за гаокао, анализирует проходные баллы в вузах и отправляет заявления абитуриентов в соответствующие университеты [7].

Высшее образование в КНР является платным, кроме ограниченного списка учебных заведений. К ним относятся 6 педагогических вузов, напрямую подчиняющихся Министерству образования КНР и военные вузы. По окончании обучения в указанных педагогических вузах выпускники направляются в труднодоступные горные районы и экономически отсталые регионы [2]. Для поступления в военные вузы предъявляются высокие требования к результатам гаокао, а также высокие требования к физической подготовке абитуриента.

После окончания высшего учебного заведения выпускники самостоятельно ищут работу.

В последнее время высокий уровень конкуренции или отсутствие финансовых возможностей при получении высшего образования заставляет часть китайской молодёжи искать возможность получить высшее образование в других странах. Такими привлекательными странами в сфере образования для китайцев являются Россия и США.

Россия привлекает китайцев относительно недорогой стоимостью образования, а кроме того открывает возможности для межкультурной и профессиональной коммуникации. Этому во многом способствуют развивающиеся российско-китайские торговые отношения.

Одним из важных пунктов стратегии образования КНР является развитие международного сотрудничества в сфере образования, что необходимо для реализации планов по строительству Экономического пояса и нового Великого шёлкового пути. Китай взял на вооружение стратегию по повышению уровня образования внутри страны, выход образования и науки страны на международный уровень. Развитие образования и науки сопряжено с реализацией проекта «один пояс, один путь».

Список источников

Гомбоева, Д. О. Особенности современного состояния и перспективы развития отношений между Россией и Китаем в сфере образования / Д. О. Гомбоева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8431/ (дата обращения: 15.11.2022).

Гурулева Т.Л. Система образования в китайской народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России • № 7, 2017. С. 152 – 164. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrazovaniya-v-kitayskoy-narodnoy-respublike-struktura-i-osnovnye-napravleniya-razvitiya/viewer (дата обращения: 15.11.2022).

Гурулева Т.Л. Развитие национального образования в КНР: базовые положения ускорения // Политические процессы в условияхсмены экономической модели. Информационные материалы ИДВ РАН. Серия В: “Общество и государство в Китае в ходе реформ”. 2016. Вып. 31. С. 60–67.

Образование – наивысшая ценность: как учатся в Китае | РБК Тренды — URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5de178319a79477c728755d2 (дата обращения: 15.11.2022).

Образование в Китае - описание полного цикла — URL: https://kitaygid.ru/yazyk/obrazovanie-v-kitae (дата обращения: 15.11.2022).

Тремзина, П. А. Отличительные особенности образования в Китае / П. А. Тремзина, М. В. Фоминых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 92-93. — URL: https://moluch.ru/archive/111/26621/ (дата обращения: 15.11.2022).

Три дня ада: как в школах Китая сдают госэкзамены | ActivityEdu | Дзен — URL: https://dzen.ru/media/activityedu/tri-dnia-ada-kak-v-shkolah-kitaia-sdaiut-gosekzameny-5d1d8facd33d2500ad8637ca (дата обращения: 15.11.2022).

Просмотров работы: 166