История Китая насчитывает более 5 тысяч лет. Издавна основой государственного устройства в Китае была разветвлённая и многоуровневая система чиновничьего аппарата. Уже во времена Конфуция (VI век до н.э.) хорошее образование было залогом успеха успешного продвижения по карьерной лестнице. Быть государственным чиновником в Китае считалось высшим успехом для китайца. Для достижения желаемого положения необходимым условием было хорошее образование. На протяжении 1300 лет в Поднебесной действовал очень строгий образовательный ценз. Для назначения на государственную должность требовалось выдержать строгий экзамен.
В Древнем Китае до V века до новой эры образование могли получать лишь дети представителей высшего сословия. В эпоху Конфуция появляется большое количество частных школ. Единой образовательной программы не было, но существовал набор базовых учебных дисциплин: мораль, история, музыка, письмо, счёт. Письмо считалось важнейшим умением. Для получения желаемой должности государственного чиновника необходимо было сдать экзамен не только по владению письму, но и продемонстрировать умение грамотно аргументировать свою позицию, уметь рассуждать, а также продемонстрировать искусное владение поэтическим слогом.
Во времена династии Цин (1644-1912) все служащие разделялись на военных и гражданских. Всего существовало девять рангов с двумя подрангами в каждом. Исторически сложилось так, что «в системе государственного устройства Китая престиж позиций в силовых структурах всегда уступал гражданским: знание ценилось выше силы»[4]. Сегодня изменилось политическое устройство Китая, ушли в прошлое императорские династии, но в современном Китае по прежнему остался высокий образовательный ценз для поступления на государственную службу.
Система образования в современном Китае имеет следующие этапы: дошкольное образование, начальная, неполная или полная средняя школа, университет, докторантура [4].
В Китае детский сад является обязательным этапом в образовании. Дети посещают детские сады с трёх лет. Воспитатель учит детей грамоте, считать, писать, петь, воспитывает любовь к Родине, к народу и труду. Уже в детском саду начинается подготовка к изучению иероглифов, дети осваивают запись звуков китайского языка – пиньинь. Без такой подготовки невозможно обучение китайской письменности, и ребёнка не возьмут в школу.
Обучение в начальной школе в Китае начинается с шести лет. Дети находятся в школе с 7.00 – 16.00. Программа обучения включает в себя три направления: академическое, физическое и общее развитие.
Следующий этап — средняя или профессиональная начальная школа. На этом этапе дети и родители должны определиться, будет ли ребёнок поступать в ВУЗ или он будет получать рабочую специальность.
При выборе рабочей специальности обучение длится четыре года. При выборе поступления в ВУЗ средняя школа предлагает программу из двух ступеней: первой и высшей. Каждая ступень включает три года обучения.
Среднее образование в Китае обязательное и бесплатное, но только до высшей ступени. В средней школе есть необходимые предметы: нравственное воспитание, филология, математика, английский язык, физика и т.д.
Обучение на высшей ступени возможно только на конкурсной основе и платно. Для поступления на высшую ступень необходимо пройти вступительное испытание. В случае провала экзаменов попасть на этот уровень невозможно даже на платной основе. Таким образом, на высшую ступень попадают не все, а только самые способные. Средняя школа готовит учеников к поступлению в вуз, профессиональная помогает найти работу по завершении обучения.
Традиционно в китайской системе образования важнейшие требования к ученику – дисциплина и прилежание. За пропуск по неуважительной причине 12 уроков следует наказание в виде отчисления из школы. В провинциях, отдалённых от Пекина встречаются даже сегодня телесные наказания – удары линейкой. Но ещё важнее то, что дети, которые не смогут сдать государственный экзамен по окончании школы, лишаются возможности обучаться в вузе и могут рассчитывать только на освоение рабочей специальности в профессиональной школе.
Важнейший государственный экзамен в КНР – Единый государственный экзамен для поступления в высшее учебное заведение – гаокао. По результатам этого экзамена учащиеся могут быть зачислены в любой вуз страны или утратить право поступления в вуз. Необходимо сдать два обязательных предмета и два дополнительных (история, химия, физика и т.д.), которые будут зависеть от профиля вуза. Обязательные предметы:
Математика
Китайский язык и литература
Максимальное количество баллов, которое можно получить на гаокао, – 750 за все пять предметов, 150 − за один. Гаокао считается успешно сданным, если выпускник набирает не менее 690 баллов в сумме. Экзамен по предмету считается проваленным, если за него получено менее 93 баллов. Работы проверяет компьютер, он же, суммируя, выводит итоговый результат, который действует один год. Подготовка к экзамену занимает почти весь последний год обучения [7]. В ходе испытания не предусматривается использование никаких вспомогательных материалов. Если абитуриент не набирает необходимое количество баллов и не зачисляется в вуз, то он может сдавать гаокао на следующий год.
Абитуриенты в Китае подают заявление о приеме не в вуз, а в местное государственное уполномоченное агентство. Выпускник может указать в анкете не более пяти вузов, в которых хотел бы учиться. Агентство выстраивает школьников в рейтинг по итоговому баллу за гаокао, анализирует проходные баллы в вузах и отправляет заявления абитуриентов в соответствующие университеты [7].
Высшее образование в КНР является платным, кроме ограниченного списка учебных заведений. К ним относятся 6 педагогических вузов, напрямую подчиняющихся Министерству образования КНР и военные вузы. По окончании обучения в указанных педагогических вузах выпускники направляются в труднодоступные горные районы и экономически отсталые регионы [2]. Для поступления в военные вузы предъявляются высокие требования к результатам гаокао, а также высокие требования к физической подготовке абитуриента.
После окончания высшего учебного заведения выпускники самостоятельно ищут работу.
В последнее время высокий уровень конкуренции или отсутствие финансовых возможностей при получении высшего образования заставляет часть китайской молодёжи искать возможность получить высшее образование в других странах. Такими привлекательными странами в сфере образования для китайцев являются Россия и США.
Россия привлекает китайцев относительно недорогой стоимостью образования, а кроме того открывает возможности для межкультурной и профессиональной коммуникации. Этому во многом способствуют развивающиеся российско-китайские торговые отношения.
Одним из важных пунктов стратегии образования КНР является развитие международного сотрудничества в сфере образования, что необходимо для реализации планов по строительству Экономического пояса и нового Великого шёлкового пути. Китай взял на вооружение стратегию по повышению уровня образования внутри страны, выход образования и науки страны на международный уровень. Развитие образования и науки сопряжено с реализацией проекта «один пояс, один путь».
Список источников
Гомбоева, Д. О. Особенности современного состояния и перспективы развития отношений между Россией и Китаем в сфере образования / Д. О. Гомбоева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8431/ (дата обращения: 15.11.2022).
Гурулева Т.Л. Система образования в китайской народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России • № 7, 2017. С. 152 – 164. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrazovaniya-v-kitayskoy-narodnoy-respublike-struktura-i-osnovnye-napravleniya-razvitiya/viewer (дата обращения: 15.11.2022).
Гурулева Т.Л. Развитие национального образования в КНР: базовые положения ускорения // Политические процессы в условияхсмены экономической модели. Информационные материалы ИДВ РАН. Серия В: “Общество и государство в Китае в ходе реформ”. 2016. Вып. 31. С. 60–67.
Образование – наивысшая ценность: как учатся в Китае | РБК Тренды — URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5de178319a79477c728755d2 (дата обращения: 15.11.2022).
Образование в Китае - описание полного цикла — URL: https://kitaygid.ru/yazyk/obrazovanie-v-kitae (дата обращения: 15.11.2022).
Тремзина, П. А. Отличительные особенности образования в Китае / П. А. Тремзина, М. В. Фоминых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 92-93. — URL: https://moluch.ru/archive/111/26621/ (дата обращения: 15.11.2022).
Три дня ада: как в школах Китая сдают госэкзамены | ActivityEdu | Дзен — URL: https://dzen.ru/media/activityedu/tri-dnia-ada-kak-v-shkolah-kitaia-sdaiut-gosekzameny-5d1d8facd33d2500ad8637ca (дата обращения: 15.11.2022).