ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СПАРТЕ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СПАРТЕ

Зиновьева Э.Н. 1, Нефëдова Д.М. 1, Зотов И. 1
1ФГБОУ ВО «УлГТУ» СП «ИАТУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В античной Греции начала складываться система образования, которая во многом повлияла на образовательную систему в последующие века. Древняя Спарта вошла в историю как образец государства, обладавшего лучшими воинами своего времени.

Социальное устройство Спарты включало в себя спартиатов — господствующий класс, периэков — лично свободных граждан, владеющих имуществом, но лишенных политических прав и илотов — порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собственностью всего государства.

В отличие от Афин, где сложилась система образования, имеющая своей целью всестороннее развитие человека, включающее в себя не только изучение таких наук как риторика, математика, философия и другие, но и развитие эстетического вкуса, а также уделялось внимание физическому развитию, в Спарте упор был сделан именно на физическое развитие. В Спарте занятия искусствами также имели прикладной практический характер и было подчинено основной цели – совершенствованию в воинском искусстве. Занятие искусством ради эстетического наслаждения в Спарте считали бесполезным занятием. Результатом афинской системы образования стало появление огромного числа учёных, философов, писателей, поэтов, чем не может похвастаться спартанская система образования и воспитания.

Само устройство государства спартанцев, которое в научной литературе часто характеризуют как государство казарменного типа, формировало цель образования и систему, позволяющую эту цель достичь. Целью Спарты являлось воспитание самых выносливых и физически развитых воинов. Как и в других полисах Древней Греции, в Спарте государство контролировало процесс воспитания и обучения. Возникновение спартанской системы обучения и воспитания связывают с именем Ликурга (IX в. до н.э.) – создателем спартанского государства, законодателем и главнокомандующим. Этот правитель, учредил в Спарте законы «равенства», согласно которым спартанцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях [3]. Обучение в Спарте продолжалось с 7 до 30 лет.

До 7 лет ребёнок находился в семье под присмотром матери и рабыни-кормилицы. При этом дети росли в условиях крайне аскетичного образа жизни. Детей не пеленали, в дальнейшем мальчики обходились без одежды, детей приучали к неприхотливости в еде, переносить голод, жажду, неудобства и трудности, приучали не бояться темноты, возможные в будущих военных походах.

Обучение состояло из 3-х этапов.

С 7 до 15 лет мальчики жили и обучались в общежитиях, где их делили на группы или отряды, которые назывались «агелы». В этих общежитиях или казармах жизнь была устроена по военному образцу. Мальчики учились грамоте в минимальном объёме: их учили читать и писать, но основная часть времени была посвящена физической подготовке. Во главе агелы находился старший воин, имеющий боевой опыт. Такой воин являлся наставником для мальчиков. Важнейшим способом обучения было натравливание одной агелы на другую, поддержание духа соревновательности и агрессии в подопечных. Наставники следили за ходом драки, в конце которой хвалили храбрых и наказывали палками тех, кто не отличился. Мальчикам выдавали скудное питание, чтобы научить их самостоятельно бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Тех, кто не смог сделать это незаметно и попадался, избивали плетью и заставляли голодать [4].

С 15 до 20 лет подростки обучались основам риторики. Однако в Лаконике, где находилась Спарта, школа красноречия сильно отличалась от афинской. Если афинское красноречие славилось обилием речевых фигур, цветистых фраз, образностью, то лаконическая традиция требовала говорить кратко и по существу. Также добавлялись занятия по пению и музыке, так как героические песни поднимали боевой дух воинов, а музыка позволяла держать ритм. Кроме хорового пения, в ходу была только военная музыка. «Величественным и жутким, — говорит Плутарх, — было зрелище, когда спартанская армия двигалась в атаку под звуки флейты» [2]. Обучение танцам тоже было обязательно, так как развивало координацию. Кроме этого обучаемые, в этом возрасте, должны были самостоятельно добывать себе пропитание хищением, если они попадались, то их жестоко наказывали за неловкость.

С 20 до 30 лет: воин получал формальные гражданские права, но так же продолжали военную подготовку.

Спартанские девочки воспитывались дома. Однако их воспитание мало отличалось от воспитания мальчиков. Их также обучали основам грамматики, а основной упор делали на физическое развитие, включавшее о основы военной подготовки. Девочки также занимались бегом, гимнастикой, обучались метанию диска, дротика и владению оружием. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях. Когда мужчины оставляли город в период военных походов, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов.

Таким образом, спартанская система обучения и воспитания была подчинена конкретной цели: воспитанию воинов. И надо сказать, спартанцы в этом преуспели. Именно Спарта смогла создать такую систему, которая позволяла обучить лучших воинов своего времени. Эти воины отличались не только физической выносливостью и военной выучкой, умением искусно владеть оружием и знанием военной тактики и стратегии, но самое главное –

воины Спарты становились настоящими патриотами своего государства, готовыми в любой момент отдать за него свою жизнь. Спартанцы не случайно считали своё государство идеальным. У них как на уровне законодательства, так и на практике был воплощён и поддерживался образ государства «всеобщего равенства», который проявлялся в самом укладе жизни. Спартанцы жили в равных условиях от простого воина до царя. При этом воинская иерархия и дисциплина оставалась на высочайшем уровне, что во многом стало залогом того, что Спарта была полисом, который смог избежать народных волнений и бунтов. Все без исключения спартанцы были воспитаны в аскетичных условиях и не были избалованы роскошью. Безусловно, важнейшую роль в формировании Спарты как государства играла система образования и воспитания.

Литература

Волков А.В., Спарта. Со щитом и на щите, М., "Вече", 2005 г., с. 163-169.

Спартанское воспитание – История спартанского образования https://lfirmal.com/spartanskoe-vospitanie/

Спартанская воспитательная система https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00529419_0.html

Спартанская система обучения – Античность https://www.sites.google.com/site/anticnost/obrazovanie-v-drevnej-grecii/spartanskaa-sistema-obucenia

Просмотров работы: 726