Одной из актуальных проблем современного образования, безусловно, является проблема качества образования, то есть достижение таких результатов, которые бы позволили обучающимся стать самостоятельными и успешными в современном мире. Знания должны быть прочно и успешно усвоены, а умения хорошо сформированы. Именно поэтому мы, педагоги, в своей профессиональной деятельности используем тестовые технологии, которые являются достаточно эффективными в процессе обучения.
История создания тестовых заданий насчитывает, по мнению В. Кадневского, несколько тысячелетий [3]. Тесты успешно применялись и древними вавилонянами, которые уже тогда использовали шестидесятеричную систему счёта, умели вычислять проценты, измерять площадь и объём различных геометрических фигур. А в Китае за более чем две тысячи лет до нашей эры действовала система проверки способностей и отбора людей для различных государственных должностей, где проверялись умения писать, считать, читать, знать традиции своего народа [1].
Термин «умственные тесты» в конце девятнадцатого века ввёл Дж. Кеттел. Требования к тесту, которые он определил, до сих пор являются актуальными, фундаментальными, положенными в основу проведения современного тестирования:
- одинаковость условий для всех испытуемых;
- одинаковые инструкции и их чёткое понимание;
-ограничение во времени [4].
Без сомнения, тестовые технологии являются очень актуальными в современном процессе обучения: они дают преподавателю возможность оперативно проверить знания обучающихся, получить объективные результаты обучения, а также постоянно сравнивать и отслеживать их, учат обучающихся рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Всё это и обеспечивает качество образовательного процесса.
Задания в тестовой форме применяются на занятиях очень часто: и при организации проверочных работ по темам и разделам, и при организации самостоятельных работ, и при актуализации изученного материала. Несомненными достоинствами тестовых работ считаются:
- возможность проверить знания обучающихся по нескольким темам сразу;
- выявление как так называемых «достижений» учащихся, так и их слабых моментов, возможность установления причин пробелов в знаниях;
- возможность определить, насколько знания, умения и навыки обучающихся соотносятся со стандартами;
- возможность за небольшое количество времени объективно проверить большой объём знаний учащихся;
- мотивирование обучающихся к активной работе по усвоению учебного материала, что дисциплинирует и организует деятельность учащихся, формирует стремление развивать свои способности;
- развитие у обучающихся памяти, внимания, мышления, творческих способностей;
- воспитание у обучающихся аккуратности, сосредоточенности, терпения и ответственности [2].
Большое разнообразие тестовых заданий даёт возможность не только выявлять результаты усвоения обучающимися учебного материала, контролировать уровень овладения им, своевременно выявлять причину пробелов в знаниях учащихся, но и осуществлять дифференциацию обучения, объективно оценивая качество знаний учеников.
Тестовые задания для студентов используются на первом курсе как в качестве входного контроля, который направлен на выявление пробелов в знаниях по математике и принятие мер по их ликвидации, так и в качестве промежуточного и итогового контроля знаний, который позволяет оценить уровень усвоения учебного материала в течение семестра или года.
Необходимо предлагать обучающимся тесты как закрытого, так и открытого типа, так как они позволяют студентам записать свой вариант ответа, пояснить, чем обусловлен выбор той или иной формулы, например. В этом случае можно судить о том, насколько обучающийся знает теоретический материал и умеет применять на практике свои знания, насколько он мобилен.
На занятиях часто используются тесты с однозначным и многозначным выбором ответа, а также тесты перекрёстного выбора. Именно такие виды тестов формируют у обучающихся умениясравнивать, сопоставлять.
Особенно актуальными, на наш взгляд,тестовые задания стали в период дистанционного обучения. Применение тестовых технологий позволило сделать процесс обучения управляемым и даже эффективным. Благодаря тестовому контролю, знания обучающихся проверялись быстро и качественно. Поскольку преподаватель не присутствовал рядом с детьми и руководил работой со стороны, то тесты сопровождались чёткой инструкцией, а сами тестовые задания были информативными, доступными и простыми для понимания. Всё это позволило успешно и чётко организовать учебный процесс во время дистанционного обучения.
В качестве домашнего задания обучающиеся сами охотно составляют тестовые задания по пройденным темам.
В систему работы с тестовыми технологиями часто включаетсяи компьютерное тестирование, что позволяет разнообразить учебный процесс, вызвать интерес к предмету, даёт возможность обучающимся самим регулировать темп и ход работы.
Конечно, есть и минусы при использовании на занятиях тестовых технологий. Во — первых, нельзя исключить тот момент, что выбор правильного ответа возможен наугад. Во — вторых, очень трудно проанализировать ход решения обучающегося, так как видим уже готовый результат. В — третьих, при решении тестовых заданий не учитывается скорость мышления обучающихся.
Несмотря на это, применение заданий в тестовой форме в сочетании с образовательными технологиями обеспечивает высокий уровень усвоения учебного материала, воспитывает у обучающихся такие качества, как самостоятельность, ответственность, целеустремлённость, развивает творческие и умственные способности.
Список использованной литературы:
Аванесов В.С. Антиреформа // Журнал «Президент. Правительство. Парламент». 1999, № 5.
Полетаева И. А. Достоинства и недостатки разработки и применения тестовых технологий в образовательном процессе / И. А. Полетаева, А. В. Крючкова, Ю. В. Кондусова // Актуальные проблемы и современные технологии преподавания иностранных языков в неспециальных вузах: Сборник научных статей XIV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Воронеж, 19–20 марта 2021 года /Под редакцией А. В. Сысоева [и др.]. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2021. – С. 277-279.
https://search.rsl.ru/ru/record/01002480277
https://studfile.net/preview/9259894/page:5/