ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мельник Е.В. 1, Баркунова О.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследованиясоциально-значимых качеств младших школьников обосновывается несколькими параметрами, во-первых, большой ролью данных качеств в развитии личности ребенка и его социализации; во-вторых, особенностями младшего школьного возраста, в который является сензитивным периодом для их развития. В младшем школьном возрасте активно формируется индивидуальность ребенка, этот возрастной период – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни, оптимальный период для активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций [1].

Социально-значимые качества являются совокупностью системных свойств личности, обусловливающихся в процессе социализации и осуществляющихся в виде обобщенных образов и установок, позволяющих личности включаться в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности. В педагогике выделены следующие социально-значимые качества - организованность, ответственность, самостоятельность, социальная инициативность, общественная активность, коммуникабельность [2].

Из всего многообразия социально-значимых качеств, для исследования нами выбраны самостоятельность и ответственность, которые способствуют как успешному осуществлению учебной деятельности младшего школьника (как ведущего вида деятельности в этом возрасте), так и его успешной социализации и интеграции в группу сверстников.

Существует много исследований данных качеств, но все исследователи подчеркивают актуальность их развития именно в младшем школьном возрасте, так как именно с приходом в школу к ребенку предъявляется целая система общественно значимых требований, вынуждающих быть точным, пунктуальным, дисциплинированным, честным, и т.д.

Исследователи «ответственности» (Н.А. Авдеева, Л.И. Дементий, О.Ю. Гроголева) объясняют ответственность как качество личности, в контексте с самостоятельности, инициативности, целеустремленности. И показателями ответственности являются: пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей, готовность отвечать за последствия своих действий.

«Самостоятельность» по мнению ученых (И.В. Гребенников, В.В. Шульга и др.) как готовность школьника продвигаться в освоении знаний собственными силами и может по-разному проявляться в разных видах деятельности; С.Ю. Головина - как обобщенное свойство личности; К.К. Платонов, В.И. Селиванов - как педагогический феномен связанный с волевыми качествами личности.

На констатирующем этапе эксперимента участвовали 50 школьников третьих классов. С респондентами осуществлялась диагностика уровня развития социально-значимых качеств детей младшего школьного возраста, использовались следующие методы и методики диагностики: «Карта проявлений самостоятельности» (А.М. Щетинина); «Диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников» (по методике Н. В. Калининой); методика «Закончи историю»; (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой); методика «Изучение самооценки ответственности», разработанная М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой.

По результатам диагностики, мы выявили: низкий уровень самостоятельности у 32% учеников (16 человек); 36% (18 учеников) 3-х классов показали низкий уровень сформированности самостоятельности учебных действий; в классах преобладает средний и низкий уровень развития личной ответственности 58% (29 учеников) показали средний уровень и 32% (16 учеников) показали низкий уровень развития личной ответственности.

На данном этапе исследования результаты позволяют утверждать о недостаточном уровне развития социально-значимых качеств детей младшего школьного возраста, в связи с этим возникает необходимость формирующей работы с испытуемыми на следующем этапе исследования.

Список литературы:

1. Никитина Н.О., Баркунова О.В. Формирование социальной компетентности младших школьников в условиях ФГОС // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2016/article/2016024660">https://scienceforum.ru/2016/article/2016024660</a>

2. Насырова А. В. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников во внеурочной деятельности// Научный журнал NovaUm.Ru - №25 2020 г. С.387-390

Просмотров работы: 49