МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2023

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе существует потребность в активных, деятельностных людях, которые имели бы способность быстро и легко приспосабливаться к меняющимся условиям, выполняя работу с оптимальными энергозатратами, способных к саморазвитию и самообразованию. Для решения поставленных задач учителя современной школы обращаются к различным методам обучения, которые сочетают в себе интересы не только общества, но и личности[1]. Наибольшее внимание в данном спектре методов обучения привлекает метод проектов.

Основой успешной проектной деятельности является высокий уровень ключевых проектных компетенций школьника. Для того чтобы выстроить эффективную деятельность по её развитию, учителю необходимо проводить мониторинг уровня проектной компетентности обучающихся. Это требуется для своевременного восполнения пробелов в знаниях обучающихся и поиска новых методов и приёмов формирования проектной компетентности.

Именно поэтому мы и провели исследование на базе МБОУ гимназии №44 города Иваново с целью установления уровня проектной компетентности у обучающихся 5-х классов. В исследовании участвовали 32 обучающихся 5Г класса в возрасте 11-12 лет

Уровень проектной компетентности мы оценивали при помощи 9-ти методов в рамках четырех критериев (Табл. 1.). Выполнение каждого из 9 заданий нами оценивалось по трехбалльной шкале от 0-го до 3-х баллов

Таблица 1. Методика оценки уровня проектной компетентности школьников

Критерии оценки уровня проектной компетентности

Измеряемые показатели

Методы измерения показателей

К1. Знание правил и приемов реализации проектов

Знание и понимание терминологии, принятой в проектной деятельности

Тестовая оценка знаний основ проектной деятельности

Умение находить последовательность действий для реализации проекта и обозначать необходимые средства его реализации

Выполнение практического задания по составлению плана реализации проекта

К2. Умение реализовать и презентовать, созданный учебный проект

Умение выполнять проектное задание

Анализ продуктов деятельности

Умение защитить выполненный проект

Экспертная оценка педагогов

К3. Способность к совместной групповой деятельности, направленной на реализацию проектов

Наблюдение за метапредметными умениями в групповой деятельности

Наблюдение

Готовность к творческой проектной деятельности

Анкета

Ответственность за результат коллективной деятельности

Групповая оценка участия в проекте

К4. Участие в конкурсах и выставках проектов

Желание реализовывать проекты

Наблюдение

Представленные работы на конкурсы и выставки

Экспертная оценка членов жюри

Для измерения показателя «Знание и понимание терминологии, принятой в проектной деятельности» обучающимся необходимо было выполнить тест на знание основ проектной деятельности. Тест был реализован в Google Формах. Ссылка на тест: https://forms.gle/TdxxvRE7XKVNm6yM9

Для измерения показателя «Умение находить последовательность действий для реализации проекта и обозначать необходимые средства его реализации» обучающимся необходимо было выполнить практическое задание по составлению плана реализации проекта. Практическое задание состояло из двух частей. Для каждой части задания ученикам предлагались карточки с различными наименованиями. В первой части практического задания, учащимся необходимо было расположить этапы проектной деятельности в логической последовательности. Во второй части – подобрать виды деятельности, совершаемые на каждом из этих этапов для его успешной реализации.

Для оценки показателя «Наблюдение за метапредметными умениями в групповой деятельности» использовалась карта наблюдений, которая включает в себя критерии различных метапредметных умений: целеполагание; планирование; распределение обязанностей и заданий по выполнению проекта; полнота используемых средств; использование информационно-коммуникационных средств; соответствие исполнения проекта плану; контроль продвижения по заданию; наличие, частота конфликтов и их разрешение; ориентация на партнера в общении; лидерство; адекватность самооценки.

Для оценки показателя «Готовность к творческой проектной деятельности» учащимся необходимо было заполнить данную анкету. Анкета была реализован в Google Формах. Ссылка на анкету: https://forms.gle/sVxMEikruGN6PqXaA

После использования всех вышеописанных методов и методик мы суммировали набранные обучающимися баллы и сделали вывод об уровне развития проектной компетентности. Максимально можно было набрать 12 балла. В таблице 2 представлена технология перевода набранных обучающимися 5 класса баллов в уровни их проектной компетентности. Процентная характеристика успешности выбрана на основании принятого положения о системе оценивания достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в МБОУ гимназии № 44.

Таблица 2. Уровни проектной компетентности школьников

Уровни проектной компетентности школьника

Процентная характеристика успешности (Х)

Балльная характеристика

констатирующий эксперимент

Недостаточный

до 49%

до 6 баллов

Низкий

от 50 до 69%

от 6 до 8 баллов

Средний

от 70% до 89%

от 9 до 10 баллов

Высокий

от 90% до 100%

от 11 до 12 баллов

Недостаточный – очень низкий, недопустимый уровень развития проектной компетентности обучающихся пятых классов. Учащийся, входящий в данную группу характеризуется отсутствием внешней мотивацией к проектной деятельности, отсутствием интереса и потребности участия в проектной деятельности, непониманием ее значимости и места в образовательном процессе.

Низкий – минимально допустимый уровень развития проектной компетентности обучающихся пятых классов. Учащийся, входящий в данную группу характеризуется слабо выраженной внешней мотивацией к проектной деятельности, низким уровнем интереса и потребности участия в проектной деятельности, слабым осознанием ее значимости и места в образовательном процессе.

Средний – средний допустимый уровень развития проектной компетентности обучающихся пятых классов. Учащиеся, относящиеся к данной группе характеризуется внешней мотивацией к проектной деятельности, пониманием значимости и роли проектной деятельности в образовательной деятельности, при этом потребность участия в проектной деятельности, а также интерес к ней неустойчив.

Высокий – высший, оптимальный уровень развития проектной компетентности обучающихся пятых классов. Данной группе учащихся присущи: устойчивая внутренняя мотивация к проектной деятельности, осознание значимости проектной деятельности как условия успеха в образовательном процессе, сформированная потребность в проектной деятельности.

На основании данных, полученных при использовании 4-х методов для измерения различных показателей нами были получены результаты уровня развития проектной компетентности на констатирующем этапе педагогического эксперимента, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень развития проектной компетентности обучающихся

5 класса до начала эксперимента

Как видно из полученных данных (см. Рис. 1), в 5Г классе в целом наблюдается низкий уровень проектной компетентности. Следовательно, необходимо проводить работу по её развитию, поскольку одна из причин низкой компетентности – слабая мотивация к проектной деятельности, а цифровые сервисы и инструменты обладают высоким потенциалом, позволяющим повысить интерес учащихся к методу проектов.

Переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения неразрывно связан с формированием у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности[2]. Учителя современной школы могут сделать для себя вывод о необходимости работы в данном направлении на своих уроках.

Таким образом, констатирующий этап эксперимента подтвердил актуальность проводимого нами исследования, а разработанная методика оценки уровня проектной компетентности обучающихся поможет нам и всем заинтересованным коллегам провести мониторинг продвижения обучающихся на новый уровень проектной компетентности.

Список литературы:

Байбородова, Л.В.  Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобр.организ. / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - М.: Просвещение, 2013. - 175с.

Городилина, Т.В. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в системе федеральных государственных образовательных стандартов / Т.В. Городилина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.-№6. - С.37-41.

Просмотров работы: 286