На сегодняшний день стресс стал важной темой не только в академическом содержании, но и в нашей культуре. Многие исследователи в области науки о поведении провели обширные исследования стресса и его последствий и пришли к выводу, что испытуемому необходимо больше концентрации. Стресс в академических учреждения может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, если с ним плохо справляться. Тем не менее, важно общество, в котором студенты должны изучать и получать необходимые знания и навыки, чтобы сделать их вклад положительно влияющим на развитие различных аспекты. Поэтому важно, чтобы студенты умели справляться со своим стрессом, в частности с академическим.
В результате данного исследования мы можем узнать о источниках академического стресса у студентов, и, опираясь на них, разработать рекомендации в борьбе с данным стрессом.
Целью нашего исследования является выявление источники академического р стресса у студентов.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы академического стресса у студентов.
2. Изучить уровни академического стресса у студентов московских вузов.
Поставленные цель и задачи исследования были нами достигнуты.
По первой задаче нами был проведен теоретический анализ при помощи различных литературных источников по темам стресса. Мы выяснили, что Стресс – это феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия. Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса: стадию тревоги, стадию резистентности, стадию истощения.
Стресс может быть полезным, и в этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для того, чтобы стресс принял характер эустресса, необходимо наличие определенных условий. В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму — дистресс.
Изменение психологических функций при стрессе у человека играет важную роль в динамике проявлений “общего адаптационного синдрома”. Психологические проявления особенно выражены и значимы в структуре «эмоционального стресса». Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится.
Выяснилось, что основной источники академического стресса является отношение самих студентов к учебному процессу. Если студент не будет проявлять в себе безответственность, то и факторов стресса станет гораздо меньше.
В рамках решения второй задачи нами была разработана анкета и было проведено анкетирование среди студентов различных московских вузов, в том числе и на базе РУДН. В нашем исследовании приняло участие 28 студентов, средний возраст которых составил 22 ± 3 года.
Проанализировав результаты анкетирования, можно сказать, что большинство участвующих студентов испытывает академический стресс в результате больших учебных нагрузок, что способствует низкой успеваемости и причиняет вред не только психическому здоровью, но и общему состоянию человека.
Основными источники стресса в жизни студентов являются проблемы, непосредственно связанные с учебой, как есть у 85,2% респондентов. Факторы академического стресса, такие как учебная нагрузка (77,8%) и оценки (37%) являются наиболее популярными факторами стресса, связанного с учебой. В этом плане университет не является главной источники стресса, тем что дает большую учебную нагрузку. Все программы обучения проверяются специалистами и за счет этого учебная нагрузка не может быть фактором со стороны университета. Мы считаем, что в этом плане во многом виноваты сами студенты, которые относятся к учебе не совсем серьезно и, например, откладывают все свои задания на самый последний день. Также, одной из наиболее популярным причин стресса являются финансовые проблемы (59,3%). Данная проблема является очень актуальной, в особенности у студентов 1-2 курсов, которым еще трудно совмещать учебу с работой.
Мы считаем, что для предотвращения различных источник стресса студентам следует уделять достаточное время на сон и отдых, постараться отказаться от вредных привычек и различных зависимостей и для того, чтобы не было больших нагрузок в учебе, также уделять ей достаточное количество времени. Лучше всего будет для начала правильно распределить свой день.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бильданова, В. Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / В.Р. Бильданова // Елабуга: ЕИ КФУ, 2015. — С.142.
Воронова, О.П. Стресс как составляющая учебной деятельности студента / О.П. Воронова, К.В. Одокиенко // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 47–47.
Глазачев, О.С. Синдром эмоционального выгорания у студентов: поиск путей оптимизации педагогического процесса / О. С. Глазачев // Вестник Международной академии наук (Русская секция). – 2011. - № 1. – С. 26–45.
Деваев, Н. П. Влияние психоэмоцианального стресса на регуляцию сердечного ритма у студентов / Н.П. Деваев, В.В. Суворов // Российский медико-биологический вестник им. И. П. Павлова. – 2010. - № 1. – С. 131–135.
Карякина, С.Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения / С. Н. Карякина // Ученые записи Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. – 2010. - № 3–2. – С. 210–215.
Киселева, Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия / Е. В. Киселева, С. П. Акутина. [Электронный ресурс]/ Молодой ученый. — 2017. — Электр. дан. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/140/39480/ (дата обращения: 20.10.2022.
Осадчая, Е.А. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к ВУЗу / Р.Ф. Петрова // Учебные записки Орловского государственного университета. – 2009. - № 4. – С. 40–49.
Павлова Т. С. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте / Т. С. Павлова, А. Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. – 2011. – № 1. – С. 29–43.
Учебные стресс-факторы студентов ВУЗа и пути их предупреждения и преодоления / Л. Р. Яруллина, Е. А. Корчагин, Д. С. Нигматулина // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2013. - № 2(24). С. 355–359.
Шансков,М.А.Факторы, обеспечивающие эффективность учебно-профессиональной деятельности студентов педагогических и инженерно-технических вузов/Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 12. – С. 115–119.
Gorodetskaya I.V. The evaluation of levels of the academic stress of students VSMU / I.V. Gorodetsky, O.I. Solodovnikova // Bulletin of VSMU. – 2016. – №2. – P. 118–128.
Kotova, G.N. Socially hygienic monitoring of influence stress factors on prevalence of educational stresses in the youth environment // Fundamental research. – 2014. – №7-4. – P. 728–731.
Sharma, B. Kumar, A. and Sarin,J. (2016). Academic Stress, Anxiety, Remedial Measures Adopted and Its Satisfaction among Medical Student, A Systematic Review, International Journal of Health Sciences and Research, 6(7), 368-376
The stress concept in 1955 // Journal of Clinical Epidemiology. – 1955. – Volume 2, Issue 5. – Pp. 491–608.
Mausner-Dorsch H., Eaton W.W. Psychosocial work environment and depression: epidemiologic assessment of the demand-control model // Am. J. Public Health. – 2000. – Vol. 90(11). – P.1765–1770.